Ведение налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц

Согласно статье 240НКРФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год, а отчетным периодом – месяц. Виды налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц определены статьями 229 и 230 НК РФ.

Для физических лиц, которые самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на свои доходы, таким отчетом по-прежнему остается налоговая декларация. Налоговую декларацию также придется заполнять и сдавать в налоговые органы физическим лицам, желающим получить социальные и имущественные налоговые вычеты, которые с 2001 года предоставляются только налоговым органом на основании поданной налогоплательщиком декларации. Для налоговых агентов в отношении налоговой отчетности сохраняются следующие обязанности:

- вести персональный учет доходов, выплаченных каждому физическому лицу – налогоплательщику;

- ежегодно (не позднее 1апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом) предоставлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов;

- выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога;

- письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать у налогоплательщик исчисленный налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Предусмотренные главой 23 НК РФ формы ведения налогового учета и отчетности для налоговых агентов утверждены приказом МНС РФ от 1 ноября 2000г. № БГ-3-08/379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходу физических лиц». Учет доходов, выплаченных налоговым агентом физическому лицу после 1 января 2001года и подлежащих налогообложению в соответствии с главой 23 НК РФ, ведется по форме № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц». Сведения о доходах физических лиц, полученные ими в 2001году предоставляются в налоговые органы и выдаются налогоплательщикам по форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 2001год». По этой же форме налоговым агентам рекомендовано сообщать в налоговые органы по месту своего учета о невозможности удержания налога у налогоплательщика и сумме образовавшейся задолженности по налогу с доходов за 2001год. Каждому виду доходов физического лица присвоен соответствующий код, позволяющий идентифицировать доходы налогоплательщика. Справочник «Виды доходов» утвержден приказом № БГ-3-08/379 и является приложением к формам 1-НДФЛ и 2-НДФЛ. Тем же приказом в качестве приложений к отчетным формами утверждены справочники «Виды документом», удостоверяющих личность налогоплательщика», «Налоговые вычеты», «Коды регионов РФ».

Формы налоговых деклараций для налогоплательщиков и инструкция по их заполнению утверждены приказом МНС РФ от 1 ноября 2000г. № БГ-3-08/378 «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходу физических лиц и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован Минюстом 8 декабря 2000г. за № 2484). Установлены две формы налоговых деклараций:

1. Для налоговых резидентов РФ – форма 3-НДФЛ;

2. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ – форма 4-НДФЛ.

Декларации за 2001 год должны быть представлены не позднее 30 апреля 2002 года. В указанном документе также определен перечень категорий физических лиц, которые обязаны представить налоговые декларации, и перечень категорий физических лиц, которые не обязаны, но вправе представить налоговые декларации.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных авансовых платежей.

Перечисленные формы не применяются для отчетности за 2000 год.

Начиная с отчетности за 2001 год, юридическими лицами не предоставляется в налоговый орган сводный отчет об итоговых суммах выплаченных доходов и удержанного налога. Эта форма отчета утверждена в приложении 8 к Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995г. №35 «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», которая в настоящее время утратила силу.

Форма 1-НДФЛ.

Форма 1-НДФЛ заменила налоговую карточку по учету доходов и подоходного налога (приложение №7 к Инструкции Госналогослужбы России от 29 июня 1995г. №35).

Налоговая карточка является первичным документом налогового учета. Ее обязаны составлять следующие налоговые агенты:

- российские организации. Следует отметить, что карточки на работников обособленных структурных подразделений российских организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, ведутся организацией -налоговым агентом по месту начисления дохода работникам этих подразделений;

- постоянные представительства иностранных организаций в РФ. В данном случае ведутся карточки по учету доходов физических лиц, выплачиваемых через такое представительство на территории РФ;

- индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, являющиеся источником дохода физических лиц.

Налоговая карточка открывается налоговым агентом на каждое физическое лицо, которое получило в отчетном периоде доходы, подлежащие налогообложению. При этом имеются в виду доходы, полученные физическими лицами как по трудовым контрактам (соглашениям), так и по договорам гражданско-правового характера. Исключение составляют индивидуальные предприниматели, получившие доход от продажи налоговому агенту товаров (работ, услуг) и предъявившие документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Номер свидетельства о государственной регистрации и ИНН индивидуального предпринимателя автор рекомендует указать в договоре, заключенном между налоговым агентом и предпринимателем, или в первичном бухгалтерском документе (счете-фактуре, накладной, акте выполненных работ и т.п.). При возможности желательно изготовить копии предъявленных индивидуальным предпринимателем свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на налоговый учет. Хранить копии указанных документов следует в отдельном деле для предъявления в дальнейшем проверяющему налоговому инспектору.

Налоговая карточка заполняется ежемесячно с учетом особенностей исчисления сумм налога по различным ставкам (13, 30 или 35 процентов). Налоговый агент отражает в налоговой карточке персонально по каждому налогоплательщику: 1) доходы, полученные в налогооблагаемом периоде (или право на распоряжение которыми у налогоплательщика возникло) в денежной форме, в натуральной форме и в форме материальной выгоды, которые подлежат включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц; 2) налоговую базу отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки; 3) суммы налоговых вычетов (кроме социальных и имущественных), уменьшающих налоговую базу; 4) суммы исчисленного и удержанного налога по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки; 5) общую сумму налога, исчисленную и удержанную за налоговый период; 6) сумму доходов, полученную налогоплательщиком от реализации имущества, принадлежащего ему на праве собственности, независимо от вида такого имущества и суммы полученного дохода; 7) сумму налоговых льгот, предоставленных налогоплательщику законодательными актами субъектов Российской Федерации; 8) результаты перерасчета налоговых обязательств налогоплательщика за прошлые налоговые периоды, произведенного в отчетном налоговом периоде.

С 1 января 2001 года не требуется выделение для целей налогообложения районных коэффициентов и северных надбавок к заработной плате, так как теперь с этих выплат налог исчисляется и удерживается в общеустановленном порядке.

Не отражаются в карточке: а) доходы, полностью освобождаемые от налогообложения в соответствии со статьей 217 НК РФ (государственные пособия, государственные пенсии, компенсационные выплаты в пределах законодательно установленных норм, вознаграждения донорам и т.д.); б) отдельные виды доходов, освобождаемые от налогообложения в соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 213 НК РФ, получаемые в виде страховых выплат или пенсионных выплат из негосударственных пенсионных фондов; в) доходы, полученные налогоплательщиком от других налоговых агентов.

Доходы, частично освобождаемые от налогообложения, указанные в статье 217 НК РФ, учитываются в Налоговой карточке в соответствии с правилами, которые изложены в порядке заполнения раздела 8 карточки. К таким доходам относятся доходы по вкладам в банках, стоимость подарков, призов, суммы материальной помощи, возмещение стоимости медикаментов. В Налоговой карточке проставляется сумма полученного дохода в отчетном месяце, сумма вычета и налоговая база, которая определяется как разность между суммой дохода и суммой вычета.

Порядок заполнения Налоговой карточки подробно изложен в приложении к форме N 1-НДФЛ, которое содержит пояснения по заполнению каждого из восьми разделов карточки.

Первые два раздела содержат необходимую справочную информацию о налоговом агенте и налогоплательщике и заполняются на основании соответствующих документов, в том числе удостоверяющих личность налогоплательщика и подтверждающих его статус налогового резидента.

Основанием для заполнения разделов 3, 4 и 5 карточки, содержащих расчет налоговой базы по видам доходов, облагаемых по ставкам 13, 30 или 35 процентов, являются:

- регистры бухгалтерского учета организации - налогового агента, в которых отражено начисление доходов физическим лицам;

- бухгалтерские справки, в которых рассчитан доход, подлежащий налогообложению, с приложенными к ним копиями документов, подтверждающих получение такого дохода. Например, при расчете дохода в виде экономии на процентах при получении налогоплательщиком заемных средств, к бухгалтерской справке следует приложить копию договора займа. При определении дохода в виде материальной выгоды от приобретения товаров по ценам ниже рыночных, к бухгалтерской справке прикладываются копия товарной накладной и выписка из реестра цен;

- индивидуальные предприниматели - налоговые агенты исчисляют налоговую базу на основе своих данных по учету доходов и расходов и хозяйственных операций, который они ведут в порядке, согласованном с налоговым органом.

Обратите внимание, что сумма задолженности по доходам, кроме заработной платы, которые начислены налоговым агентом, но фактически не выплачены (не перечислены, не переданы) налогоплательщику в налоговом периоде (календарном году), при расчете общей суммы налога по итогам календарного года из налоговой базы исключаются. Налог по таким доходам не исчисляется и не удерживается.

С 1 января 2001 года изменился порядок учета задолженности по заработной плате в целях налогообложения. Мы уже говорили о том, что в соответствии с положениями статьи 223 НК РФ, суммы заработной платы, независимо от даты их фактической выплаты, учитываются как доходы, полученные налогоплательщиком в последний день месяца, за который произведено начисление заработной платы. Поэтому заработная плата за март, выплаченная в мае, при заполнении раздела 3 карточки учитывается в поле "Март" и принимается в расчет налоговой базы за январь-март. Налог необходимо исчислить также в марте. А вот удержание налога, исчисленного с заработной платы за март, надо будет произвести только в мае при фактической выплате денежных средств работнику. Если задолженность по зарплате будет переходить на 2002 год, то сумма налога, исчисленного с невыплаченной заработной платы, образовавшаяся на конец года, должна указываться в поле "Перенесено в налоговую карточку следующего года / Долг по налогу за налогоплательщиком". В налоговой карточке следующего года такая переходящая задолженность отражается в поле "На начало налогового периода / Долг по налогу за налогоплательщиком". Удержание налога производится по мере выплаты задолженности по заработной плате. Удержанная сумма налога отражается в налоговой карточке того календарного года, в котором фактически произведено удержание. Все сказанное не относится к задолженности по зарплате, образовавшейся до 1 января 2001 года (кроме, конечно, заработной платы за декабрь, выплаченной в январе). Выплачиваемая в 2001 году задолженность по заработной плате за предыдущие годы, учитывается при расчете налоговой базы за 2001 год в установленном порядке и отражается в разделе 3 налоговой карточки. Например, заработную плату за октябрь 2000 года работник получил в феврале 2001 года. Сумма, фактически полученная работником, будет учтена в разделе 3 налоговой карточки в поле «Февраль».

При заполнении раздела 3 учитываются стандартные вычеты, которые работодатель - налоговый агент предоставляет налогоплательщику по его заявлению. Работникам, которые получают вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, стандартные налоговые вычеты не предоставляются.

В этом же разделе налоговый агент отражает суммы профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 221 НК РФ. Такие вычеты налоговый агент может предоставить налогоплательщику, получающему доходы по договору гражданско-правового характера, облагаемые налогом у источника выплаты по ставке 13 процентов. Эти вычеты предоставляются на основании заявления налогоплательщика в размере документально подтвержденных расходов, связанных с выполнением работ по договору. Если налоговый агент выплачивает авторские вознаграждения, то расходы могут учитываться по нормативам затрат, приведенным в статье 221 НК РФ.

Обратите внимание, что имущественный вычет по доходам, полученным от продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика - резидента, может быть получен только на основании его письменного заявления и декларации, подаваемых по месту жительства налогоплательщика. Налоговые агенты, выплачивающие физическим лицам соответствующие доходы от продажи их имущества, определение налоговой базы для целей исчисления и удержания налога не производят. Вся сумма произведенной выплаты, независимо от ее размера, указывается при заполнении раздела 7 налоговой карточки по форме N 1-НДФЛ и раздела 4 листа 2 формы 2-НДФЛ. При заполнении других разделов налоговой карточки указанные суммы не отражаются. Если указанный доход выплачивается нерезиденту, то со всей суммы начисленного дохода производится исчисление и удержание налога по ставке 30 процентов с отражением дохода и налога в разделе 3 налоговой карточки.

Есть еще ряд особенностей, которые необходимо учитывать при заполнении налоговой карточки нерезидента:

- в разделе 3 учитываются любые фактически полученные доходы, включая доходы от реализации имущества, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, кроме дивидендов;

- при расчете налоговой базы учитываются только вычеты, предусмотренные п.28 ст.217 НКРФ, то есть в пределах 2000 рублей. Никакие другие вычеты не предоставляются;

- общая сумма доходов нарастающим итогом не исчисляется;

- по строке "Налоговая база (нарастающим итогом)" проставляется сумма дохода, указанная в верхней строке поля "Общая сумма доходов", то есть сумма дохода, полученная за каждый месяц налогового периода;

- налог исчисляется по ставке 30 процентов;

- строка "Налог удержанный" заполняется по итогам за каждый месяц.

Доходы, не подлежащие налогообложению, независимо от суммы в налоговой карточке не отражаются.

Пример 1

Заполним налоговую карточку по форме 1-НДФЛ на работника предприятия АО "Восток" Иванова В.В. Налоговый период - 2008 год. Иванов В.В. принят на работу с 15 февраля 2008 года. До этого она работал на муниципальном предприятии "Горэлектросеть". С прежнего места работы Иванов В.В. принес справку по форме 2-НДФЛ, в которой указано, что его доход за январь-февраль составил 7 000 рублей. Стандартные вычеты Иванову В.В. по прежнему месту работы предоставлялись. Иванову В.В. установлен по новому месту работы месячный оклад в размере 15 000 рублей. Иванов В.В. при поступлении на работу в АО "Восток" подал заявление о предоставлении ему стандартных налоговых вычетов на себя в размере 400 рублей и двоих детей в размере 1200 руб. (600 руб. на каждого ребенка). В апреле Иванов В.В. болел 5 рабочих дней, ему начислено пособие по временной нетрудоспособности в размере 3 571 руб. 43 коп. В мае работнику Иванову была выдана ссуда на приобретение мебели в размере 50 000 рублей. Текст договора займа предприятия АО "Восток" с работником Ивановым В.В. приведен в Приложении 1. В ноябре Иванову по его заявлению оказана материальная помощь в размере 3 500 рублей. Ежемесячно по заявлению Иванова В.В. из его заработной платы удерживается и перечисляется сумма квартирной платы в размере 700 рублей.

Заполненная налоговая карточка на работника Иванова В.В. за 2008 год приведена в Приложении 1. Напомним, что суммовые показатели в налоговой карточке отражаются в рублях и копейках, за исключением сумм налога на доходы, которые исчисляются и отражаются в полных рублях (сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 и более копеек округляются до полного рубля.

Как мы уже отмечали, исчисление налоговой базы и суммы налога производится налоговым агентом без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога. Поэтому в разделе 3 налоговой карточки в поле "Январь" бухгалтер АО "Восток" поставит прочерк, а в поле "Февраль" проставит сумму начисленной Иванову В.В. заработной платы за 10 рабочих дней февраля в размере 7500 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 217 и статье 224 НКРФ, пособия по временной нетрудоспособности подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения договора займа и фактической выдачи займа составила 25 процентов. Сумма материальной выгоды по заемным средствам рассчитана по формуле, приведенной в разделе 3.5. "Материальная выгода": Мв = (50 000 руб. х 25% х 62 дня / 365 дней) - (50 000 руб. х 10% х 62 дня / 365 дней) = 1 273 руб. 97 коп.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то они не уменьшают налоговую базу (п.1 ст.210 НК РФ) и при заполнении налоговой карточки не учитываются.

 

Форма 2-НДФЛ

Форма 2-НДФЛ заменила «Справку о доходах физического лица», приведенную в Приложении №1 к Инструкции Госналогослужбы России от 29 июня 1995г. №35.

Форма 2-НДФЛ используется налоговыми агентами в следующих случаях:

- при подаче в налоговые органы сведений о доходах физических лиц за отчетный налоговый период 2008 г.;

- при выдаче физическим лицам по их заявлению справок о доходах, полученных ими в 2008 году, и суммах удержанного с этих доходов налога. Эти справки физические лица вправе приложить к налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по месту жительства для получения социальных и имущественных вычетов по окончании 2008 года;

- при сообщении в налоговые органы сведений о невозможности удержания налога и о сумме задолженности налогоплательщика. Эти сведения юридические лица могут передавать в налоговый орган на бумажных носителях.

Сведения по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц, полученных в 2008 году, налоговые агенты должны представить в налоговые органы не позднее 1 апреля 2009 года. Сведения по указанной форме подаются, как и ранее, на бумажных или магнитных носителях в зависимости от численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде. Справки на бумажном носителе заполняются машинописным текстом, исправления в справке не допускаются. Справки на магнитных носителях составляются в соответствии с "Требованиями к составу и структуре информации о доходах физических лиц, представляемой налоговыми агентами в налоговые органы на магнитных носителях". Эти требования изложены в разделе 5 приложения к форме N 2-НДФЛ. Обратите внимание, что начиная с 2001 года налоговым органам предоставлено право в исключительных случаях с учетом специфики деятельности или особенностей места нахождения налогового агента разрешать представление сведений о доходах физических лиц на бумажных носителях при численности налогоплательщиков свыше 10 человек. Ранее такое право было закреплено за органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. При предоставлении в налоговый орган сведений по форме 2-НДФЛ необходимо составление сопроводительного реестра и оформление приема сведений соответствующими протоколами. В разделе 6 приложения к форме N 2-НДФЛ приведены формы реестра сведений о доходах физических лиц за 2001 год, протоколов приема сведений о доходах физических лиц за 2001 год на бумажных и магнитных носителях, протокола ввода сведений с бумажных носителей. Как видим, в основном технология предоставления сведений по форме 2-НДФЛ аналогична порядку передачи тех же сведений по форме приложения 1 к Инструкции N 35.

Подробный порядок заполнения формы 2-НДФЛ изложен в приложении 2 к этой форме. Данные для составления формы 2-НДФЛ берутся из налоговой карточки формы 1-НДФЛ.

Налоговые агенты отражают в справках:

а) всю сумму дохода, полученного физическим лицом в налоговом периоде в денежной и натуральной формах и в форме материальной выгоды;

б) сумму предоставленных стандартных и профессиональных вычетов;

в) сумму исчисленного и удержанного налога;

г) сумму налога, возвращенного (зачтенного) налогоплательщику в связи с перерасчетом за прошлые налоговые периоды;

д) сумму налога, переданного на взыскание в налоговый орган. В справках также указываются суммы дохода, по которым в соответствии с пунктом 28 статьи 217 НК РФ установлена необлагаемая величина в размере 2 000 рублей, с указанием месяца, в котором был выплачен такой доход. Если налоговый агент выплатил физическому лицу в течение календарного года более, чем один вид дохода, по которому предусмотрено освобождение от налогообложения в размере 2 000 рублей, то в листе 2 справки указывается сумма дохода по каждому основанию и месяц, в котором такой доход был выплачен.

В листе 2 справки также указываются суммы выплаченные налогоплательщикам-резидентам за проданное имущество, находившееся в их собственности.

Важно отметить, что при перерасчете налога на доходы за предшествующие налоговые периоды (календарные годы) налоговый агент представляет в налоговый орган новую справку взамен старой, которая представлялась за прошлый налоговый период. При оформлении новой справки ей присваивается новый номер, а также указывается новая дата составления справки.

Согласно новым законодательным нормам, не представляются сведения о выплаченных в 2001 году (и в последующие годы) доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные ими работы, оказанные услуги, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица. С 2001 года также не представляются промежуточные сведения о доходах физических лиц, выплаченных не по месту основной работы. Ранее такие сведения представлялись в налоговые органы ежеквартально нарастающим итогом.

Если показатель, предусмотренный справкой, отсутствует, то поле такого показателя не заполняется и не прочеркивается.

Все суммы, кроме сумм налога на доходы, отражаются в рублях и копейках через десятичную точку. Если в показателе отсутствуют копейки, то при заполнении справки на бумажном носителе в таком показателе после десятичной точки проставляют два нуля. Суммы налога на доходы отражают в целых рублях.

Справка по форме 2-НДФЛ должна быть изготовлена на неповрежденном бланке, ее нельзя прокалывать дыроколом или скреплять степлером.

Пример 2

Заполним сведения по форме 2-НДФЛ на основе данных, по которым мы заполняли форму 1-НДФЛ (пример 1). Заполненная форма приведена в Приложении 2.

Форма 3-НДФЛ

Статьями 227 и 228 НК РФ установлен перечень лиц, которые обязаны подать нал оговую декларацию по истечении налогового периода. К ним относятся:

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, получившие доход по договорам гражданско-правового характера с другими физическими лицами, которые не являются налоговыми агентами;

- физические лица, получившие доход, с которого налоговым агентом не был удержан налог в связи с тем, что это не входит в обязанность налогового агента (например, при продаже физическим лицом собственного имущества);

- физические лица, получившие доход, с которого налоговым агентом не был удержан налог и об этом факте налоговый агент не сообщил в налоговый орган.

Физические лица, которых закон не обязывает подавать налоговую декларацию, но которые желают получить социальные, имущественные, профессиональные, а также стандартные (если они им не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере) налоговые вычеты, то физические лица вправе подать налоговую декларацию.

Налоговая декларация по этой форме подается физическими лицами в территориальную инспекцию МНС РФ по месту учета налогоплательщика (по месту жительства). Первые два листа декларации (лист с персональными данными и лист о доходах) заполняются в обязательном порядке. Остальные листы заполняются и включаются в декларацию при необходимости. На втором листе декларации производится итоговый расчет сумм доходов и налога на основании:

а) итоговых данных, рассчитанных на других листах декларации;

б) выданных налоговыми агентами справок о доходах по форме N 2-НДФЛ;

в) личных учетных данных.

Здесь же производится расчет общей суммы налога, подлежащей уплате, доплате в бюджет или возврату из бюджета.

В инструкции, утвержденной приказом МНС РФ 1 ноября 2000 г. N БГ-3-08/378, подробно описывается порядок заполнения налоговой декларации. Кроме того, на обороте каждого листа декларации, напечатанного типографским способом, приведены краткие пояснения по его заполнению.

Форма 4-НДФЛ

Данную форму декларации заполняют физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Они подают декларацию в налоговый орган по месту своего учета. Первый лист декларации содержит справочные сведения о физическом лице. На втором листе декларации в пункте 1 "Доходы, подлежащие налогообложению по ставке 30%", указываются все доходы. При этом исключаются доходы, по которым в соответствии с договорами (соглашениями) об избежании двойного налогообложения предусмотрены особые налоговые ставки. Последние указываются в пункте 2 "Доходы, в отношении которых в соответствии с международным законодательством применяются особые налоговые ставки".

 

                                                        

Заключение

 

Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса НДФЛ в той или иной мере изменился с появлением с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.

Всем с тем, по сравнению с экономически развитыми странами в РФ НДФЛ составляет лишь 14% консолидированного бюджета против 60% в США.

Принимаемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной лукавой системе, созданной еще в период социалистической системы с целью пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов. Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500 до 9000долларов в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900долларов) на каждого человека, что выводит из под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по подоходному налогу.

В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы.

Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально исповедуемому ныне курсу на либерализацию рынка, всей экономики, в основе которой лежит современный маржинализм. Увеличение сборов по НДФЛ больше обусловлено увеличением ставки по налогу на 1% для малоимущих, нежели поступлениями от богатых граждан, особенно собственников средств производства, у которых помимо официальных доходов, являющихся налоговой базой по НДФЛ, имеется возможность относить свои расходы на стоимость производимой продукции, минимизируя и платы по налогу на прибыль, чего начисто лишены малоимущие, не собственники средств производства. В конечном итоге наращивание собственности у современных российских бизнесменов происходит за счет чрезмерной дифференциации богатства на одном полюсе и нищеты на другом.

Налоговые органы в РФ в силу их недостаточной развитости и компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, что приводит к выполнению плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих административных органов, особенно после отмены у них в 2002 и 2003 годах льгот, работников государственных предприятий, налоговые агенты которых сами без вмешательства налоговых органов перечисляют налог, собираемый у источников выплаты дохода, в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, налог с продаж и др.

От законодательной власти страны, государственных налоговых органов в современных условиях требуется осуществление детального анализа экономического развития, дальнейшего совершенствования налоговой системы с целью ускорения экономического развития страны.

 

 

Список использованной литературы

1. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации – часть 1, от 31 июля 1998г. №146-ФЗ

2. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации – часть 2, от 5 августа 2000г. №117-ФЗ

3. Методические рекомендации по применению гл.23 ч.2 НК РФ, утверждены Приказом МНС РФ от 29 ноября 2000г. № БГ-3-08/415

4. Приказ МНС РФ «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по их заполнению» от 15 июня 2004г. № САЭ-3-04/336

5. Приказ МНС РФ «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц за 20003 год» от 31 октября 2003г. № БГ-3-04/583

6. Приказ МНС РФ «О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц» от 27 июля 2004г. № САЭ-3-04/440

7. Гражданский кодекс РФ

8.  Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 №783

9.  Федеральный закон «О налоговых органах».

10. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный)/Под редакцией А.Н.Козырина.- М:. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 656с.

11. Каширина М.В. НДФЛ в вопросах и ответах. – М:. ООО «Статус-Кво 97», 2006. – 200с.

12. Налоговое право: Учебник/Под ред. С.Г.Пепеляева. – М.: Юристь, 2003. – 355с.

13.  Налоги и налогообложение. 4-е изд./Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. СПб.: Питер, 2003. 178с.

14.  Чиненов М.В. «Все о налогах», 2009 №1, Консультант Плюс.

15.  Приказ Министра РФ по налогам и сборам от 31.10.2000г. № БГ-3-12/375

16.  Баранова Л.Г., Врубельская О.В., Косарева Т.Е. и др. Налогообложение юридических и физических лиц. – СПб: Политехника, 2003

17.  Инструкция Госналогослужбы России от 8 июня 1995г. №33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц»

18.  Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет: Учебник для вузов М.: ИНФРА – М, 2005

19. Пансков В.Г. – Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Кнажный мир, 2003

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: