Роль профессионального образования в современном мире

Для развития нашего общества нужны квалифицированные специалисты, имеющие не только твердые знания и навыки, но и умеющие творчески мыслить. Именно при наличии такого трудового потенциала общество будет двигаться уверенно вперед. Каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образования и культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Именно поэтому в наше время уделяется пристальное внимание профессиональному образованию.

Система образования имеет следующие функции:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- непрерывность образования в течение всей жизни человека;

- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;

- преемственность уровней и ступеней образования;

- развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;

- академическую мобильность обучающихся;

- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Маловероятно, что, не имея сильной системы высшего образования, какая-либо развивающаяся страна сможет добиться значительного прогресса в достижении сформулированных ООН Целей развития на тысячелетие (ЦРТ) в области образования, предусматривающих всеобщий охват населения начальным образованием и ликвидацию гендерного неравенства в системе начального и среднего образования. Высшая школа служит опорой для всех остальных сегментов системы образования за счет подготовки учителей и директоров школ, привлечения специалистов вузов к разработке учебных планов и проведению научных исследований в области образования, а также за счет разработки критериев приема в вузы, что оказывает влияние на содержание и методику преподавания и обучения в средней школе. То же можно сказать и о значении высшего профессионального медицинского образования — особенно в том, что касается подготовки врачей, эпидемиологов, работников здравоохранения и администраторов больниц — для достижения главных Целей развития на тысячелетие в здравоохранении.

На современный научно-технический прогресс наибольшее влияние оказывают достижения общественных и естественных наук, особенно математики, механики, физики, химии, биологии. Подготовка кадров по этим отраслям знания осуществляется в университетах. Университетское образование является ведущей отраслью, причём не только по профилям, но и по методам подготовки кадров; в нём в той или иной форме находят отражение новейшие направления развития науки — сначала в факультативных, затем в обязательных курсах и, наконец, в новых специализациях и специальностях, которые нередко являются основой для организации вузов нового профиля.

В последние годы возникла необходимость в подготовке специалистов комплексных профилей: инженер-математик, инженер-физик, врач-биохимик, врач-биофизик и т.д. Иногда специалисты комплексных профилей готовятся вузами и соответствующими предприятиями и учреждениями: на первых трёх курсах теоретическое обучение (по общенаучным и общетехническим наукам) проводится в вузе, а дальнейшая специальная подготовка — на предприятиях и в организациях, где будут работать выпускники.

Целесообразно, на мой взгляд, сосредоточить внимание на следующих функциях высшего образования:

1) подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить научно-технический прогресс. Иначе можно назвать эту функцию образовательной, которая включает в себя и развитие личности;

2) научная функция: развитие наук и искусств, создание новых знаний;

3) повышение квалификации, переподготовка и доподготовка специалистов;

4) высшее образование выступает как один из факторов формирования высокой политической культуры и активности личности и как фактор формирования свободы личности. Высшее образование обеспечивает активную жизненную позицию личности;

Наконец, система высшего образования является одним из важнейших каналов духовного формирования общества, основанного в конечном итоге на всестороннем развитии личности. Развитие личности специалиста носит непрерывный характер, следовательно, мера всесторонности подвижна. Вероятно, существуют определенные конкретно-исторические уровни всесторонности развития личности.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования к 2020 году:

- формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

- формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей;

- увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее 25 процентов);

- создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 процентов граждан трудоспособного возраста ежегодно;

- введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах;

- внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования;

- внедрение новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;

- наличие квалификационных сертификатов не менее чем у 50 процентов мигрантов трудоспособного возраста;

- обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;

- расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;

- усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах - не менее 10 процентов объема финансирования системы образования);

- обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований;

- наличие не менее 10 - 12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных центрах;

- увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов;

- обеспечение значения показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран Организации экономического сотрудничества и развития;

- предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку;

- создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

- создание программ развития персонала, включающих в себя финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников не менее чем 60 процентов предприятий и организаций;

- аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации;

- получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет;

- обеспечение возможности каждому учащемуся получать образование в современных условиях;

- увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5 процентов общего числа студентов, создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из государств - участников СНГ.

Государство в настоящее время уже начало рассмотрение и применение некоторых законопроектов касающихся как систему образования в целом, так и отдельные ее уровни. Так, например готовится очередная «реформа» школьного образования, а, как учит практика демократической российской действительности, слово «реформа» надо понимать, как «разрушение». Президент Всероссийского фонда образования профессор С.Комков считает, что предлагается «вывести за рамки образовательных часов развивающую деятельность - уроки физкультуры, труда, изобразительного искусства, иностранного языка, музыки будут оплачиваться за счет родителей...». Говорит министр образования и науки Российской Федерации А.Фурсенко: «Я глубоко убеждён: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность» («Комсомольская правда», 12 февраля, 2009 г.). В переводе на русский язык, это значит, что высшая математика убивает творческие способности.

Заключение

Я считаю, что для развития нашего общества нужны квалифицированные специалисты, имеющие не только твердые знания и навыки, но и умеющие творчески мыслить. Именно при наличии такого трудового потенциала общество будет двигаться уверенно вперед. Каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образования и культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Именно поэтому в наше время уделяется пристальное внимание профессиональному образованию.

Укрепление и совершенствование образовательной системы — первоочередные задачи государственного уровня. Постоянная модернизация профессионального образования дает существенные положительные сдвиги в процессе подготовки специалистов. Наиболее актуальным и перспективным является возможность получить знания дистанционно, при этом абитуриент сам выбирает и регулирует график обучения и объем нагрузок.

Маловероятно, что, не имея сильной системы высшего образования, какая-либо развивающаяся страна сможет добиться значительного прогресса в области образования. От образования зависит будущее нашей страны, каким оно будет!

Также, конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Список литературы

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации

2. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования.

3. https://students-library.com/library/read/58056-voprosy-normativno-pravovogo-obespecenia-v-koncepcii-modernizacii-rossijskogo-obrazovania-na-period-do-2020-goda

4. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovaniya-v-sovremennom-mire

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: