Этапа развития финансов

1. до 17 в. – становление фин. отношений, 2. 17-20 в., 3. 20 в. – активное вмеш-во гос-ва, 4. с 21 в. – роль гос-ва сокращается – глобализация.

Финансы (как эк. катег.) – выражают эк-кие отнош. м/ду домох-ми, гос-ом и внешним миром по поводу формирования, распределения и использования ДС. Субъектами фин. отношений явлю: организации, домох-ва, гос-во и внешний мир.  

Ф СИ совокупность различных сфер фин. отношений, в процессе кот. образуются и используются фонды ДС; ФС – си форм и методов образования, распределения и использования фондов ДС гос-ва и предприятий.

В зависимости от методов формирования Д эк-ких субъектов фин. си делится на сферы централ-ых и децентр. финансов.

Фин. си РФ включает звенья:

Сфера централ-ых финансов 1) Гос. бюдж. си (БС) 2) Внебюджетные спец. фонды (ВБФ) 3) Гос. кредит (ГК)
Сфера децентрализованных финансов 4) Финансы предприятий различных форм собственности (ФП) 5) Фонды страхования 6) Фин. домашн. хозяйств

1) БС РФ включает 3 звена: фед. бюджет; бюджеты национально-гос-ых и админист-но-террит-ых образований; местные бюджеты (с 2006 г. на местном уровне выделяют бюджеты муниц. районов, городских округов; бюджеты городских и сельских поселений). БС является основным звеном фин. си (на нее приходится более 40% всех фин. ресурсов). БС играет важную роль в эк-ке: а) за счет него решаются проблемы, стоящие перед гос-ом; б) он явл-ся матер-ой основой для выполнения функций гос-ва. 2) ВБФ – средство фед. правительства, регион-ых и местных властей, связанное с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование ВБФ осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. ВБФ имеют строго целевое назначение. Основными по размерам и значению являются соц. фонды (ПФ, Медстрах, Соцстрах).

3) ГК отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных ДС предприятий на началах возвратности для финансирования гос-ых расходов. Кредитором выступают ФЛ и ЮЛ, заемщиком – гос-во. Необходимость использования ГК обусловлена временной или регулярной невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизация фин. ресурсов дает гос-ую задолженность.

4) Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев. В Наст. время на страх. рынке действуют около трех тысяч страховых компаний.

По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование, страх-ие ответст-ти и страхований эк-ких рисков приобретают все большее значение, т.к. степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, политической нестабильностью, возрастает.

5) ФП являются основой фин. си страны, т.к. обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и НД. От состояния ФП зависит обеспеченность централ-ых денеж. фондов фин. ресурсами.

6) Финансы домашних хозяйств участвуют в фин. отношениях как особый вид денеж. фондов, формируемых за счет перераспределения фин. ресурсов предприятий. Накопления и сбережения дом. хоз-в выступают в качестве источника инвестиций в реальный и фин. секторы эк-ки. Состояние финансов дом. хоз. служит одним из индикаторов состояния эк-ки страны в целом, позволяет оценить эффективность гос-ых расходов (в первую очередь, в соц. сфере).
31. Управление финансами: содержание и функции.

Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на объект фин. отношений для достижения фин. результатов. Объектом явл. виды фин. отношений, субъектами – органы, осуществ-ие управление. Фин. аппарат – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

Управление финансами осуществляется прямыми и косвенными методами.

Управление финансами – это процесс, включающий 3 стадии:

- стадия планирования. Прогнозная оценка объема собственных фин. ресурсов, их рацион-го распред-ия и эффект. использования. Прогноз. оценке предшествует анализ выполнения плановых показателей Д и Р, выявление отклонений и обусловивших их причин. В процессе планирования д. б. учтены уже принятые ранее решения. Фин. планир-ие – деятельность фин. аппарата по составлению фин. планов. Все планы составляются по балансовому методу, кот. включает определение доходных источников и расходных статей. У хозяйств-го субъекта фин. планом явл.я баланс Д и Р, у гос-ва – бюджет и бюджеты ВБФ.

- стадия оперативного управления. Связана с осуществлением практических действий по выполнению фин. плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых фин. обстоятельств, изысканию способов формирования фин. ресурсов и сфер их вложения.

- стадия контроля. Завершает предыдущие стадии, призвана обеспечить полное и своевременное поступление ДС в централ-е и децентр-е фонды, доведение фин. ресурсов до получателя, контроль за целевым использованием этих средств.

Субъектами управления в каждой из подсистем фин. си выступают:

- органы гос. власти и управления (включая ОМС);

- хозяйств-е субъекты (управление фин-ми предпр-ий).

На общегосуд-ом уровне аппарат управления фин. си включает:

- Гос. Дума и Совет Федерации;

- Министерство финансов РФ;

- Таможенную службу РФ;

- Министерство налоговой службы РФ и др.

На уровне субъекта РФ включаются:

- комиссия по бюджету и финансам;

- региональные структуры фед. органов.

На уровне предприятия аппарат управления финансами ограничен финансовой службой.

Гл. органом, осуществляющим управление гос. финансами, является Минфин и его подразделения. Задачи Минфина:

- составление проекта и исполнение фед. бюджета;

- обеспечение устойчивости гос-ых финансов;

- концентрация фин. ресурсов на направлениях соц.-эк-го развития РФ;

- разработка направлений по привлечению в эк-ку страны иностранных и отечественных инвестиций;

- осуществление контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств ВБФ;

- совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности…

В Минфине особое место занимают бюджетный департамент, департамент ценных бумаг и фондового рынка, Главное управление Фед. казначейства, КРУ.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей осуществляет Налоговая служба РФ. Таможенная служба РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин, осуществляет контроль за соблюдением налог. законод-ва при пересечении таможенной границы РФ.

Фин. менеджмент – управление фин. ресурсами предприятий всех форм собственности.

Задачами фин. менеджмента явл.: прогнозирование, планирование, принятие целесообразных решений в процессе инвестирования средств, мобилизация дополнительных капиталов и система кредитования.

Фин-сы выполняют 3 ф-ции:

1. Распределительная. Распределение нац. дохода м/у различными сферами общественного производства (мат. пра-ва и непроизв. сфера), м/у различными отраслями народного хоз-ва, м/у различ. территориями и м/у различ. соц. группами. Здесь происх. образование сначала первичных доходов, т.е. доходов-участников производств. процесса в сфере мат. произ-ва, а затем образ. вторичные (окончательные) Д путем перераспред. части нац. дохода в непроизводств. сферу.

Распредел. ф-ия выражается ч/з использование ранее мобилизованных фин. ресурсов для удовлетвор. фин. потребностей различ. хоз. субъектов (правительства, предпр-й, орг-ий, муницип. орг-ов власти, междунар. фондов).

3. Контрольная. За распределение средств по целевому назначению, за своевременностью выполнения фин. обязательств, соблюдение законодаьельства.

2. Регулирующая заключ. в воздействии этой сист. отношений на отраслевые и территориальные пропорции распределения ресурсов, на масштабы потребления и накопления, на темпы эк. развития на макроуровне. Это возд-е осущ. в процессе использ. различ. налоговых ставок, налог. льгот, условий гос. кредита, в процессе использ. гос. дотаций, субсидий и др. форм организ. гос. расходования.
32. Характеристика межбюджетных отношений.

Бюдж. си гос-ва основывается на отношениях м/ду уровнями власти в бюдж. сфере (межбюджетными).

МБО охватывают отношения по поводу формирования и использования средств бюджетов разных уровней.

Современные МБО предполагают 3 момента: распределение бюджетных Р между разными уровнями власти и бюджетами; разграничение Д м/ду разными уровнями бюдж. си; функционирование механизма выравнивания уровней бюджетов всех уровней.

МБО основываются на обязательствах:

1. Наличие собственных источников Д и обязательство их использования на финанси-ие соответствующих Р.

2. Обязательствами перераспределения Д по звеньям бюдж. си в зависимости от законодательств.

3. Обязательствами покрывать собственные расходные полномочия за счет собственных Д.

Матер-ой основой МБО выступают ДС.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: