Пенсионный фонд РФ и его роль в финансовой системе страны

Трудовую пенсия состоит из 3-х частей: 1.Базовая 2.Страховая (зависит от размера заработка) 3.Накопительная. Накопительную часть б. получать лица, начиная с 67 г.р. от доходов, полученных при инвестировании части финансовых ресурсов пенсионного фонда. Основная часть расходов ПФ РФ (90%) используется на обязательное пенс. страхование. 38,6 млн пенсионеров, 36,2 млн из них получают трудовые пенсии. Бюджет ПФ в 2006 году составило по доходам 733,1 млрд.руб., а по расходам 1344,4млр.руб. Последние 3 года в связи снижением налоговой ставки на ЕСН наблюдается глубокий дефицит бюджета ПФ РФ. Дефицит покрывается из фед. бюджета. В 2008-10г эта тенденция сохр-ся.

Пенсионный фонд РФ – фонд ДС, образованных вне фед. бюджета и предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида соц.риска – утраты з/пл или др. дохода вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности или смерти кормильца для нетрудоспособных членов семьи. ПФ РФ создан в 1990 г. в целях гос. управления финансами пенсионного обеспечения граждан.

Направления ПФ являются:

1)целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с соц. защитой населения;

2)организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм гос. пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, проф. заболевания или по потери кормильца;

3)капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физ. и юр. лиц;

4)контроль за своевременным, полным поступлением в фонд страх. взносов, и контроль за правильным расходованием его средств;

5)проведение научно-исследовательской работы в области гос-го пенсионного страхования;

6)разъяснительная работа среди населения и юр. лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Средства фонда формируются за счет кредитующих основных источников:

• страх. взносов работодателей;

• страх. взносов граждан, занимающихся индивидуальной деят-ю;

• ассигнований из фед. бюджета РФ на выплату гос пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям соц. пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий и др.;

• Добровольных взносов физ. и юр. лиц, а также доходов от капитализации средств фонда и других поступлений.

Размер взносов на соц. страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФ РФ, определяется Гос. Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц — в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников.

Средства ПФ РФ направляются на:

1) выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами гос. пенсий;

2) выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;

3) оказание органами соц. защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.
18.Прямые налоги и их характеристика

Налог – это обязательный безвозмездный безвозвратный платеж физ. и юр. лиц гос-ву для реализации его функций. Различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – налоги, объектом налогообложения кот. являются доходы, в том числе прибыль и собственность, то есть имущество, капитал. Косвенные – объект операции по реализации товаров, работ и услуг или стоимость реализованных товаров.

Прямые налоги построены на основе постоянного характера, заранее определима сумма налоговых поступлений, взимаются в определенные сроки. Взимаются с доходов или имущества физ. и юр. лиц.

Они делятся на:

- реальные — устанавливаются с отдельных видов имущества и включают поземельный, на ценные бумаги;

- личные — с юр. и физ. лиц с учетом дохода по декларации и включают подоходный с населения, на прибыль корпораций, на прирост капитала, с наследства и дарений, поимущественный налог;

К ним относят НДФЛ: объект налогообложения-доходы (ставка-13%), налог на прибыль организаций: объект - прибыль (ставка - 24% (6,5 федер, 17,5субъектам)), ЕСН: объект- доходы (ставка-26% (6 федер, 14 пенс, 2,9 фонд страх, 1,1фед.ф.мед. страх.2 террит.ф.мед.страх)), налог на имущество организаций: объект- собственность.

Налог на прибыль предприятий и организаций является основным прямым налогом. Плательщики налога: предприятия и организации являющиеся юр. лицами; компании, фирмы кот. осуществляют предприн-кую деятельность.

В доходах фед.бюджета РФ более 60% составляют косвенные налоги. В развитых странах преобладают прямые налоги.
19. Местные финансы их особенности в РФ.

Местные финансы включают средства местного бюджета, гос. и муниц. ценные бум., принадлежащие органам местного самоупр-ия, и др. фин-вые сред-ва.

В бюджеты поселений зачисляют налоговые доходы от следующих местных налогов, кот. устанавливают их представительные органы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах:

• земельный налог

• налог на имущество физ. лиц.

В бюджеты поселений зачисляют также налоговые доходы от следующих фед. налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

• НДФЛ

• единый с/х налог.

В бюджеты поселений поступают налоговые доходы от фед. или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных спец. налоговыми режимами, по нормативам отчислений, определенным органами гос. власти субъектов РФ.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируют и учитывают в соответствии со ст. 41-46 БК РФ.

Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, гос. финансовой поддержки и гласности.

Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Расходы бюджета делят на текущие (обеспечивают функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений) и капитальные (обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность действующих или вновь создаваемых юр. лиц в соответствии с утвержденной инвестиционной программой).
20. Налоговая система государства.

Налоговая система РФ, по определению НК, это совокупность фед., региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система призвана: 1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию Д бюджета, без осуществления кот. невозможно проводить соц.-эк-кую политику гос-ва; 2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

принципы налог. си РФ кот. д. регулировать налогообложение в России:

1) Каждое лицо (юр. или физ.) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении кот. это лицо является налогопл-ом.

2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества и государства.

3) Налоги не могут применяться исходя из политических, этнических, и др. критериев.

4) Не допускается установление налогов, нарушающих единое эк-кое пространство РФ и налоговую си РФ.

5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение организационно-правовой формы организации, физ. лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

К недостаткам следует отнести:

-фискальный подход к налогообложению. При решении вопроса о налогах на первый план выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей роли налогов не придается существенного значения;

-высокий уровень налогообложения юр. лиц, особенно это касается налога на прибыль.

-большое количество разнообразных налогов, сборов, отчислений, взносов (фед., регион-ых, местных, целевых), осложняющее налогообложение.

- отсутствие разграничения налоговых полномочий центра и мест, что приводит к их разногласиям;

- многократность обложения одного и того же объекта в определенном законом периоде.

Классификация налоговой системы РФ.

1. В зависимости от объекта обложения.

Прямые налоги, взимаемые с дохода и имущества, — это налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, налог на имущество предприятий.

Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, кот. перечисляет казне. Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком налога. К косвенным относятся НДС, акцизы и т.д.

2. По их использованию налоги м.б. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий. Спец. налоги имеют определенное назначение, (налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства).

3. В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, различают фед. налоги, региональные налоги налоги субъектов РФ, местные налоги.
21. Финансовые ресурсы и их состав.

Фин. ресурсы - это совокупность фондов ДС находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, гос-ва, домашних хоз-в, т.е. это деньги, обслуживающие фин. отношения. Они образуются в процессе матер-го производства, где создается новая стоимость и возникают ВВН и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Субъектами финансовых ресурсов выступают:

· домохозяйства; предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юр. лица, владеющие децентр-ными финансовыми ресурсами (денеж. отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий и домохозяйств);

· гос-во в форме различных бюджетов и ВБФ-ов.

Соотношение между ними определяется рыночными отношениями. Чем больше самостоятельности у физ. и юр. лиц, тем больше возможности у них формирования фин. ресурсов. В свою очередь, это обеспечивает увеличение поступлений фин. ресурсов гос-ву. Оптимальное соотношение м/ду ними определяется гос-ом на основе научно обоснованного расчета, заложенного в соц.-эк-ких прогнозах страны.

Объектами фин. ресурсов явл-ся фин. тношения, в результате действия кот.образуются целевые денеж. онды.

Они концентрируются в двух блоках:

· децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплата труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования);

· централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и Д ВБФ.

В состав финансовых ресурсов входят:

1. собственные средства:

а) на уровне предприятий и домохозяйств – прибыль,з/пл, доходы домохозяйств;

б) на уровне гос-ва - Д от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэк-кой деятельности;

2. мобилизованные на рынке:

а) на уровне предприятий и домох-в - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит;

б) на уровне гос-ва – эмиссия ценных бумаг и денег, гос. кредит;

3. средства, поступившие в порядке перераспределения:

а) на уровне предприятий и домохозяйств – % и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым др. владельцами;

б) на уровне гос-ва – обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Фин. ресурсы, их формирование и использование находит отражение в сводном фин. балансе РФ.

Сводный фин. баланс РФ включает фин. ресурсы трех источников:

1. ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация);

2. средства, аккумулируемые бюджетной системой;

3. средства ВБФ, прежде всего социальных.
22. Бюджетный дефицит, причины его возникновения и источники финансирования.

Бюджетный дефицит -это превышение Р бюджета над его Д.

Причинами дефицита бюджета могут быть:

- возникновение чрезвычайных непредвиденных расходов, вызванные крупным стихийным бедствием;

- осуществление чрезмерного вмешательства гос-ва в эк-кие и соц. процессы;

- финансирование неэффективного фин. механизма, при кот. результаты фин. контроля невысоки, наблюдается нецелевое использование средств, нерациональное использование средств и прямые хищения гос. ресурсов.

2 типа дефицитного бюджета:

- структурный (дефицит, кот. сознательно формируется правительством в результате изменения структуры и объема расходов);

- циклический (возникает в условиях нахождения страны в стадии кризиса или депрессии).

В современной науке отношение к дефициту бюджета неоднозначно. С одной стороны дефицит бюджета считается нормой и дефицитно-бюджетное финансирование нормальным видом фин. политики. С др. стороны дефицит бюджета м. выйти из-под контроля в воздействия множества факторов на дефицит бюджета.

Считается, что дефицит бюджета в 3% от ВВП относительно безопасен. Свыше 3% оказывает негативное влияние на состояние финансов и народное хоз-во в целом.

Растущий дефицит порождает инфляцию ожидания. Увеличение дефицита бюджета сказывается на масштабах перераспределения НД из сфер материального производства в непроизводственную. Увеличение размера дефицита ведет к стимулированию спекуляции на фин. рынке, т.к.появляется дополнительное количество спекулятивных инструментов государственных обязательств.

Дефицит бюджета покрывается 3 методами:

1.Денежная эмиссия.

2.Государственное заимствование.

3.Продажа государственной собственности.
23. Гос. и муниц-ый долг. Управление гос-ным и муниц. долгом.

Гос. долг долговые обязательства Правительства РФ перед физ. и юр. лицами, иностранными гос-ми, м/д народ. организациями и иными субъектами м/д народ. права. Различают государственный и общегосударственный долг. Общегос-ый долг включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав гос-а. Обеспечением гос-о долга РФслужит все имущество, составляющее гос. казну.

Долговые обязательства РФ м. существовать в формах:

1)  кредитных договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями иностранными гос-ми и м/д народ. фин. организациями, в пользу указанных кредиторов;

2)  гос-ых ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

3)  договоров о предоставлении гос гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств 3-ми лицами;

4)  переоформления долговых обязательств 3-их лиц в гос. долг РФ на основе принятых фед. законов;

5)  договоров, в том числе м/д народ., заключенных от имени РФ, о реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Гос. долг состоит из задолженности прош. лет и вновь возникшей задолженности. Долговые обязательства РФ погашают в сроки, установ-ые конкретными условиями займа, кот. не м.б. больше 30 лет.

Муниц. долг — совокупность долговых обязательств муниц-го образования. Он полностью обеспечивается муниципальным имуществом. Долговые обязательства муниц. образования м. существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых выпуском муниц. цен. бумаг; договоров о получении муниц. образованием бюджетных кредитов от бюджетов др. уровней бюдж. си РФ; договоров о предоставлении муниц. гарантий.

В объем муниц. долга включаются:

• номинальная сумма долга по муниц. цен. бум.;

• объем основного долга по кредитам, полученным муниц. образованием;

• объем долга по бюджетным кредитам, полученным муниц. образованием от бюджетов др. уровней;

• объем обязательств по муниц. гарантиям, предоставленным муниц. образованием.

Долговые обязательства муниц. образования погашают в сроки, определяемые условиями заимствований, кот. не д. превышать 10 лет.

Управление гос. долгом выражает совокупность мер Правительства РФ по выплате Д кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых гос. ценных бумаг.

Цели управления гос. долгом:

1. Политические: поддержание устойчивости функционирования политической системы.

2. Социальные: своевременное финансирование соц. программ, обеспечение соц. стабильности.

3. Эк-кие: минимизация стоимости привлекаемых внешних заимствований, улучшение условий рефинансирования и переоформления задолженности, сокращение Р по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования фин. ресурсов.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: