СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью "Агротех-гарант" находится в городе Воронеж, по улице Ломоносова, д. 114Б, офис 145. Компания ООО "Агротех-гарант" была создана в 1997 году. Идея основания принадлежит преподавателям Воронежского сельскохозяйственного института. Их целью являлось развитие организации, которая может гарантировать партнерские отношения, честность, надежность и совместный успех. За, более чем, десятилетнюю историю, компания накопила немалый опыт интенсивного производства, продолжает искать все новые и новые решения в применении средств защиты растений, следовать новым тенденциям, в том числе и на собственных пахотных угодьях. Сельскохозяйственное производство расположено в пяти районах Воронежской и Белгородской областей. Достаточно сильный кадровый и научный потенциал позволяет компании предлагать своим партнерам технологии и препараты, которые прошли тщательную проверку и доказали результативность на полях своих хозяйств. Это также составляет эксклюзивность предложений, услуг и методов работы группы компаний "Агротех-гарант". Это коммерческая организация, основным видом деятельности которой является оптовая торговля средствами защиты растений ведущих российских и зарубежных химических компаний. Фирма также предоставляет свои услуги по химической обработке посевов. Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ. Организация является субъектом малого предпринимательства. Собственного производства у данной организации нет. В основном, заключаются договоры поставки, в которых ООО выступает либо в качестве покупателя, либо в качестве поставщика. Оплата по договорам производится по безналичному расчету.
|
|
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающей управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Внутренняя среда представляет собой ограниченные сочетания ее внутренних перемен.
Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организация представляет собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства:
|
|
·Цели;
·Организационная структура;
·Персонал предприятия.
Цели
Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом требований:
цели должны быть достижимыми; цели должны быть гибкими;
цели должны быть измеримыми и конкретными;
цели должны быть совместимыми и приемлемыми для организации.
В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства. Принятый в 1994 году Гражданский кодекс РФ (ст.50 ч.1) зафиксировало, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Прибыль- это ключевой показатель организации. Поэтому основной целью работы большинства организаций, также фирмы "Агротех-гарант", является получение прибыли. Но для того, чтобы получать прибыль, руководство организации должно сформулировать цели некоторых конкретных вопросов. Для фирмы "Агротех-гарант" это: позиция на рынке, связанная с желанием рыночного лидерства; качество предоставляемых услуг, минимизация издержек производства, удовлетворение потребителя и пользователя услуг, повышение удовлетворенности своих сотрудников.
В подразделениях, также как и во всей организации, необходимо выработка целей. Основным направляющим моментом при этом следует считать общие цели организации. Цели подразделений должны составлять конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.
Структура
Организационная структура - это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей.
Характерной особенностью современных организаций является специализированное разделение труда - закрепление данной работы за специалистами, т.е. тем, кто способен выполнять ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.
Для фирмы "Агротех-гарант" в силу относительно небольшого ассортимента продукции, ее функционирования на внутреннем рынке, а также из-за ограниченности численности ее персонала наиболее подходящей является линейная структура, в которой можно выделить следующие отделы: финансовый отдел, производственный и коммерческий отделы. В условиях линейной организационной структуры осуществляется прямая (линейная) зависимость и ответственность от внешнего руководителя к менеджерам среднего уровня и далее к работникам организации, рисунок 1.
Рисунок 1 - Организационная структура фирмы "Агротех-гарант"
Во главе всей фирмы стоит директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности фирмы, без особой на то доверенности и действует от имени фирмы, представляет ее интересы во всех отечественных предприятиях, фирмах и организациях. Также он распоряжается в пределах предоставленному ему права имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками фирмы. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность фирмы, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества фирмы. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами.
|
|
В подчинении директора находятся технический директор (инженер-технолог); финансовый директор (гл. бухгалтер); коммерческий директор (менеджер по продажам, менеджер по рекламе).
Финансовый директор осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности фирмы и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности фирмы, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, обеспечение правильности соотношений темпов роста производительности труда и заработной платы.
В подчинении у финансового директора находится гл. бухгалтер, который организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат на производство, реализации продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками). Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета.
Также в подчинении у директора находится технический директор. Он определяет техническую политику. Обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства, ее эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции работ (услуг), высокое их качество. Обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение высоко уровня качества продукции в процессе ее разработки и производства.
|
|
Техническому директору подчиняется инженер-технолог. Он организует разработку и внедрение прогрессивных, экономически обоснованных ресурсосберегающих технологических процессов. Руководит составлением планов внедрения новой техники и технологии, повышения эффективности производства. Обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования, содержание в работоспособном состоянии на требуемом уровне.
Также в подчинении у директора находится коммерческий директор. Занимается реализацией продукции предприятия, маркетинговыми исследованиями, рекламной деятельностью и Т.д. В подчинении у коммерческого директора находятся менеджер по продажам и менеджер по рекламе.
Анализ персонала фирмы “Агротех – гарант”
Важный признак персонала организации - обладание определенными качественными характеристиками: способности (наличие конкретных знаний и профессиональных навыков, опыт работы в определенной сфере деятельности); мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации); свойства (наличие психологических, интеллектуальных, физических качеств, необходимых для определенной профессиональной деятельности). Обладание сотрудниками теми или иными качественными характеристиками определяет структуру персонала организации по категориям: руководители, специалисты, служащие, рабочие. Данные о персонале фирмы сведены в таблице 2.
Таблица 2
Классификация персонала по полу, возрасту, образованию
Персонал | Образование | Возраст | Пол | ||||||
высшее | Средне/спец | среднее | 20- 30 | 30-40 | 40-50 | 50-60 | муж | жен | |
руководители | 4 | 2 | 1 | 1 | 4 | ||||
специалисты | 4 | 1 | 3 | 2 | 1 | 4 | |||
служащие | 5 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | |
рабочие | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 |
Оценка персонала в соответствии со стажем.
Профессия | Стаж |
Директор | 21 |
Технический директор | 15 |
Финансовый директор | 7 |
Коммерческий директор | 9 |
Инженер технолог | 16 |
Инженер технолог | 5 |
Инженер технолог | 8 |
Инженер технолог | 4 |
Главный бухгалтер | 10 |
Бухгалтер | 6 |
Бухгалтер | 3 |
Менеджер по продажам | 2 |
Менеджер по продажам | 1 |
Менеджер по продажам | 8 |
Менеджер по продажам | 6 |
Менеджер по продажам | 3 |
Менеджер по продажам | 10 |
Менеджер по продажам | 4 |
Менеджер по продажам | 6 |
Менеджер по рекламе | 12 |
Менеджер по рекламе | 3 |
Менеджер по рекламе | 5 |
Менеджер по рекламе | 8 |
Менеджер по рекламе | 6 |
Произведем анализ персонала фирмы "Агротех-гарант".
Результаты анализа по полу:
Общее количество женщин: 18/24*100%=75%
Общее количество мужчин: 6/24*100%=25%
Результаты анализа по возрасту:
От 20-30 лет: 3/24*100%=13%
От 30-40 лет: 10/24*100%=41%
От 40-50 лет: 9/24*100%=38%
От 50-60 лет: 2/24*100%=8%
Результаты анализа по стажу:
До 3-х лет:2/24*100%=8%
От 3-5 лет:5/24*100%=21%
От 5-10 лет:11/24*100%=46%
От 10-15 лет:4/24*100%=17%
Свыше 15 лет:2/24*100%=8%
Результаты анализа по уровню образования.
высшее образование имеют:15/24 * 100%= 62,5%;
средне-специальное образование имеет:7/24* 100%=29,2%;
среднее образование имеют: 2/24*100%= 8,3%.
Результаты анализа по категориям персонала.
Руководители: 4/24*100%=17%;
Специалисты: 4/24*100%=17%;
Служащие: 5/24*100%=21%;
Рабочие: 2/24*100%=8%.
Персонал организации состоит из 24 человек, 18 женщин и 6 мужчин, возраст сотрудников колеблется от 20-60 лет из анализа по уровню образования видно, что в фирме работают достаточно квалифицированные сотрудники, следовательно, они с легкостью воспримут преобразования и новшества технологического процесса, а также примут участие в организации и работы фирмы.