1. до 17 в. – становление фин. отношений, 2. 17-20 в., 3. 20 в. – активное вмеш-во гос-ва, 4. с 21 в. – роль гос-ва сокращается – глобализация.
Финансы (как эк. катег.) – выражают эк-кие отнош. м/ду домох-ми, гос-ом и внешним миром по поводу формирования, распределения и использования ДС. Субъектами фин. отношений явлю: организации, домох-ва, гос-во и внешний мир.
Ф СИ – совокупность различных сфер фин. отношений, в процессе кот. образуются и используются фонды ДС; ФС – си форм и методов образования, распределения и использования фондов ДС гос-ва и предприятий.
В зависимости от методов формирования Д эк-ких субъектов фин. си делится на сферы централ-ых и децентр. финансов.
Фин. си РФ включает звенья:
Сфера централ-ых финансов | 1) Гос. бюдж. си (БС) 2) Внебюджетные спец. фонды (ВБФ) 3) Гос. кредит (ГК) |
Сфера децентрализованных финансов | 4) Финансы предприятий различных форм собственности (ФП) 5) Фонды страхования 6) Фин. домашн. хозяйств |
1) БС РФ включает 3 звена: фед. бюджет; бюджеты национально-гос-ых и админист-но-террит-ых образований; местные бюджеты (с 2006 г. на местном уровне выделяют бюджеты муниц. районов, городских округов; бюджеты городских и сельских поселений). БС является основным звеном фин. си (на нее приходится более 40% всех фин. ресурсов). БС играет важную роль в эк-ке: а) за счет него решаются проблемы, стоящие перед гос-ом; б) он явл-ся матер-ой основой для выполнения функций гос-ва. 2) ВБФ – средство фед. правительства, регион-ых и местных властей, связанное с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование ВБФ осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. ВБФ имеют строго целевое назначение. Основными по размерам и значению являются соц. фонды (ПФ, Медстрах, Соцстрах).
|
|
3) ГК отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных ДС предприятий на началах возвратности для финансирования гос-ых расходов. Кредитором выступают ФЛ и ЮЛ, заемщиком – гос-во. Необходимость использования ГК обусловлена временной или регулярной невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизация фин. ресурсов дает гос-ую задолженность.
4) Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев. В Наст. время на страх. рынке действуют около трех тысяч страховых компаний.
По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование, страх-ие ответст-ти и страхований эк-ких рисков приобретают все большее значение, т.к. степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, политической нестабильностью, возрастает.
|
|
5) ФП являются основой фин. си страны, т.к. обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и НД. От состояния ФП зависит обеспеченность централ-ых денеж. фондов фин. ресурсами.
6) Финансы домашних хозяйств участвуют в фин. отношениях как особый вид денеж. фондов, формируемых за счет перераспределения фин. ресурсов предприятий. Накопления и сбережения дом. хоз-в выступают в качестве источника инвестиций в реальный и фин. секторы эк-ки. Состояние финансов дом. хоз. служит одним из индикаторов состояния эк-ки страны в целом, позволяет оценить эффективность гос-ых расходов (в первую очередь, в соц. сфере).
31. Управление финансами: содержание и функции.
Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на объект фин. отношений для достижения фин. результатов. Объектом явл. виды фин. отношений, субъектами – органы, осуществ-ие управление. Фин. аппарат – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.
Управление финансами осуществляется прямыми и косвенными методами.
Управление финансами – это процесс, включающий 3 стадии:
- стадия планирования. Прогнозная оценка объема собственных фин. ресурсов, их рацион-го распред-ия и эффект. использования. Прогноз. оценке предшествует анализ выполнения плановых показателей Д и Р, выявление отклонений и обусловивших их причин. В процессе планирования д. б. учтены уже принятые ранее решения. Фин. планир-ие – деятельность фин. аппарата по составлению фин. планов. Все планы составляются по балансовому методу, кот. включает определение доходных источников и расходных статей. У хозяйств-го субъекта фин. планом явл.я баланс Д и Р, у гос-ва – бюджет и бюджеты ВБФ.
- стадия оперативного управления. Связана с осуществлением практических действий по выполнению фин. плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых фин. обстоятельств, изысканию способов формирования фин. ресурсов и сфер их вложения.
- стадия контроля. Завершает предыдущие стадии, призвана обеспечить полное и своевременное поступление ДС в централ-е и децентр-е фонды, доведение фин. ресурсов до получателя, контроль за целевым использованием этих средств.
Субъектами управления в каждой из подсистем фин. си выступают:
- органы гос. власти и управления (включая ОМС);
- хозяйств-е субъекты (управление фин-ми предпр-ий).
На общегосуд-ом уровне аппарат управления фин. си включает:
- Гос. Дума и Совет Федерации;
- Министерство финансов РФ;
- Таможенную службу РФ;
- Министерство налоговой службы РФ и др.
На уровне субъекта РФ включаются:
- комиссия по бюджету и финансам;
- региональные структуры фед. органов.
На уровне предприятия аппарат управления финансами ограничен финансовой службой.
Гл. органом, осуществляющим управление гос. финансами, является Минфин и его подразделения. Задачи Минфина:
- составление проекта и исполнение фед. бюджета;
- обеспечение устойчивости гос-ых финансов;
- концентрация фин. ресурсов на направлениях соц.-эк-го развития РФ;
- разработка направлений по привлечению в эк-ку страны иностранных и отечественных инвестиций;
- осуществление контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств ВБФ;
- совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности…
В Минфине особое место занимают бюджетный департамент, департамент ценных бумаг и фондового рынка, Главное управление Фед. казначейства, КРУ.
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей осуществляет Налоговая служба РФ. Таможенная служба РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин, осуществляет контроль за соблюдением налог. законод-ва при пересечении таможенной границы РФ.
|
|
Фин. менеджмент – управление фин. ресурсами предприятий всех форм собственности.
Задачами фин. менеджмента явл.: прогнозирование, планирование, принятие целесообразных решений в процессе инвестирования средств, мобилизация дополнительных капиталов и система кредитования.
Фин-сы выполняют 3 ф-ции:
1. Распределительная. Распределение нац. дохода м/у различными сферами общественного производства (мат. пра-ва и непроизв. сфера), м/у различными отраслями народного хоз-ва, м/у различ. территориями и м/у различ. соц. группами. Здесь происх. образование сначала первичных доходов, т.е. доходов-участников производств. процесса в сфере мат. произ-ва, а затем образ. вторичные (окончательные) Д путем перераспред. части нац. дохода в непроизводств. сферу.
Распредел. ф-ия выражается ч/з использование ранее мобилизованных фин. ресурсов для удовлетвор. фин. потребностей различ. хоз. субъектов (правительства, предпр-й, орг-ий, муницип. орг-ов власти, междунар. фондов).
3. Контрольная. За распределение средств по целевому назначению, за своевременностью выполнения фин. обязательств, соблюдение законодаьельства.
2. Регулирующая заключ. в воздействии этой сист. отношений на отраслевые и территориальные пропорции распределения ресурсов, на масштабы потребления и накопления, на темпы эк. развития на макроуровне. Это возд-е осущ. в процессе использ. различ. налоговых ставок, налог. льгот, условий гос. кредита, в процессе использ. гос. дотаций, субсидий и др. форм организ. гос. расходования.
32. Характеристика межбюджетных отношений.
Бюдж. си гос-ва основывается на отношениях м/ду уровнями власти в бюдж. сфере (межбюджетными).
МБО охватывают отношения по поводу формирования и использования средств бюджетов разных уровней.
Современные МБО предполагают 3 момента: распределение бюджетных Р между разными уровнями власти и бюджетами; разграничение Д м/ду разными уровнями бюдж. си; функционирование механизма выравнивания уровней бюджетов всех уровней.
|
|
МБО основываются на обязательствах:
1. Наличие собственных источников Д и обязательство их использования на финанси-ие соответствующих Р.
2. Обязательствами перераспределения Д по звеньям бюдж. си в зависимости от законодательств.
3. Обязательствами покрывать собственные расходные полномочия за счет собственных Д.
Матер-ой основой МБО выступают ДС.