Туризм в системе национальной экономики

 

Говоря о роли туризма в экономике страны, хотелось бы предостеречь восхитительные эпитеты некоторых экспертов в отношении увеличения доли этого сектора в валовом национальном продукте. Существует мнение, что чем больше туризм создает ВНП, тем сильнее страна, тем сильнее эта отрасль, и тем, естественно, лучше. При этом они ссылаются на статистические данные, мол, в некоторых государствах туризм создает до 30% ВНП, а в островных государствах/территориях эта цифра достигает 80-90%.

Как бы не были высокими эти показатели, они характеризуют однобокость экономики и, несомненно, ее уязвимость. Ведь туризм – это “капризная” отрасль и любое незначительное колебание из-за негативных факторов может сильно ударить по экономике страны. Приведем в пример ту же самую Индонезию, где взрыв в ночном дискоклубе унес жизни нескольких десятков человек и одновременно лишил работы более 300 тыс. индонезийцев. В Египте в 1997 году террористы напали на туристов возле пирамид, после чего наступил экономический кризис (экономика зависела от туризма), и государству пришлось приложить немало усилий, чтобы восстановить доверие к стране у иностранцев. Действия сепаратистов в Испании, фундаменталистов в Алжире и Пакистане, партизан на Филиппинах, наркокартелей в Колумбии и других странах Латинской Америки, Африки сводят на нет все действия правительства по укреплению международного туризма.

Кроме политического фактора, негативную роль могут сыграть валютные кризисы, транспортные блокады, стихийные и техногенные бедствия, ухудшившиеся климатические и криминогенные условия и многое другое. Поэтому туризм не должен доминировать в национальной экономике, правительству необходимо иметь план альтернативного развития, если ухудшиться общая обстановка для туризма. Следует заметить, что сам туризм также может выступать альтернативой для замены агрессивных форм экономики (скажем, экстенсивного сельского хозяйства, добывающей промышленности).

Туризм является основным там, где нет ресурсов для развития иных отраслей, в частности, такая ситуация отмечается на островных государствах (Тринидад-и-Тобаго, Гавай, Ямайка и др.). Поэтому это вынуждает население искать менее капиталоемкие, но в тоже время доходные сектора экономики. А если этому способствует благоприятный природный климат, то нет противопоказаний для развития туризма. Только следует учесть, что массовый туризм порождает деградацию культурного, национального наследия, население отказывается от прежнего уклада жизни, приспосабливается к новым условиям. Возможно, это последствия глобализации, и туризм играет в этом не последнюю роль.

Как же определять роль и значение туризма? Это не столь сложно, если правительство располагает соответствующей статистикой (см. таблицу № 1.1). Другое дело, что статистика не всегда может раскрыть все процессы, происходящие в сфере туризма. Возьмем, к примеру, Узбекистан. До настоящего времени нет данных о количестве туристов, прибывающих в республику. Таможенные, пограничные, полицейские органы, дипломатические представительства, а также транспортные компании (авиация, железная дорога – основные перевозчики туристов) и обслуживающие предприятия (гостиницы) дают различные данные по числу визитов в страну и выезда за пределы Узбекистана. Отсутствие единого миграционного подхода не позволяет, таким образом, определять объемы туризма. Не зная количества туристов, трудно представить себе, каковы размеры их трат, сколько зарабатывают предприятия и население, каковы доходы государства.

Несомненно, туризм должен быть легальной сферой деятельности, и от наличия соответствующих законов, нормативно-правовых актов (например, постановлений Кабинета Министров, Указов Президента, даже приказов/распоряжений национальной туристской администрации, коим в Узбекистане является Национальная компания “Узбектуризм”) зависит официальный статус туристских предприятий и все занятых в них. Между тем, количество документов не всегда характеризуют их качество, порой закон слабее подзаконных актов, а простой приказ министра вносит сумятицу в бизнес. Однако подобные качественные аспекты – что существенно важно! - можно определить при расчетах национальной модели (об этом будет сказано ниже).

Сложности у статистики вызывают расчеты, связанные с определением доли туризма в национальной экономике. Необходимо наличие базовых показателей, которых, к сожалению, в Узбекистане нет, так как не существуют (об этом было сказано выше) точных цифр об объемах визитов в страну, экспорта-импорта туристских услуг, загрузке всех гостиниц, численности занятых (прямо и косвенно), поступлениях в бюджет от туристской деятельности. Говоря о последнем факторе, то здесь существует несколько причин: во-первых, предприятия питания, торговли, досуга, автотранспорта не делают различий между национальными и иностранными туристами и в связи с этим не дифференцируют доход от продаж товаров, услуг; во-вторых, подавляющая часть визитеров меняет валюту на черном рынке, тем самым не позволяя определить объемы валютных поступлений в страну (косвенно можно определять по таможенным декларациям); в-третьих, если известно количество работающих в гостиницах, турбазах, курортной системе, турфирмах, то сложнее определить тех, кто косвенно обслуживает туризм – ремесленники, повара, музыканты, таксисты, парикмахеры и другие. И самое важное, туризм, как и любая другая сфера экономики, имеет теневые отношения, иное дело, что рамки (размеры) этих отношений зависят от общей экономической ситуации в стране. Чем прозрачнее финансовые потоки и эффективнее государственный менеджмент, тем меньше коррупции и “тени” в туризме.

 

Формы, виды туризма

 

Теория и практика советского туризма определила следующие виды и разновидности туризма:

по характеру путешествия — горный, сухопутно-равнинный, подземный (пещерный), водный, подводный, комбинированный;

по способу передвижения путешественников — пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, шлюпочный, парусный, автомоторный, конный.

По форме и содержанию туристская деятельность очень разнообразна (прогулки, походы, экскурсии, экспедиции, лагеря, слеты).

Прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года и подготовленности человека прогулки могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.

Экскурсия — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.

Самой доступной и массовой формой туризма являются походы.

Туристский поход — это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.

По продолжительности различают походы однодневные, двухдневные (походы выходного дня без ночевки, с ночевкой) и многодневные.

По масштабу района различают местные и дальние путешествия.

Местный туризм — это путешествия, проводимые в пределах своего района, области, края.

Дальний туризм — это путешествия в районах, отдаленных от места жительства.

По форме организации путешествий различают плановый и самодеятельный туризм.

Плановый туризм — это однодневные и многодневные путешествия, которые организовываются через туристско-экскурсионные бюро, советы добровольных спортивных обществ, через спортивные клубы и коллективы физической культуры. Такие путешествия проводятся по оплачиваемым путевкам с полным обеспечением участников питанием, обслуживанием, транспортными средствами.

Самодеятельный туризм — это такие многодневные и однодневные путешествия, которые организуются силами и средствами самих участников.

В зависимости от целей походы могут быть познавательной, оздоровительной, спортивной направленности и агитационно-массовые.

Познавательные походы направлены на изучение своего края (района, области, республики): рельефа, климата, флоры и фауны, хозяйства. Познавательные походы предусматривают ознакомление с передовыми предприятиями, встречи с передовиками производства, с героями и ветеранами Великой Отечественной войны и труда, с делегатами съездов, посещение музеев и памятных мест. Такие походы способствуют расширению кругозора, воспитывают чувство любви к своему краю, гордости за него, чувство советского патриотизма.

Оздоровительные походы способствуют закаливанию организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств, повышают работоспособность, служат прекрасной формой активного отдыха, значение которого огромно.

Спортивные походы улучшают физическую подготовленность, закаляют волю, способствуют физическому совершенствованию.

Агитационно-массовые походы проводятся в честь крупных общественно-политических событий с целью пропаганды туризма, привлечения широких масс трудящихся к туризму и обмена опытом туристской работы.

Широкое распространение получила среди пионеров и школьников поисковая работа экспедиционных отрядов в путешествиях по основным направлениям Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина — СССР», объявленной в 1972 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: