Реализация МБО осуществляется механизмами

1. Бюдж.-налог-го федера-ма, кот. предполагает структуру налоговой си (фед., регион-е, местные).

2. Через механизм фин. помощи, кот. предоставляется из вышестоящих бюдж. в нижестоящие для общего покрытия их Р. (Дотации, субвенции, субсидии).

3. Кредитивный механизм –предоставления ДС бюджетов одного уровня др. на принципах возвратности, платности и обеспеченности.

 4. Механизм распределения Д на закрепленные и регулирующие. Закрепленные –часть Д, кот. на постоянной основе поступает в соответствующий бюджет. Регулирующие – Д, перераспределенные из одних бюдж. в др..

В РФ механизм МБО основывается на налоговом федерализме, кредиторских отношениях и механизме предоставления  фин. помощи из спец. фондов фин. поддержки различных бюджетов.

Фонды финансовой помощи:

1. Фед. фонд фин. поддержки регионов, средства кот. используются для предоставления помощи территориям, нуждающимся в поддержке. Это субъекты РФ, у кот. Д по бюджету на душу населения ниже, чем в среднем по России.

2. Фонд софинансирования. Средства фонда предоставляются в виде субсидий региональным бюджетам на поддержание определенного уровня общественных услуг.

3. Фонд компенсаций, из которого предоставляются средства в виде субвенций на осуществление мероприятий по реализации новых законов, введение кот. увеличивает.Р в региональных бюджетах.

4. Фонд регионального развития. Используется для предоставления субсидий на реализацию приоритетных региональных целевых программ. Эти программы д.б. утверждены на фед. уровне.

5. Фонд реформирования регион-ых финансов, кот. используется для предоставления субсидий отдельным регионам, органы власти кот. выиграли конкур на реализацию мероприятий по реформированию региональных бюджетов.
33.Бюджетный процесс: характеристика его стадий.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов гос. власти, органов местного самоуправления и участников бюдж. процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов гос. внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов гос-ых внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).

Бюджетный процесс включает в себя 5 стадий:

1.сводное фин. планирование и прогнозирование;

2.составление проекта бюджета;

3.рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

4.исполнение бюджета в течение бюджетного года;

5.анализ и контроль исполнения бюджета, составление отчетов об исполнении бюджета и их утверждение.

Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования. Объектом финансового планирования являются фонды ДС. Фин. планированием обеспечивается сбалансированность народнохоз-ых, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, матер-ых и фин. ресурсов. На общегос-ом и территориальных уровнях фин. планирование обеспечивается сис-ой фин. планов (перспективные фин. планы, сводные фин. балансы, составляемые на общегос-ом и территор-ых уровнях управления).

Под прогнозированием бюджета понимается комплекс возможных путей развития его Д и Р частей. Цель бюджетного прогнозирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных соц.-эк-ких условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

Главная задача составления проекта бюджета – определение объема ДС, централизуемых в бюджете с целью фин. обеспечения функций, возложенных на органы гос. власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом эк-го и соц. развития гос-ва и территории.

Получив от фин. органов проекты соответствующих бюджетов, органы исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносят поправки и дополнения.

Исполнение бюджета – это действия по мобилизации и использованию бюдж. средств. Оно основано на принципах: единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных Р с единого бюджетного счета; обеспечение бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
34. Прибыль организации, особенности ее распределения.

Прибыль — основной источник формирования Д части бюджетов разных уровней, приращения капитала хозяйствующего субъекта, соц. развития и роста благосостояния собственников.

При ее распределении пересекаются интересы общества в лице гос-ва, предпринимательские интересы хозяйст-их субъектов, интересы отдельных работников. Объектом распределения явл-ся валовая прибыль. Распределение П реализуется в части, поступающей в фед. бюджет и бюджеты субъектов Федер. в виде налогов и др. обязательных платежей. Распределение оставшейся части П является прерогативой хоз. субъекта, регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в его УП.

Распределение чистой прибыли м. б. осуществлено посредством образования спец. фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов.

Фонд накопления используется на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов.

Фонд потребления используется на соц. развитие и соц. нужды. расходы по эксплуатации объектов соц.-бытового назначения, находящихся на балансе хоз. субъекта, строительство   объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи.

Резервный фонд. Фин. устойчивость предприятия обеспечивает резервный капитал. В рыночной эк-ке отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Его величина харак-ет готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.
35. Фин. механизм в рыночной экономике. 

Для управления финансами гос-ва и организаций используется фин. механизм, кот. способствует полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействию в эк-кой си. Фин. механизм выражает си управления финансами на макро- и микроуровнях сиспользованием законодательно установленных рычагов и методов эффективного воздействия на конечные результаты производства исходя из требова­ний экономических законов.

Принципы функционирования фин. механизма:

1) комплектность — использование фин. рычагов и методов в общей системе управления финансами, не исключающих, а взаимно заменяющих друг друга;

2) функциональность обеспечение воздействия фин. механизма на воспроизводственный процесс в соответствии с поставленными целями;

3) адаптивность — способность данного механизма учитывать изменения окружающей эк-ой среды и вносить коррективы в процесс регулирования хоз-ых связей между предприятием и его партнерами;

4) однородность — единообразие фин. механизма как регулирующего фактора. На практике это означает, что все субъекты управления действуют в рамках единого гражданского законодательства с обязательным учетом региональных и отраслевых условий.

К направлениям фин. механизма относят: оптимизацию денеж. потоков (преодоление дефицита ДС); оптимизацию Д, издержек и прибыли; разработку долговременной дивидендной и инвестиционной политики. С его помощью мобилизуют и распределяют фин. ресурсы, необходимые для производственного и научно-технич. развития хоз. субъектов и обеспечения их взаимоотношений с бюдж. си государства.
36. Бюджет гос-ва: эк-кое содержание и значение.

Бюджет - форма образования и расходования фонда ДС, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва.

Бюджет выражает часть распределительных отношений м/ду гос-ом, предприятиями и населением, кот. связаны с формированием и использованием общегос-ного фонда фин. ресурсов.

Формирование бюджета связано с развитием НД страны и его перераспределением. Методами перераспределения являются: образование и использование денеж. накоплений (прибыли, НДС); организация налогов; финансирование отраслей народного хозяйства; формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

С помощью бюджета гос-ные и территор-ые власти получают фин. ресурсы для содержания аппарат управления, осуществления соц. мероприятий, реализации эк-ких задач.

Задачи бюджета:

- перераспределение НД (образование Д бюджета и использование бюджетных средств (Р бюджета));

- гос. регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение соц. сферы и осуществление соц. политики гос-ва;

- контроль за образованием и использованием централизованных фондов ДС.
37. Сущность страхования и его функции.

Эк-кая категория страхования – составная часть категории финансов. Однако если финансы связаны с распределением и перераспределением фин. ресурсов, то страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений.

Страхование это совокупность эк-их отношений, возникающих на основе замкнутого, безвозвратного перераспределения фин. ресурсов во времени и в пространстве, по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения вероятного ущерба, нанесенного эк-ким субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий.

Экон. категория страхования проявляется на практике в качестве одного из методов формирования и использования страх. фонда. Возможны и др. методы – 1. централизованный – прямое законодательное выделение в бюджетной си гос-ва определенных фин резервных фондов (с помощью него формируются резервные фонды отд. бюджетов и внебюджетных фондов); 2. децентрализованный – фин резервы создаются в организациях для возмещения ущерба и покрытия различных убытков.

Страхование также связано с возмещением матер-ого ущерба и потерь в семейных доходах. Потери в семейных доходах, появляющиеся в связи с нетрудоспособностью граждан в период болезни, инвалидности, лечения после получения травмы от несчастного случая, в связи с достижением пенсионного возраста, с наступлением смерти кормильца или другого члена семьи, влекут за собой значительные Р всего общества. Поэтому страхование этих Д осуществляется в первую очередь путем организации соц. страхования за счет общества, т.е. за счет фин. ресурсов граждан и работодателей.

Для того чтобы граждане имели возможность сверх или помимо выплат и льгот по соц. страхованию удовлетворять свои соц. потребности, проводится личное страхование, страховые взносы по кот. уплачиваются за счет семейных Д.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: