Культура в современной России

россия политический экономика демография культура

Начало XXI века привнесло в жизнь российского общества относительную стабильность, которая позволяет сделать попытку проанализировать те тенденции, которые появились в сфере культуры с развалом СССР.

Процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура России последних полутора десятилетий органически связана с прошлыми периодами истории нашей страны. При этом новая политическая, экономическая и социальная ситуация не могли не сказаться на культурной сфере, поскольку заметно повлияли на менталитет, мировоззрение и интеллектуальные устремления сограждан.

В начале 90-х государство перестало диктовать культуре свои требования, лишив ее таким образом гарантированного заказчика. Однако вместе с идеологической свободой появилась необходимость перехода культуры на самообеспечение, что, конечно же, изменило самый принцип функционирования большей части институтов культуры: повсеместно происходил отказ от порой чисто дидактических принципов в пользу потакания запросам среднестатистического человека, иными словами, востребованная массовая культура наконец-таки получила доступ к глазам, ушам и сердцам людей.

Вместе с тем, после того, как из нашей жизни исчезла "руководящая и направляющая роль партии", перед обществом встал вопрос о том, в каком направлении должно происходить развитие. Диапазон поисков был и остается достаточно широким - от следования западным образцам до увлечения Востоком. Нельзя сказать, что российская ситуация в этом смысле уникальна - развитие средств коммуникации привело к активному взаимопроникновению культур, которое хотя и началось еще с позапрошлого века, но подобного размаха достигло только в последние годы, что позволяет говорить о культурном аспекте глобализации. Даже само слово "глобализация", раздающееся на каждом углу, воспринимается простым человеком, не экономистом или политиком, прежде всего как глобализация культурная.

Переход телевидения на самоокупаемость привел к тому, что эфир заполняется тем, что лучше смотрится, а рейтинг определяет сетку телевещания. Очевидно, что развлекательные программы привлекают больше телезрителей, чем, скажем, образовательные. В итоге, большая часть каналов носит практически стопроцентно развлекательный характер. Количество телешоу, не сильно отличающихся друг от друга, не поддается исчислению, занимая самое прайм-таймовое время, а у производителей всенародно любимых латиноамериканских сериалов, похоже, начался творческий кризис: сюжеты их кино-шедевров не укладываются в мозгу психически здорового человека. Поняв, что домохозяйки - вполне интересная целевая аудитория для многих рекламодателей, теледеятели соревнуются изо всех сил, стараясь не дать заскучать хранительницам домашнего очага. Похоже, уже ни у кого не осталось сомнений в том, что лучше всего готовится борщ и протирается пыль именно под аккомпанемент ток-шоу и сериалов. С началом рыночных отношений исчезла былая советская расслабленность граждан. Принцип "солдат спит - служба идет" сменился на "волка ноги кормят". Вот почему у экономически активного гражданина становилось все меньше и меньше времени на массовые мероприятия из разряда митингов и демонстраций - после ненормированного рабочего дня идти на улицу в поддержку кого бы то ни было уже не хочется. Таким образом, политика становится развлечением студентов и пенсионеров, а остальные, погрузившись в политическую апатию, предпочитают участвовать в событиях неполитической направленности - концертах, open - эйрах, многодневных музыкальных фестивалях.

В сфере музыки с появлением специализированных телеканалов и музыкальных FM-радиостанций, деление музпроизведений стало происходить по принципу "формат" / "не формат". Стремление вписаться в "формат" заставляет музыкантов идти на компромисс: рокеры попсеют, появилось понятие рокопопс, поп-исполнители не брезгуют кожаными куртками и гитарными запилами, а оперные певцы превращаются в звезд шоу-бизнеса.

Нельзя не упомянуть и о таком новом феномене современной общественной жизни, как Интернет. Сложно переоценить значение Интернета в современной культуре, ведь он является уникальным средством коммуникации и местом хранения информации, которые делают культуру более доступной, демократичной и дают возможность развиваться различным маргинальным направлениям в культуре и искусстве, которые не выжили бы в реальном мире. Особое значение имеет Интернет для провинции: люди из маленьких городов, да и из больших городов за пределами Центральной России получают возможность участвовать в культурной жизни столицы и всего мира.

Таким образом, сейчас, в начале XXI века, невозможно выделить какой-то один, основной вектор развития культуры, да это и не нужно. В какую бы сторону ни стала развиваться Россия в нынешнем столетии, русская культура останется главным богатством страны и залогом единства нации.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В переходный период(переход от XX к XXI веку) стремительное развитие России привело к многочисленным преобразованиям в различных сферах, как то: политической, социальной, экономической, культурной и других. Преобразования имели различные последствия. Во- первых, некоторые реформы, проводимые в Российской Федерации, не были осуществлены до конца, что характерно для Российской истории. Во-вторых, не все реформы и преобразования привели к желаемому результату, ввиду неготовности государства(а порой общества) к осуществлению данного преобразования. Но нельзя не отметить и положительный исход многих преобразований и начинаний, которые привели, к тому, что авторитет нашей страны на международной арене значительно возрос, по отношению к предыдущему периоду. Кроме того, многие преобразования значительно улучшили положение в обществе. В сравнении с предыдущих периодом в Российской Федерации демографическое ситуация улучшилось, что показывает правильность проводимой государством политики. Ситуация значительно улучшилась в сравнении с концом 20х века.

Так же, экономическая ситуация в России значительно улучшилась, но и имеет значимые недостатки, в связи с тем, что Российская Федерация является 1-м в мире поставщиком природных ресурсов, что делает экономическое развитие РФ посредственным.

Расширение прав и свобод, снижение государственного контроля за населением, привело к преобразованиям в культурной сфере жизни общества(появление различных субкультур, свобода слова, появление большого количества независимых средств массовой информации и т.д.)

Хочется надеяться, что развитие гражданского общества и его слаженные действия с государством, приведут к созданию правового государства, расширению прав и свобод человека, к дальнейшему развитию социума.

Список литературы

 

1. Демографический ежегодник России 2002. М. Госкомстат РФ. 2002. С. 20.

2. Численность населения по переписи населения 1989 г. (на 12 февраля).

3. Расчетная численность населения на начало года (1 января).

4. Численность населения по переписи населения 2002 г. (на 9 октября).

5. Рассчитано мной по «Демографическим ежегодникам России» за 1995—2002 гг. (М. Госкомстат России). Выбор 1994 г. в качестве начала расчетного периода обусловлен единственно наличием у меня исходных статистических материалов для расчетов.

6. Демографический ежегодник России 2002. М. Госкомстат России, 2002. С. 65—66.

7. Конституция Российской Федерации

8. Статья… «Россия в 21-м веке».

9. Учебное пособие «Развитие экономики в РФ»

10. Всенародная свободная энциклопедия www. Wikipedia.ru

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: