Глава 3. Социальные конфликты в современной России (2000-е гг.)

3.1. Социальные конфликты в современном обществе.

В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни рождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.

Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или

открытый характер. Одной из ярких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране. Объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах.

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. Также значительную роль играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей.

Большую роль в современной жизни России играют социально-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т.п. Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных  

социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста. Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые «группы давления», объединяющие людей по экономическим целям,

профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения

массовых протестов могут быть такие, как: митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка тех или иных требований.

 

3.2. Пример социального конфликта. Конфликт между мигрантами и коренными жителями.

Урал всегда славился своим гостеприимством. Суксунский район занимает особое место среди всех территорий Прикамья. Именно Суксунская земля славится красотой природы и трудолюбием живущих на ней людей. В мире и согласии уживаются в Суксунском районе татары и башкиры, грузины и украинцы, русские и марийцы. История Суксуна не помнит каких- либо этнических конфликтов между ними. В незапамятные времена советской

29

государственности на эту землю приезжали многие народы на заработки. Всем хватало места на Суксунской земле, многие из приехавших осели в этих краях на постоянное место жительства. Жителям Суксунского района с инородцами, прибывшими к ним с сиром и добром, делить нечего, всем хватит места и тепла, лишь бы приезжие относились к суксунцам по-доброму, привозили с собой мир и согласие.

Местная администрация всегда обращала особое внимание на межнациональные отношения. Не оставалась в стороне и администрация области, оказывавшая содействие действующей в районе «Программе поддержку и развития национальных культур». Заместитель главы города Г. Собакина отмечала, что работу по возрождению народных традиций в районе координируют три центра: русский, татарский и марийский. Руководители Татаро-башкирского центра Ш.Мухутдинов, Русского центра А. Булатова, Центра марийской культуры Л.Николаева помогали администрации организовывать национальные праздники, были частыми гостями на различных встречах активистов общественных организаций в Прикамье и за его пределами. Летом в районе действовал фольклорный лагерь, В местной газете «Новая жизнь» постоянно подчеркивалась многонациональность района.

Вернувшись с общероссийского молодежного форума «Ассамблея районов России», делегат от района отмечала необходимость того, чтобы молодежь как можно активнееe участвовала в создании молодежных объединений, справедливо считающих, что самоопределение народа – это не право на замкнутость внутри своих этнических групп, а возможность самовыражения, развитие своей культуры в многонациональном обществе. В пример ставилась Удмуртия, где очень много молодежных национальных объединений, направленных отнюдь не на борьбу против «инородцев», а проповедающих основы дружбы народов многонациональной России.

Межнациональный мир в районе удавалось сохранять с 1992 года. Тот год, пишет «Новая жизнь», памятнен всем жителям поселка. Конфликт тогда разгорелся между коренными суксунцами и грузинами. Причиной эксцесса называлась следующая: «…гости почувствовали себя вольготно, захотели стать хозяевами жизни». К счастью, тогда все обошлось без тяжких последствий, благоразумие посетило обе стороны.А складывающаяся ситуация такова, что может повториться неприятное прошлое.

По разным причинам прибыли на территорию Суксунского района жители Чеченской республики, входящей в состав Российской Федерации. Суть не в том, кто из них и зачем сюда приехал, где живет, в Суксуне или на селе.

Важно то, что все должны жить, как законопослушные и добропорядочные граждане.

Толи возрождение национальной культуры не пошло впрок, то ли за тремя национальными группами забыли об остальных, но в начале 2000 года перед местными властями встал чеченский вопрос.

Поэтому, видимо, не случайно появилось заявление жителей поселка Суксун, адресованное депутатам Земского собрания Суксунского района, под которым стояло 50 подписей. В нем говорилось: «За 2000 год совершен ряд противоправных действий лицами чеченской национальности…», далее приводились фамилии потерпевших, обратившихся в Суксунский РОВД, где им было отказано в возбуждении уголовного дела.

В данном заявлении жалобы на постоянные разборки чеченцами в пьяном виде в общественных местах, что угнетает жителей района и они обоснованно опасаются за свое здоровье и жизнь. Выступившие от имени большинства жителей заявители просят разобраться в сложившейся ситуации, в противном случае не исключают возможности стихийных разборок и самосудов.

Газета «Новая жизнь предоставила слово заместителю начальника Суксунского

ОВД Сергею Сабурову. Он признает неслучайность того, что появилось это заявление. Предполагается, что чашу терпения жителей поселка переполнила трагическая гибель суксунца Тихомирова. Майор милиции приводит статистику и разбирает конкретные

30

случаи, показывая, что в каждом из них виновные уходили от ответственности на вполне законных основаниях. Либо они попадали под амнистию, либо привлекались к административной ответственности, либо потерпевшие забирали свои заявления «в связи с примирением». Руководство РОВД заявляет, что полностью воспринимает критику жителей Суксуна по поводу панибратского отношения некоторых работников ГИБДД к правонарушителям – чеченцам и заявляет, что будет это пресекать. Заместитель начальника Суксунской милиции призывает представителей чеченской национальности уважать покой живущих рядом и взаимно уважать друг друга. В этой ситуации особо важно найти решение, приемлимое для обеих сторон.

Средства массовой информации Прикамья постоянно знакомят жителей нашей области с произошедшими межнациональными конфликтами, путями их урегулирования, с планами областной администрации в области преодоления возникших разногласий.

Климов А. Искусство возможного.//Пермские новости. 1999 г.-20 авг.

Чтобы и дальше проводить взвешенную политику в национальном вопросе, администрация области совместно с рядом общественных национальных центров разработала и внесла в областной парламент проект целевой комплексной программы по гармонизации национальных и межнациональных отношений. Однако на июльском заседании Законодательного Собрания едва не вышел конфуз.

Программу в первом чтении (т.е.в принципе) одобрили в третьем заходе.

Справедливые, в принципе, замечания отдельных депутатов по тем или иным разделам программы и ее названию не привели к срыву итогового голосования.

Слава богу, у областных депутатов хватило ответственности не давать козырей политическим экстремитстам. Сейчас необходимо найти и заложить в соответствующие бюджеты финансовое обеспечение программы. Так как средств этих много не предвидится, важно очень тонко расставить приоритеты, чтобы и дело сделать, и никого не обидеть.

Корейский «Бухаль»//Губернские вести (Пермь) – 17.03.00.

В области создана региональная корейская национально-культурная организация «Бухаль» (Возрождение). Среди уставных целей - возрождение национального языка, самосознания, культуры и традиций. Члены организации намерены способствовать укреплению дружбы

между представителями разных народов Прикамья. Ширится «третий сектор»//Пермские новости. 14.07.00.

В Перми состоялся семинар-совещание на тему «Мигранты и местное общество6 толерантность во взаимоотношениях» Почему-то от участия в совещании отстранились администрации областей, включая и нашу, Пермскую.

Между тем, как известно, Урал – мультинациональный регион. По словам выступающих – там, где власти устраняются от решения проблем вынужденной миграции, это ведет к дестабилизации обстановки и даже к откровенному противостоянию «аборигенов» и «чужаков». Например, в Суксунском районе Пермской области. Но есть и положительные примеры миграционных служб – в Очере, Чайковском. Участники семинара приняли обращение к СМИ, в котором выступили с конкретными предложениями и инициативами. В частности, по улучшению информированности широкой общественности о проблемах мигрантов и нейтрализации враждебного к ним отношения там, где это имеет место.

Выступили с идеей выработки реальных механизмов взаимодействия властных структур с НГО во имя все той же благородной цели – помощи изгнанникам. И обратились с призывом выработки в каждом регионе собственной программы гармонизации межнациональных отношений, предусматривающих более активное участие в ней НГО.

Горчаков А. Главное – не перегнуть//Звезда (Пермь) – 08.10.99.

Губернатор Пермской области Г. Игумнов комментирует: Об отношении к политике правительства на Северном Кавказе: «Я поддерживаю идею создания зоны безопасности. Главное сейчас – уничтожить боевиков. Надо больше внимания уделять работе с чеченским населением на самом низком уровне, а не навязывать им лидерство сверху». О высылке из

31

Москвы лиц «кавказской национальности»: «На мой взгляд, эта мера, мягко говоря, не адекватная.»

Определены перспективы //Рассвет (Народная газета Бардымского района) –

12.01.00. (Выступление зам. Главы администрации Назина С.Н. на съезде учителей района.)

Законодательным собранием Пермской области в 1999 году утверждена комплексная программа гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья на 1999 – 2003 г.г. Утверждено лишь 30 % средств от потребностей, но программа позволяет решать некоторые проблемы национальных отношений культуры, образования и СМИ. Район является методическим центром для национальных учреждений образования Пермской области. Несмотря на экономические трудности, реализация Закона РФ «Об образовании» и программа стабилизации и развития образования Пермской области представила возможности стабилизации и развития системы образования. Конституция РФ гарантирует доступность 9 классов. Анализируются статьи проекта закона

Пермской области «Об образовании». Прослеживается проблема передачи государственных полномочий местному самоуправлению. Отмечается необходимость строительства новых школ в Пермской области.

Лучников А. Мы – русские! //Новый компаньон 16.03.99.

По данным ВЦИОМ, 43% взрослого населения РФ симпатизируют РНЕ… Между тем

Русская идея не имеет ничего общего с фашистскими бреднями, в самом слове

«русский» нет ни грамма национализма.

Соколовская Е. Ваххабиты в Перми. //Губернские вести – 1999г. 27 авг.

По мнению журналиста, в традиционно считавшейся стабильной Пермской области, зреет серьезный конфессиональный конфликт с элементами межнационального. Муфтий Пермской области Мухаммедгали Хузин в интервью сообщил об угрозе ваххабизма в Перми. Это не конфликт между муфтием и руководством одной из прикамских мечетей. Хузин не подтвердил, но и не опроверг слухов о том, что в соборную мечеть не пускают татар и башкир, прихожанами, стали в основном, азербайджанцы, в мечети можно купить «травку», а в складах около нее хранятся наркотики и оружие.. Муфтий считает, что

руководство мечети провоцирует разговоры о невиновности государства, о противостоянии властям.

По словам муфтия, он встречался с губернатором, просил помощи, спустя месяц обратился в местные СМИ. Но решительных мер принято не было.

Существуют слухи, что у служителей мечети есть оружие, Муфтий считает, что мечеть можно закрыть за ненадлежащее сохранение памятника архитектуры.

Руководители Пермской мечети ваххабитами себя не считают и намерены подать в суд на муфтия за распространение порочащих или ложных сведений.

Май 2000 г.

Муфтият Пермской области продолжает создавать информационные поводы.

Один из сторонников муфтия М. Хузина Р. Хусаинов обратился с жалобой в

администрацию Ленинского района. Суть ее заключалась в том, что якобы строительство медресе, начатое на днях его идейными противниками, ведется незаконно, без необходимых разрешений и согласований. Соответствующие службы Ленинской администрации проверили жалобу, и выяснилось, что все необходимые документы на строительство оформлены в надлежащем порядке.

Муфтий М. Хузин, председатель Пермского Муфтията ЦДУМ России, обратился к средствам массовой информации с заявлением, в котором, в частности говорится: «Выражаем свою озабоченность появлением в Перми афиш с призывом прийти на «концерт ради Аллаха и слушать слово об Аллахе». Данные афиши изготовлены на татарском языке и призывают татаро – башкирское население на религиозный концерт. В афишах не указаны организаторы мероприятия». По словам муфтия, мусульмане умышленно вводятся в заблуждение, а такие концерты являются преднамеренной провокацией, направленной на

32

срыв межконфессионального диалога, разжигание межнациональной розни и обострение отношений с местными властями. М. Хузин обратился ко всем ветвям власти принять меры по ограничению и запрещению деятельности нетрадиционных и тоталитарных сект и движений на российской земле, а татаро – башкирское население призвал не поддаваться на провокации организаций, прикрывающихся именем Господа.

В поселке Октябрьский состоялся районный курултай башкир. На нем была создана Октябрьская районная национально – культурная автономия башкир.

Новое национальное культурное образование, по словам заместителя главы

Октябрьской районной администрации В.Останина, должно способствовать дальнейшему укреплению экономических, культурных связей с Республикой

Башкортостан, в частности, с граничащим Аскинским районом.

Хочется надеяться, что в Прикамье проявят готовность к сотрудничеству, и достигнут согласия. Иначе конфликт в многонациональном районе может привести к непредсказуемым последствиям. Опыт последних лет показывает, что очаги межнационального возгорания можно эффективно обезопасить, а тем более потушить лишь целенаправленными, последовательными и терпеливыми усилиями. И эти усилия должны опираться на специально разработанные для этого меры и соответствующим образом организованные посреднические структуры. Достижение целостностного представления о возможном (и невозможном) риске участниками конфликта может помочь удержать конфликт в разумных пределах или вовсе отказаться от конфликтных действий (ситуация: игра не стоит свеч).

На методической основе теории ненасилия может быть сформулирована идея примирения конфликтующих сторон. Будучи понятой и поддержанной большинством участников конфликта, она способна оказать радикальное воздействие на трансформацию менталитета воинственного в менталитет миролюбивый.

События последних лет в России делают необходимым проявлять постоянное внимание к проблемам межнациональных (межэтничкских) конфликтов. Эти конфликты

многофакторны, вызваны, как правило, несколькими причинами(внутренними или внешними по отношению к конфликтующим сторонам).

Собственно национальный (этнический) фактор не является ведущим и не играет главенствующую роль. Последняя может оказаться за таким фактором, как актуализация исторической памяти или территориальные претензии (проблема границ). Подобного рода факторы или причины не только вызывают конфликт, но и оказывают различное влияние на его интенсивность. Вычленить вес той или иной причины важно для влияния на ход конфликта, его разрешения и для предотвращения конфликта в экстремальных формах. А это предполагает всестороннее изучение экономических, политических и других интересов взаимодействующих этнических групп, выявление роли национальных элит в выражении и отстаивании интересов.

 

33

Заключение

В данной курсовой работы выступал анализ конфликта как социального явления.

Были реализованы следующее задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть понятие социального конфликта.

3. Проанализировать динамику социального конфликта.

4. Выявить социальные конфликты в современной России (2000-е гг.)

Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования общества без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.

В связи с тем, что социальный конфликт - явление многоплановое, в работе он представлен с разных ракурсов обозрения этой проблемы. Выделены основные аспекты социальных конфликтов и дана их характеристика по основным составляющим. Так в данной работе раскрыты причины, острота, длительность и последствия конфликтных ситуаций.

Итак, можно сделать вывод, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

 

 

34

Список использованной литературы

1. Алаев М.Г. Специфика социальных конфликтов в современной России //Психологический журнал №4 1988.

 

2. Дмитриев А. В. Конфликтология. М., 2002.

 

3. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002.

 

4. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986., Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998., Коробейников B.C. Пирамида мнений. М., 1981., Моль А. Социодинамика культуры. М., 1984.

 

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996.

 

6. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988., Моль А. Социодинамика культуры. М., 1984.

 

7. Козер Л.Н. Функции социального конфликта. М., 2000.

 

8. Культура, человек и картина мира. М., 1987.

 

9. Лурье С.В. Историческая этнология. 2-е изд. М., Аспект Пресс, 1998. - 448 с.

 

10. Налчаджян А.А. Этнопсихология – СПб.: Питер, 2004.

 

11. Социальные конфликты в современном обществе. Под ред. С.В.Пронина - М.: Наука, 1993.

 

12. Степанов Е.И. (под ред.) Социальные конфликты в современной России. М., 1999.

 

13. Тадтаев X. Б. Этнос. Нация. Раса. Национально-культурные особенности детерминации процесса познания/ Под ред. С. И. Замогильного. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2001.

 

14. Удачновая Л.Ф., Коваленков Н.Н. Этнические стереотипы астраханцев в отношении мигрантов. Р-н-Д., 2007.

 

15. Центр «СОВА». Статистика расистских нападений за 2005 год.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: