Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной? (Билет 21)

Вариант 1

Татьяна - «милый идеал» Пушкина, с первых же строчек стано­вится ясно, что для автора эта героиня очень дорога, он и не пытается скрывать от читателя свою любовь к Татьяне: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою...». Чем же этот образ так дорог автору?

Татьяна является воплощением всего русского, национального. Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Кроме этого Пушкин наделил свою героиню богатым внут­ренним миром и душевной чистотой:

Что от небес одарена

Воображением мятежным, умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным... 

 

Она не такая, как все светские девушки. Характеристика Татья­ны дается как бы от «обратного» - Пушкин говорит, чего нет в Тать­яне. В ней нет красоты, кокетства, жеманства, неискренности, неес­тественности. А дальше автор объясняет читателю, почему в одной семье оказались такие непохожие сестры. Оказывается, еще с дет­ства Татьяна отличается- от своих сверстниц: она шумным играм предпочитает уединение, она не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость, по мнению автора, делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу. Основа мира Татьяны - народная культура. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «дерев­не», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включе­ние в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Та­тьяны. В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.

В то же время Татьяна чем-то похожа на Онегина - стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни, но в ней можно заметить и некоторые черты, сходные С поэтом-романтиком Ленским - вера в идеальное счастье, в любовь, создание в своем воображении милого образа. Неслучайно в своем письме к Онегину она напишет: «ты лишь вошел, я вмиг узнала...» В целом письмо Татьяны искренне и поэтично.

Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причем для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин - это именно тот желанный и единственный. Понять, кто такой Онегин, Татьяна сможет гораздо позже, после его отъезда из деревни. Татьяна, тайно посещая име­ние Онегина, с особым интересом и вниманием станет рассматри­вать вещи и книги героя, вчитываться в пометки и комментарии, оставленные Онегиным на полях своих книг. И это неудивительно. Несмотря на то, что со времени первой встречи Онегина и Татьяны прошло немного времени, в опустевший дом Онегина приходит не наивная девушка. Татьяна слишком много пережила: отказ Онеги­на, гибель Ленского. Эти потери сделали ее душу сильной. Интуи­ция, проницательность, природный ум, любовь помогают Татьяне проникнуть во внутренний мир героя, понять, что он для нее значит.

Нельзя не сказать несколько слов о композиционном построе­нии сюжетной линии, рассказывающей о взаимоотношениях Татья­ны и Онегина.

Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем сле­дует сцена объяснения в саду, где герой читает проповедь девушке. Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Тать­яна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж. Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встре­чает Татьяну и, ещё не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину.

Что же произошло с героями?

«Как изменилася Татьяна!» - восклицает автор. Но действитель­но ли так сильны перемены, произошедшие с Татьяной? По сущест­ву своего характера, своих взглядов, своего отношения к жизни Татьяна осталась такой же, как прежде. Но она многое пережила, много размышляла и многое поняла. Сцена последнего свидания ее и Онегина раскрывает это в полной мере. Перед читателем уже не та наивная девушка, а повзрослевшая женщина, глубоко чувствующая и искренняя, верная тем моральным принципам, которые она усво­ила еще с раннего детства и приняла для себя раз и навсегда. В этом и чувствуется ее сила и превосходство. Высокое положение в светс­ком обществе, «успехи в вихре света» не прельщают ее. Татьяна находит выразительные, сильные и убедительные слова, характери­зуя «всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск и шум и чад». Она с любовью вспоминает о прежних годах, о жизни в деревне, о своей няне. Она находит в себе силы отвергнуть любовь Онегина не пото­му, что она его больше не любит, а потому что не хочет изменить себе, своим взглядам на жизнь, своему высокому пониманию слова «верность». Все в печальном монологе Татьяны просто, Искренне и высоко. В последних словах, обращенных к Онегину:

 

... Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть   

И гордость и прямая честь, -

 

Слово честь в последний раз звучит в тексте романа и теперь уже в своем первом и самом прямом и высоком значении. Так в этом ореоле высокой душевной красоты и останется в сознании читателя образ Татьяны, которая охарактеризована Пушкиным как «русская душой».

 

 

Вариант 2

Пушкин, работая над романом "Евгений Онегин", создавал не только образ своего современника, не только отражение века. В каждой строчке романа, в каждом действии и в каждой мысли героев - сам Пушкин. Но, раскрывая самого себя через своих героев, Пушкин не мог не донести до читателя своих представлений о женской красоте - красоте не только внешней, но и духовной. У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты "об ангеле земном". Поэтому, наверное, в русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. "Милый идеал" Пушкина - его Татьяна - и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или повторяешь про себя любимые строчки, всегда невольно забываешь о том, что Татьяна Ларина- всего лишь мечта, представление Пушкина о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, "одного из умнейших мужей России". Кажется, что Таня - живой реальный человек. В Михайловском, в музее-усадьбе А. С. Пушкина сохранилась даже скамья, на которой сидела Татьяна, слушая первый в своей жизни жестокий урок Онегина. Так кто же она и какая она, мечта самого Пушкина?

Пушкин выделяет Татьяну из представительниц дворянского общества только лишь потому, что она по своему развитию выше многих из них. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны, до которого, при всем своем уме, не дорос Онегин.

В своей семье она была одинока. Пушкин пишет:

    

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

    

Встретив Онегина, в котором она почувствовала необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Лариной поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты. Онегин не разглядел главного в Татьяне: Татьяна - это одна из тех цельных натур, которая может любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: "И сколько б ни любил я вас, привыкнув, разлюблю тотчас".

Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своем значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней русской женщиной, готовой променять "ветошь маскарада" на сельское уединение. Ее утомляет несносный вздор, который занимает женщин ее круга, она ненавидит волнения. Поведение и поступки Татьяны противопоставлены модной спеси самолюбиво-равнодушных дам высшего света и осторожной предусмотрительности пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность - основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем: и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви, и поэтому они так прекрасны и неповторимы.

В обществе, "где воспитанием немудрено блеснуть", Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделенная "своенравной головой", Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И будучи уездной барышней, и княгиней, "величавой законодательницей зал", она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами:

    

Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье;

Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою.

    

Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: "Ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой". Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на "ярмарку невест", пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно понаблюдать за людьми типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм.

Татьяна - та решительная русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера, только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии много русских писателей - Тургенев, Чернышевский, Некрасов в своих произведениях ставили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть книги, где он показывает свой идеал женщины. Для Льва Толстого - это Наташа Ростова, для Лермонтова - Вера из "Героя нашего времени", у Пушкина - это Татьяна Ларина.

В нашей современной действительности облик "милой женственности" приобрел несколько другую канву, идеалом видится женщина более деловая, энергичная, ведь ей приходится решать так много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность - все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.

 

12. Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».) (Билет 25)

Вариант 1

В романе «Евгений Онегин» рядом с главным героем автор изоб­ражает Владимира Ленского.

По характеристике самого Пушкина эти два человека абсолют­но противоположны («лед и пламень»). И тем не менее они стано­вятся неразлучными друзьями, хотя автор отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».

Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они раз­нятся между собой? Почему они «сошлись»?

 

Евгений Онегин Владимир Ленский

Образование и воспитание

Традиционное дворянское воспита­ние и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образо­вание: Пушкин пишет: «мы все учи­лись понемногу чему-нибудь и как-нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее. Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитани­ем в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Зато становится ясно, что резуль­татом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.

Состояние души, отношение к человеческим ценностям

Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей -он не ценит любовь, дружбу, вер­нее не верит в искренность и силу этих чувств.                      Нет: рано чувства в нем остыли                      Ему наскучил света шум. И далее автор ставит «диагноз» состо­яния своего героя - «короче: русская хандра им овладели понемногу... Вернувшись на родину, Лен­ский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:                       Цель жизни нашей для него                       Была заманчивой загадкой,                       Над ней Он голову ломал                       И чудеса подозревал.  

Жизнь в деревне, отношения с соседями

Приехав в деревню, Онегин ищет при­ложения своим силам, выхода из бес­цельного существования - он пыта­ется заменить барщину «оброком лег­ким», стремится найти людей, близ­ких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя резкой чертой от окрестных помещи­ков. А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевает скука и разочарование. Ленского отличает востор­женно-мечтательное отноше­ние к жизни, душевная про­стота и наивность. Он не успел еще увянуть «от хлад­ного разврата света», он «сердцем милый был невеж­да».

Представление о цели и смысле жизни

Не верит ни в какую высокую цель Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни человека, он только пока не знает её

Поэтическое творчество и отношение к нему героев

Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способно­сти сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией Ленский - поэт. Он с лирой странствовал на свете                  Под небом Шиллера и Гете                  Их поэтическим огнем                  Душа воспламенялась в нем. Ленский вдохновляется твор­чеством немецких поэтов-ро­мантиков. Сам тоже относится к романтикам. В чем-то он по­хож на друга Пушкина Кюхель­бекера. Стихи Ленского сенти­ментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы...»

История любви

Онегин не верит в искренность жен­ской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет изменившийся Онегин пони­мает, от какого счастья он отка­зался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви. Ленский как поэт-романтик, влюб­ляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного имени­нам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою при­вязанность и влюбленность в Ленского.

Дружба

При всем различии характеров, темпераментов и психологическо­го типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:

1) они противопоставлены дворянству как в городе, так и в деревне;

2) они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радо­стями» круга светской молодежи;

3) широкие умственные интересы: история, философия, моральные вопросы, чтение литературных произведений.

 

 

Дуэль Онегина с Ленским и гибель последнего - трагически-нелепые события. Но в то же время они раскрывают страшную тай­ну Онегина - боязнь света, «общественного мненья», которое он делает вид, что презирает, цо ни один из героев романа не смог пе­реступить через такое понятие, как «условность». Онегин становит­ся убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы на­казать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредо­точилось в Онегине.

В романе Пушкин делает попытку объяснить характер героя средой, обстоятельствами, но, вскрывая рациональные причины всех человеческих поступков, Пушкин видит и некую мистическую стро­ну жизни, ощущает судьбу как силу, которая вмешивается в чело­веческое существование, делая его таинственным и необъясни­мым и в то же время внося в него высший философский смысл.

Если попытаться коротко объяснить, что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке, то можно назвать сле­дующие причины:

• различия между героями, с одной стороны;

• с другой стороны, неумение или нежелание принять другого человека таким, как он есть, не пытаясь «подровнять» его под свои представления и взгляды;

• и все-таки самая главная причина в данной ситуации - это не­способность стать выше «общественного мнения», условностей, страх выглядеть «смешным» в глазах света, высшего общества, бо­язнь быть осужденным.

 

 

Вариант 2

(По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

В. Г. Белинский назвал роман Пушкина "Евгений Онегин" "энциклопедией русской жизни". Ведь в романе, как в зеркале, отразился "век и современный человек". Но каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее - наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе. Он называет своего главного героя "добрый мой приятель", среди друзей Онегина - друзья самого Пушкина, да и сам Пушкин везде незримо присутствует в романе. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин - это автопортрет. Слишком сложна и непостижима душа Пушкина, слишком многогранна и противоречива для того, чтобы отразиться в одном "типичном представителе" "золотого века". Наверное, поэтому и прожил в романе свою недолгую яркую жизнь молоденький идеалист Ленский - тоже часть души поэта. Онегин и Ленский, оба любимые автором, такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души... Как неизбежно кончается молодость, как неотвратимо приходит зрелость ума, а вместе с нею и конформизм, так неотвратима для Пушкина в романе гибель юного романтика.

Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: "Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил". Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость:

    

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитанъем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть...

    

Далее он дает характеристику Онегину:

    

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

    

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, "охлажденный" ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

    

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

    

От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в. какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: "Но ничего не вышло из пера его".

В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности:

    

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

 Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед...

    

Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от "высшего света".

В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет-существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский - дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии:

    

Он из Германии туманной

Привез учености плоды,

Дух пылкий и довольно странный...

    

Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он "поклонник Канта и поэт". У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу в Ольге, самой обыкновенной девушке.

Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа! Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин пишет о Ленском: "Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум". Онегинслушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию: "И думал: глупо мне мешать его минутному блаженству; и без меня пора придет; пускай покамест он живет да верит мира совершенству; простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред". Для Ленского дружба - острая потребность натуры, Онегин же дружит "скуки ради", хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин.

Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой". "Не столь различны меж собой". Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. "Привычка всех считать нулями, а единицами - себя" рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин пишет: "Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат".

Я думаю, Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Его "резкий, охлажденный ум" гораздо приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе Онегин, он пишет о себе и о нем:

    

Я был озлоблен, он угрюм,

Страстей игру мы знали оба,

Томила жизнь обоих нас,

В обоих сердцах жар угас.

    

Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это можно понять из строк: "Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать? тоска, тоска!.."

Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее проявятся у отдельных персонажей Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. А такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они либо примиряются с ней, либо гибнут.

 

 

13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Билет 17)

Вариант 1

Финал романа «Евгений Онегин» необычен - он открыт. Это позволяет читателю самому домыслить дальнейшие судьбы героев.

Человеческая жизнь имеет не только закономерности, она под­вержена случайностям, которые могут резко изменить привычный ход событий. Жизнь и судьба - проблема, которая волнует Пушкина на протяжении многих лет. Этот вопрос автор ставит и в романе «Евгений Онегин».

Подумаем над финальной сценой романа. Поэт намеренно оста­вил своего героя в минуту «злую для него... Надолго... навсегда». Так в чем же смысл такого конца? Не в том ли, что герой так и не нашел себя, что он все еще на распутье?

Перелистаем восьмую главу романа. Онегин приехал в Петер­бург уже не тем человеком, каким уезжал из него (первая глава), и не тем, каким был в деревне. Он многое пережил. Острее стал его конфликт с обществом: герой потрясен чувством, перевернувшим всю его «ленивую душу». Изменилась и Татьяна: она уже не та до­верчивая девочка, какой была в начале романа. Жизнь, трагические события, через которые пришлось пройти героине, ранили ее, одна­ко не изменили ее нравственных принципов, которые она раз и на­всегда приняла. Нравственная сила искренности, простота, верность возвышают Татьяну. Татьяна отвергает Онегина не потому, что она перестала его любить, а потому что осталась верна своим взглядам на жизнь, своим идеалам. Евгений Онегин, находясь в зависимости от традиций светского общества, пройдя через испытание любовью, стоит на перепутье, не определившись в своих дальнейших целях. Счастье взаимной любви было невозможно для героев тогда, в де­ревне, невозможно оно и сейчас.

Все перечисленные особенности говорят о сложнейшей фило­софии жизни, которую вложил в свой роман А. С. Пушкин.

 

14. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». (Билет 7)

Вариант 1

В октябре 1836 года А. С. Пушкин заканчивает свое последнее крупное прозаическое произведение - роман «Капитанская дочка». В основе романа- события грозной пугачевщины. К раскрытию темы пугачевского бунта А. С. Пушкин подходит как историк, мыслитель и реалист. Он работал в архивах, изучал мемуары участников подав­ления бунта, ездил на место событий в оренбургскую губернию и там встречался с очевидцами. Результатом этих исследований стала «История Пугачева», которая из-за цензуры была переименована в «Историю Пугачевского бунта», а через два года Пушкин издает ро­ман «Капитанская дочка».

«Капитанская дочка» - это не только историческое повество­вание, это и семейная повесть. Автор ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, раскрывает темы человеческого счастья, любви, истинного благородства.

Форма «Капитанской дочки» - семейная хроника. Семейные запис­ки даны от лица Петра Андреевича Гринева, это его воспоминания.

Заглавие для своего романа А. С. Пушкин выбрал, вероятно, осе­нью 1836 года. До этого времени Пушкин называл это повествова­ние просто романом. Выбор названия позволяет предположить, что образ Маши Мироновой для понимания общей концепции романа чрезвычайно важен и значим. В «Капитанской дочке» Пушкин хотел, прежде всего, показать, как складывалась судьба героев' пове­ствования в круговороте исторических событий. Именно поэтому автор выбирает Машу Миронову и Петра Гринева, чьи характеры показаны в развитии, представлен процесс становления личности.

Маша Миронова - воплощение гармонической ясности. Она су­ществует для того, чтобы вносить во все свет, любовь. Это простая русская девушка «лет осьмнадцати», с самой обыкновенной внешнос­тью: «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко заче­санными за уши», но за этой простотой таится настоящее нравствен­ной богатство. В Маше столько нежности и мягкости, что трудно и предположить б ней внутреннюю твердость и решительность. В той обстановке, в которой она росла, ей неоткуда было получить ни обра­зования, ни умственного развитии. Ее речь - показатель невысокой культуры: «Я так и обмерла», «Да так...он такой насмешник...он очень мне противен», «Это меня беспокоило бы страх». Но, несмотря на это, она обладает неким нравственным чутьем и поэтому чувствует неиск­ренность, нравственный изъян в Швабрине, который к ней сватается. А вот Петр Гринев сразу вызывает в ней симпатию и расположение, она не может не заметить его искренность и чистоту души.

Сильно привязавшись к Петру Гриневу, любя его всем сердцем, она отказывается выйти за него замуж без благословления его роди­телей: она по-народному, по-патриархальному верит в судьбу, не хочет начинать семейную жизнь с нарушения устоев, с обиды дорогих для нее людей. «Без их благословения не будет тебе счастия», - гово­рит она Гриневу. Она готова покориться «воле господней», нежели причинить кому-либо боль или страдание. В ее отношениях к людям нет ни тени эгоизма, расчета.

Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении Гринева. Ради спасения любимого человека, сама не­давно пережившая трагедию гибели родителей, Маша совершает невозможное. Она добивается свидания с Екатериной И, от которой ждет высшей справедливости в решении вопроса о признании неви­новным ее жениха Петра Гринева. Решающая для судьбы Гринева сцена свидания Маши и Екатерины II происходит в парке Царского Села - любимом парке А. С. Пушкина.

Финал романа немного напоминает сказку, поэтому «Капитанс­кую дочку» можно назвать романом о чуде, которое совершается бла­годаря любви и вере главной героини романа - Маши Мироновой.

 

 

Вариант 2

Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной невестою".

Познакомившись с Гринёвым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гринёвым, она рассказала про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: "Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!" Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчёту.

На дуэли со Швабриным Гринёв был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринёв признаётся ей в любви, после чего "она безо всякого жеманства призналась Гринёву в сердечной склонности и сказала, что её родители будут рады её счастью". Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринёв не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как её чувства по-прежнему оставались сильны.

После захвата крепости Пугачёвым родители Маши были казнены, а её спрятала в своём доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьей, забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти замуж за него. К счастью, ей удаётся отправить письмо Гринёву с просьбой об освобождении: "Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь...".

Гринёв не оставил её в трудную минуту и приехал вместе с Пугачёвым. У Маши состоялся разговор с Пугачёвым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: "Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят". После этих слов Пугачёв всё понял: "Выходи, красная девица; дарую тебе волю". Маша видела перед собой человека, который был убийцей её родителей, и, наряду с этим, её избавителем. И вместо слов благодарности "она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств".

Пугачёв отпустил Гринёва с Машей, сказав при этом: "Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!" Они поехали к родителям Гринёва, но по дороге Гринёв остался воевать в другой крепости, а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринёва хорошо приняли Машу: "они видели благо дать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить". Любовь Гринёва к Маше уже не казалась его родителям "пустою блажью", они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.

Вскоре Гринёва арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринёва. "Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти".

Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринёва, что "вся будущая судьба её зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавше-

го за свою верность". В Царском Селе, гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринёва, и дама обещала помочь, поговорив с императрицей. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринёва, сказав при этом: "Я в долгу перед дочерью капитана Миронова".

Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки - простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха.

 

 

15. Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».) (Билет 16)

Вариант 1

В романе, где основной темой является крестьянское восстание под руководством Пугачева, можно на самом деле считать главны­ми героями Петра Гринева и Емельяна Пугачева.

В изображении Пугачева Пушкин не придерживается традици­онного представления об этом человеке как об изверге, лишенном какого бы то ни было благородства, справедливости и духовности.

У Пушкина Пугачев привлекателен широтой и удалью натуры, талантливостью. Он связан с народом, пользуется его любовью и под­держкой. Народ видит в Пугачеве «народного царя-заступника». Пушкин всячески подчеркивает близость Пугачева народу: речь ге­роя пересыпана пословицами и поговорками, он любит народные песни. Нельзя не отметить, что Пугачев справедлив, великодушен и отзывчив. Эти качества наиболее ярко проявляются в отношениях героя к Петру Гриневу. Пугачев неграмотен, но талантлив. Он обла­дает незаурядными способностями полководца. Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пу­гачев водворяет порядок и организованность.

Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношениях его с Грине­вым. Последний является главным героем семейно-бытовой части по­вести, от его лица ведется большая часть повествования. Гринев не верит в царское происхождение «вожатого». Правда и искренность отноше­ний Гринева и Пугачева основана на добрых человеческих началах, на странном интересе друг к другу. Познакомившись в буран, герои про­должают встречаться в трагических условиях другой стихии - мятежа.

Чем же похожи герои и в чем их отличие? В Гриневе поражает простота и человечность. Он искренен и честен. Образ Пугачева не столь однозначен. В нем поразительно сочетаются два лика. С одной стороны, благородный спаситель Гринева, Маши Мироновой, обая­тельный, сильный человек, которому ведомо некое «дикое вдохно­вение» Но в то же время это человек, который живет по концепции, изложенной в калмыцкой сказке - жизнь должна быть короткой, но яркой, свободной, а цена этой свободы - кровавое насилие. Грине­вым отрицается кровавое насилие как цена за свободу, и это вы­зывает нелегкие размышления у Пугачева.

Гринев - это положительный герой, хотя и допускает некоторые ошибки, о которых потом жалеет. Человечное в Пугачеве соседству­ет с ужасным и трагическим, поэтому этот образ более сложный.

 

16. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 8)

Вариант 1

Тема одиночества характерна для всего творчества М. Ю. Лер­монтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможно­сти что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучи­тельные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бес­плодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль - вот основные черты лирического героя М.Ю. Лер­монтова.

Многие современники поэта были людьми, бесконечно одино­кими, замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не могло согреть их сердце, да и сами они не излуча­ли душевной теплоты. Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих современников. Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг духовные потрясения в атмос­фере подавления неординарной личности...

Ранняя лирика похожа на дневниковые записи. В стихотворени­ях этого периода поэт пытается раскрыть сложную внутреннюю жизнь человека, вот почему они носят исповедальный характер. Во многих ранних стихотворениях Лермонтова появляется демон - «по­рочный мученик», отвергнутый всеми.

В стихотворении «Мой демон», написанном в 1831. году, демон представлен Лермонтовым как дух познания. Он открывает челове­ку высшую реальность и тем самым лишает его счастья:

 

Покажет образ совершенства,

И вдруг отнимет навсегда,

И, дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

 

Лермонтов ставит философский вопрос: что предпочтительней: простое человеческое счастье или отблеск блаженства, который на­всегда лишит человека возможности спокойного устроенного суще­ствования. Таким образом, лирический герой поставлен перед про­блемой выбора: между реальным и идеальным.

В юношеских стихотворениях поэта звучит тема одиночества. Лермонтов чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

 

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой...

«Монолог». 1829

 

В этих печальных, горьких строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Позже была неразделенная любовь. И снова -беспросветное одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

 

Без друга лучше дни влачить

И к смерти радостной склоняться,

Чем два удара выносить

И сердцем о двоих крушиться!

 

Поэт как бы постепенно свыкается со своей участью одинокого скитальца, и он уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

 

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом.

 

Лермонтов не мог воспринимать происходящего вокруг него с легкостью и беспечностью, он болезненно реагировал на все. Поэто­му часто в его стихотворениях сгущаются краски, а порой он тяго­тится привычным ему одиночеством.

 

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье - все готовы -

Никто не хочет грусть делить.

«Одиночество». 1830

 

Но в ранней поэзии Лермонтова есть и иное восприятие одино­чества - романтическое. Вновь идет речь об одиноком герое, но он уже не пассивен. Он мятежен, не приемлет действительность, ищет единения с вольной стихией, отдается предельно сильным чувствам, полету мечты. Эта жаждущая бурь одинокая личность, этот романти­ческий идеал прекрасно воплотился в стихотворении «Парус». В тумане безбрежного моря одиноко белеет уплывающий парус. А лирический герой, глядя на него, как бы пытается проследить его судьбу.

 

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой? 

Что кинул он в краю родном?

 

Парус становится символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира. Но поиски эти тщетны, как тщетна и попытка обрести свободу и покой. Парус по-прежнему как бы от­странен от радостных красок, ему не удается слиться со стихией.

 

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в буре есть покой!

 

Во второй половине 30-х годов - начале 40-х пылкость чувств, мятежность сменяются глубокими раздумьями, философским поиском. Теперь преобладает тема печальной, изверившейся, одинокой души поэта. Лермонтов говорит о своем одиночестве, о своей усталости и тоске. Он пытается и не может найти вокруг «души родной», его некому поддержать в трудную минуту. Поэтому им овладевает дух уныния: он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем.

 

И скучно и грустно, и некому руку подать                    

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

«И скучно и грустно». 1840

 

В этом унылом одиночестве ощущает поэт бег времени и пони­мает, что он не в силах ему противиться, ибо жизнь его - «такая пус­тая и глупая штука», а все радости, муки, страсти и желания ничтож­ны. И он продолжает одиноко существовать на этой Земле, покор­ный судьбе:

 

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как судьбе послушно

Года уходят, будто сны...

«Одиночество». 1830

 

Поэт ничего не хочет от жизни, он ни о чем не жалеет. Вновь, как в «Парусе», он желает лишь свободы и покоя, но ищет он их уже не в буре, а в забытьи, во сне.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть,

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

 

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтов передал ­ощущение какого-то вселенского одиночества. Но оно уже не унылое и печальное, как ранее, так как поэт, находясь вдали от лю­дей, слышит голоса звезд, наслаждается красотой небес и земли, и душа его просветляется.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

 

Лирика Лермонтова - это исповедь бесконечно одинокого че­ловека, исповедь одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности. Мир отвергает героя, изгоняет - но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

 

 

Вариант 2

Михаил Юрьевич Лермонтов - мой любимый поэт. Когда я читаю его стихи, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение его души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли, что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.

В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении "И скучно и грустно" поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости:

    

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят - все лучшие годы!

    

В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка...

Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:

    

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

    

Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в "Думе":

    

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы:

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

    

Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее. Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного:

  

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

    

Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении "Листок" Лермонтов сравнивал свою судьбу с судьбой одинокого листка, обреченного, как и он сам, на скитания:

    

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот наконец докатился до Черного моря.

    

О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении "Парус". Он предпочитал жизнь, полную радостей и страданий, спокойному, равнодушному существованию:

    

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

    

Разлад между мечтами и действительностью был слишком велик. В результате Лермонтов перестал верить во взаимопонимание между людьми и в любовь. Она приносила ему не радость, а грусть:

    

Я жить хочу, хочу печали

Любви и счастию назло:

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело.

    

Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:

    

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

    

Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя прежде всего национальным поэтом, обличителем и понимал, что выбранный им путь правдивого художника российской действительности неизбежно повлечет за собой его смерть, которая окончательно довершит разочарование в жизни и поставит точку в поединке Лермонтова с нею.

Итак, все творчество поэта - это его размышления о смысле существования, судьбе своей Родины, о смерти и вечности. Темы, к которым он обращался, очень актуальны в наше время, когда Россия находится на историческом перепутье, когда разрушилось все то, что в течение почти восьмидесяти лет считалось непоколебимым и в чем большинство людей даже не сомневалось. Сейчас особенно остро встали вопросы о путях выхода из экономического и политического кризиса и ответственности каждого человека за судьбу России. Поэтому неудивительно, что к стихам Лермонтова обращаются очень многие. Ведь это поэт и гражданин, который глубоко любил свою Родину и учил не только своих современников, но и потомков справедливости, доброте и умению понимать и чувствовать прекрасное.

 

 

17. В чем своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова? (Билет 23)

Вариант 1

Патриотические мотивы занимают значительное место в лирике Лермонтова. Родина, ее история всегда интересовала поэта. Героичес­кое прошлое России нашло отражение во многих стихах Лермонтова.

Стихотворение «Бородино» написано в 1837 году, в год 25-ле­тия Отечественной войны 1812 года. Несмотря на торжественность и значимость даты, стихотворение лишено помпезности. О Боро­динском сражении рассказывает обыкновенный солдат-артиллерист. Лермонтову удается в стихотворении достоверно рассказать о про­исходившем на поле боя. Яркая, живая речь рассказика, пересыпан­ная солдатскими словами и выражениями, рисует живую картину боя. На поле сражения мы не видим полководцев, но чувствуем еди­нение русского войска от генерала до солдата. Нельзя не отметить, что, говоря о славных победах прошлого, рисуя портреты «богаты­рей», Лермонтов с досадой замечает:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы.

 

В этих словах слышатся нотки сожаления о былой славе Рос­сии, нынешнее поколение не вызывает такого восхищения у поэта.

Стихотворение «Родина» (1841) - попытка поэта собрать все, что ему дорого в родной стране. В отличие от знаменитой триединой формулы величия России (в 1830 г. министр просвещения С. С. Уваров сформулировал это так: «православие, самодержавие, народность»), он любит «её степей холодное молчанье». Наверное, внутреннее одиночество побуждает его особенно ценить суровость родной при­роды. Горячая душа поэта, зовущая к безграничности, заметит что-то родное в «лесов безбрежных колыханье». Любовь к морю, мятеж­ному, изменчивому, волнуемому, бесконечному, переходит и в лю­бовь к «разливам рек её, подобным морям». Жизнь поэта была веч­ным скитанием и поисками родного тепла, которое где-то брезжило, но не приближалось.

Усталость странника заставляет любить простой и надежный лад деревенской мирной жизни. При одиночестве поэта ему дорога «чета белеющих берез», при его горечи радостна «пляска с топаньем и свис­том», при его сложности - «говор пьяных мужичков».

Россия Лермонтова - это русская народная жизнь и природа. Лермонтов выделяет то, на что до него никто из поэтов не обращал свои взоры: «чета белеющих берез», «заветные преданья», «пляска с топаньем и свистом», «говор пьяных мужичков». Лермонтову уда­ется поэтизировать простой крестьянский быт.

Стихотворение «Родина» - это объяснение в любви:

 

Люблю отчизну я, но странною любовью.

 

Странность любви заключается, видимо, в ее простоте и чело­вечности, когда отметается все «высокое»: «слава, купленная кро­вью» (самодержавие), «полный гордого доверия покой» (народ­ность), «заветные преданья» (православие). Ираклий Андронников в книге «Лермонтов. Исследования и находки» (1964 г.) пишет: «Лер­монтов все яснее понимал, что его любовь - в любви к народу, к демок­ратической России. Об этом он и говорит в своем удивительном стихотворении «Родина», образы которого зародились у него во время путешествия на Кавказ весною 1840 года».

Стихи Лермонтова, несмотря на глубину и серьезность темы, можно скорее назвать лирическими размышлениями, раздумьями. Это больше походит на объяснение в любви.

 

 

Вариант 2

М.Ю.Лермонтов горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории своей страны, описывал в поэтической форме те ее эпизоды, которые говорят о вольности и бунтарстве, так, в ранней своей поэме "Последний сын вольности" он воспевает гордого славянина, вызвавшего на бой варяжского пришельца Рюрика. Любовь к Родине чувствуется во многих стихах поэта. В "Тучах" он говорит, что ему жаль уезжать "с милого севера". Но эту любовь Михаил Юрьевич понимает иначе, чем представители светского общества. Он не объединяет родину с теми, кто держит народ в рабстве и невежестве, с самодержавием.

Я считаю, что лучше всего патриотические мотивы у Лермонтова выражены в стихотворении "Родина". Здесь поэт в лирической, задушевной форме повествует о том, что же он любит в отечестве, о своей к нему "странной любви".

Странная она потому, что не "шевелят отрадного мечтанья" в нем

    

...ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья...

    

За славу на Кавказе Лермонтов сам проливал кровь, он знает ее цену. Покой, обещанный царем, не радует его мятежную душу, потому что навевает "холодный сон могилы!", а темная старина, заполненная угнетением и бунтом, не дает надежды на будущее.

Однако любовь поэта к родной стране искренна и чиста. Ему близки русская природа, мощь и ширь отчизны:

    

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям...

    

И любит он до боли бедный свой народ. Выросший в усадьбе, знающий крепостных крестьян, корнями связанный со срединной Русью, может быть, поэтому он так радуется крестьянскому нечастому празднику:

    

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

    

Стихотворение написано с большим художественным мастерством, использован разный размер строк, чтобы подчеркнуть то необъятность, то быстроту. Слова просты, понятны, но, как и в случае с размером, используется разный стиль. Добролюбов говорил о стихотворении "Родина", что в нем поэт наиболее полно и точно высказал свою любовь к отечеству, большего от поэта и ожидать нельзя.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: