Рекомендации по совершенствованию косвенного налогообложения в Российской Федерации

 

Мы считаем, что для реформирования косвенного налогообложения необходима налоговая оптимизация, которая определяется как государственный финансово-экономический механизм увеличения числа налогоплательщиков, предусматривающий планомерное снижение налоговых ставок с использованием специфических методов достижения оптимального размера налоговой базы, при котором гарантирована своевременная и полная уплата налогов хозяйствующими субъектами и населением.

    Заинтересованность налогоплательщиков в сокращении налогового бремени, будучи законной, должна гарантироваться государством. Мы считаем, что для этого необходимо в НК РФ закрепить понятие «состав законных интересов налогоплательщика», поскольку они являются неотъемлемой частью его правового положения. Следует определить судебный и административный механизмы защиты этих интересов, обеспечив возможности их более активного использования в правоприменительной практике. Получение налоговой выгоды налогоплательщиком, а также правомерность его стремления к уменьшению налогового бремени можно рассматривать с позиции законных интересов налогоплательщика в рамках ст. 22 НК РФ.

    Всестороннее исследование сущности налоговой оптимизации позволяет обосновать ее экономическую природу: налоговая оптимизация основывается на стремлении субъекта – налогоплательщика рационально использовать (расходовать) собственное имущество.

    Нормативное закрепление допустимости налоговой оптимизации будет способствовать минимизации конфликтных ситуаций между государством и налогоплательщиками в процессе оптимизации налогообложения хозяйственной деятельности, для этого предлагается дополнить ст. 21 НК РФ «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)» пп. 4 и 5:

    «4. Налогоплательщик (налоговый агент) имеет право:

-  защищать свою собственность всеми возможными и допустимыми способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;

- использовать предоставленные государством права, связанные с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности и соответственно оптимального вида платежа;

-  на экономически оправданные действия, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, при условии достоверности сведений, содержащихся в налоговой декларации.

    5. Изъятие части собственности гражданина или организации в виде налога или сбора ограничены Конституцией РФ».

    В качестве оснований классификации налогов на прямые и косвенные следует выделять порядок формирования цены товара (работ, услуг) и механизм исчисления налога, но не субъекта, несущего тяжесть налога. Под порядком формирования цены понимается возможность переложения налога на покупателя, посредством включения налога в цену товара (работ, услуг). Механизм исчисления налога представляет собой применение совокупности закрепленных правилами налоговых отношений элементов налогообложения в целях определения его величины.

Отсутствие на законодательном уровне (п. 1. ст. 168 НК РФ) определения фактического плательщика налога на добавленную стоимость, важность такого закрепления, обусловленная необходимостью соблюдения конституционного принципа равного налогового бремени, предопределяют необходимость дополнения и изменения в НК РФ соответствующих норм.

    В виду отсутствия законодательного определения понятия косвенное налогообложение товаров (работ, услуг) под ним предлагается понимать обложение товаров (работ, услуг) налогом на добавленную стоимость. Налогу на добавленную стоимость присуща «налоговая индивидуальность», которая характеризует его как универсальный и усовершенствованный косвенный налог, в отличие от налога с оборота и налога с продаж.

В рамках государственного курса по созданию стабильной и эффективной отечественной налоговой системы, систематизация методологических элементов финансово-правового механизма косвенного налогообложения товаров, работ, услуг, представленная в таблице 6, обусловливает целесообразность сохранения НДС в налоговой системе России, при условии его снижения с 2011 г. на 1 % ежегодно до 9 % к 2019 г.

    Всесторонний анализ фискально-экономических преимуществ и недостатков налога на добавленную стоимость позволяет: во-первых, использовать сильные стороны НДС в целях повышения конкурентоспособности России на мировом рынке, а также гармонизировать российское налоговое законодательство с законодательством стран - экономических партнеров; во-вторых, избежать ошибок при реформировании налоговой системы (табл. 6).

    Опыт зарубежных стран по минимизации потерь бюджета из-за необоснованного возмещения НДС позволяет обеспечить решение данной проблемы в России путем реализации следующего комплекса мер.

    1) Введение налогового счёта для плательщиков НДС и регистрационного номера по НДС (VAT number), при этом предлагается установить предел выручки, до достижения которого регистрация не требуется (12 млн. рублей в год).

2) Разработка системы контроля ввоза и вывоза товаров через границу РФ,

основанная на обмене информацией между таможенными и налоговыми органами.

В целях улучшения собираемости НДС и минимизации необоснованного возмещения данного налога из бюджета предлагается также внести следующие

дополнения и изменения в Главу 21 НК РФ:

включить в пп. 1 п. 1 статьи 165 «Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов» положения о том, что «контракт должен представляться со всеми дополнительными соглашениями, в которых может содержаться информация,

Таблица 6 - Преимущества и недостатки налога на добавленную стоимость

 

Позитивные стороны

Негативные стороны

1. Фискальное преимущество НДС, заключающееся в его высокой доходности. Имея распространенную налогооблагаемую базу, этот налог уплачивается практически каждым человеком независимо от того, какой доход он получает. Плюс налоговое бремя распространяется по наиболее широкому диапазону товаров, работ, услуг, чем в других косвенных налогах. Незначительное увеличении ставки НДС позволяет оперативно пополнять доходы федерального бюджета. 1. Относительное самовзыскание НДС снижает стоимость налогового сбора, но не уменьшает злоупотребления, и не устраняет уклонения от налога. Потери НДС при экспорте и незаконный его возврат по приобретенным товарам является одним из основных аргументов по его отмене. Результативность предупреждения нарушений зависит в первую очередь от совершенства закона и эффективности налогового контроля.  
2. НДС представляет собой наиболее независимый от колебаний и спада экономики источник дохода бюджета.     2. Введение НДС в 1992 г. усилило инфляцию, а его высокие ставки способствовали гиперинфляции. Однако введение НДС наблюдалось в период либерализации цен, а также в отсутствии государственного контроля за ценами. Но негативных последствий этого можно было избежать путем четкого и грамотного приятия решения на законодательном уровне. Чего нельзя исключать и в настоящее время. Так, замена НДС на налог с продаж может вызвать рост цен и инфляцию при наличии многочисленных посредников.
3. НДС обеспечивает нейтральность налогообложения при условии правильного применения и учета особенностей налога.     3. Проблема предоставления налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) в настоящее время является особенно острой, поскольку наблюдается неоднозначное толкование норм налогового законодательства как со стороны государства в лице налоговых органов, так и налогоплательщиков, а также решений судов.  
4. НДС превосходит подоходный налог в стимулировании накопления, концентрации капитала и экономического роста.   4. НДС оказывает неодинаковое воздействие на различные отрасли экономики. Чем больше доля материальных затрат и доля работ и услуг сторонних организаций в совокупной стоимости произведенных предприятием товаров, тем меньше сумма его оборота будет облагаться налогом. В менее выгодных условиях находятся трудоемкие отрасли экономики с высокой долей чистой продукции в валовом обороте.
5. Психологическое преимущество НДС. Высокий доход от поступлений по налогу достигается почти незаметно, так как конечные потребители неосознанно уплачивают НДС в стоимости товаров, таким образом, избегается конфронтация с фактическими налогоплательщиками и уменьшается сопротивление общества при изменении налога. 5. НДС обладает «антисоциальным характером», который проявляется в его регрессивности, так как более тяжелое бремя ложится на низкие доходы малообеспеченных слоев населения.  

 необходимая для определения цены реализации». Тогда

- необходимым и достаточным условием для подтверждения экспортной реализации является единовременное представление контракта со всеми дополнительными соглашениями, в дальнейшем производится включение в пакет документов для налоговых органов только дополнительных соглашений по длящимся экспортным контрактам;

- необходимо изменить пп. 2 п. 1 статьи 165 НК РФ, поскольку он содержит положение, относящееся только к наличию одного контракта с иностранным партнером, и сформулировать положение о представлении банковских документов, подтверждающих поступление экспортной выручки, при условии его применения всеми налогоплательщиками, независимо от объемов реализуемой на экспорт продукции;

- необходимо дополнить статью 165 НК РФ требованием к налогоплательщику об обязательном представлении заверенных надлежащим образом письменных переводов текстов документов международного образца, составленных на иностранном языке, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов;

- необходимо установить порядок получения вычетов по НДС при неденежных формах расчетов (п.4 ст. 168 НК РФ).

    Практические особенности отечественной налоговой системы обусловливают основные последовательные этапы проведения мероприятий по оптимизации налогообложения. В их числе: изучение исторического аспекта; оценка эффективности применяемого налога; анализ нормативно - правовой базы и судебной практики в связи с применением налога; оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятий - плательщиков налога; установление наличия взаимосвязи налога с другими применяемыми налогами; выработка мер по решению существующих проблем данного налога; прогноз результатов заявленных мер по совершенствованию законодательства по применению налога; проведение мероприятий по реформированию налога; контроль проводимых мероприятий.

    Предлагаются три основных направления оптимизации российского косвенного налогообложения товаров (работ, услуг). Во-первых, ежегодное снижение основной ставки на 1 %, начиная с 2011 г., до 9 % в 2019 г. Во-вторых, дальнейшее упрощение действующего механизма изъятия налога с одновременным усилением контрольной функции налога и фискально-регулирующей функции государства. В-третьих, урегулирование отношений между всеми участниками процесса налогообложения: налоговыми органами, налогоплательщиками и налоговыми консультантами.

    Мероприятия по снижению основной налоговой ставки НДС в ходе реформирования системы косвенного налогообложения позволят снизить бремя косвенных налогов и увеличить нагрузку по прямым налогам. Анализ фактических сумм поступлений НДС за несколько лет показал его фискальную направленность, характеризующуюся изменчивостью объемов поступлений в разное время, но с четкой тенденцией к их увеличению.

       Всестороннее изучение преимуществ и недостатков косвенных налогов при их сравнении с прямыми налогами, позволило прийти к выводу о том, что размер их оптимального соотношения необходимо рассчитать и скорректировать на основе данных практики. Следует установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом – с внешнеэкономической средой. При этом взаимосвязь прямых и косвенных налогов является системно-динамической.

    Оптимизация косвенного налогообложения товаров (работ, услуг), может проводиться только комплексно, путем сочетания различных методов государственного регулирования: финансового, денежного, налогового и др.

Справедливая и оптимальная система налогообложения, в том числе товаров, работ, услуг – идеальная мечта любого государства, которую пока не реализовало ни одно общество мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди, как представляется, еще очень долгий путь. Несовершенство системы налогообложения неизбежно вызывает, и будет вызывать критику любых фискальных институтов.

Современная налоговая система предусматривает гибкое законодательство, эффективную работу налоговых агентов. Для реформирования косвенного налогообложения мы считаем необходимым налоговую оптимизацию.

Заинтересованность налогоплательщиков в сокращении налогового бремени, будучи законной, должна гарантироваться государством. Мы считаем, что для этого необходимо в НК РФ закрепить понятие «состав законных интересов налогоплательщика», поскольку они являются неотъемлемой частью его правового положения. Следует определить судебный и административный механизмы защиты этих интересов, обеспечив возможности их более активного использования в правоприменительной практике. Получение налоговой выгоды налогоплательщиком, а также правомерность его стремления к уменьшению налогового бремени можно рассматривать с позиции законных интересов налогоплательщика в рамках ст. 22 НК РФ.

Заключение

Для развития отечественной налоговой системы характерно широкое использование системы косвенных налогов, которые всегда играли важную роль в пополнении государственной казны. В современных условиях косвенные налоги должны рассматриваться не только с фискальных позиций, но и как инструмент государственного регулирования, в частности регулирования спроса и предложения, уровня доходов, накопления и потребления.

Функционирование системы косвенных налогов в современной России зачастую нарушает базовые принципы налогообложения, изложенные классиками экономической науки и определенные в Налоговом Кодексе, что не позволяет косвенным налогам в полной мере реализовать свое содержание.

К объективным факторам, негативно влияющим на сбор косвенных налогов, относятся: спад производства, тяжелое финансово-экономическое положение предприятий, преобладание безденежных форм взаиморасчетов, рост неплатежей предприятий. К субъективным факторам относятся несовершенство налогового законодательства, предоставление большого количества льгот и отсрочек, введение "зон экономического благоприятствования" и иных выделенных налоговых режимов, уклонение от уплаты налогов.

Механизм контроля за уплатой косвенных налогов предусматривает ряд специфических процедур и нуждается в совершенствовании по правовому, организационному, материально-техническому и социально-психологическому направлениям.

Оценив динамику доходов, администрируемых УФНС России по Республике Мордовия можно сделать следующие выводы:

- наблюдается положительная динамика роста поступлений косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации;

- за анализируемый нами период 2004 – 2008 гг. значительно увеличились качество и эффективность налоговых проверок (с 70 до 95%);

- постоянное снижение просроченных платежей по акцизам и НДС.

Безусловно, налицо положительная тенденция налогового администрирования, рост эффективности работы налоговой системы в целом, однако, существует ряд проблем, требующих всестороннего и комплексного анализа. Выявив слабые стороны взимания косвенных налогов, были предложены меры по рационализации косвенного налогообложения: проведение налоговой оптимизации; целесообразность сохранения НДС в налоговой системе России, при условии его снижения с 2011 г. на 1 % ежегодно до 9 % к 2019 г.; внесение поправок в Главу 21 Налогового Кодекса Российской Федерации; заимствование зарубежного опыта косвенного налогообложения (в частности, ужесточение санкций за несоблюдение налогового законодательства); предложены меры по совершенствованию налогового администрирования.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: