Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря? (Билет 18) 1 страница

Вариант 1

Замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы, зародился у М. Ю. Лермонтова еще в 1830-1831 годах. В одной из заметок времени мы читаем: «Написать записки моло­дого монаха 17 лет. - С детства он в монастыре... Страстная душа томится. Идеалы..» И только в 1837 году после встречи в Мцхете со стариком-монахом, который рассказал поэту историю своей жиз­ни, Лермонтову удалось осуществить этот замысел.

Тема поэмы «Мцыри» - изображение сильной личности юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой ему монастырской среды. Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и человек, жаждущий познания и мечтающий о доме. Мцыри - эмо­циональная, страстная натура. Его сознание пробудилось, но не имеет пищи. Желание «взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы» -движет героем и заставляет его совершить побег из монастыря.

Жить для героя поэмы - значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить. Жизнью в своей исповеди Мцыри называет три дня, проведенные им за стенами монастыря: он любовался жен­щиной, сражался с барсом, блуждал в лесу, искал дорогу к дому. Душа Мцыри переполнена стремлением найти родной дом, вернуться на родину. Для Мцыри потерянный и обретенный рай Родины доро­же рая монастырских молитв. Для героя возвращение на утрачен­ную отчизну сопоставимо с возвращением к первозданному безгреш­ному состоянию. Но попытка Мцыри обречена на провал. Ему не удалось одержать победу над судьбой.

Лермонтов в финале поэмы делает открытие о высшей свободе. Герой не случайно возвращается к монастырским стенам. Ворота, ведущие в монастырь, открывают герою дорогу в «небесную отчиз­ну», куда он уходит, не вынеся земных испытаний, неспособный жить «скучными песнями земли».

 

 

Вариант 2

"Мцыри" - пламенная поэма М.Ю.Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Часто он

    

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток,

Томим неясною тоской

По стороне своей родной.

    

И Мцыри убежал. Три дня он бродил средь лесов, прятался, как зверь, от людей, испытывал недостаток в пище, но именно здесь, на воле, он был по-настоящему счастлив.

Но не только тоска по земле родной томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:

    

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

    

Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери, ни отца, ни братьев, ни сестер, ни хороших, надежных друзей. В душе я клятву произнес:

    

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

    

А также Мцыри совершил побег с целью "узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также "узнать, прекрасна ли земля". И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме - монастьфю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:

    

Казалось, звон тот выходил

Из сердца - будто кто-нибудь

Железом ударял мне в грудь.

    

Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни.

В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г. Белинский так писал об этом: "...что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью..."

 

 

19. Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 6)

Вариант 1

«Герой нашего времени» - произведение сложное по замыслу и ре­шению темы. Его принято определять как первый русский реалисти­ческий психологический роман в прозе. А по определению В. Г. Белин­ского - этот роман «представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии... и единстве героя».

В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «Ис­тория души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...».

Роман «Герой нашего времени» состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Объединяет все эти повести в нечто цельное - главный герой, Печо­рин. Если изложить сюжетную линию романа, сохраняя хронологи­ческую последовательность жизни Печорина, то история главного героя должна быть рассказана автором следующим образом. Бывший гвардейский офицер, Печорин, за что-то переведенный на Кавказ, едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случается та история, о которой рассказано в повести «Тамань». Отсюда он переезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге туда он встречается после­дний раз с Максимом Максимовичем («Максим Максимыч»).

Лермонтов нарушает этот порядок повестей и располагает их в следующем порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княж­на Мери» и «Фаталист».

Такое композиционное решение помогает автору решить одну из самых главных задач - шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. Кроме этого, в каждой повести автор меняет рассказчи­ков. В «Бэле» Печорин дается в восприятии Максима Максимыча -простого, цельного по своей натуре армейского штабс-капитана, плохо разбирающегося в душевной сложности Печорина. В «Максим Мак-симыче» мы уже не только слышим рассказ о Печорине, мы видим его. О нем нам говорит проезжий офицер, вымышленный автор по­вести, который стоит с Печориным на одном социально-культурном уровне. Он сам рисует внешность Печорина; на наших глазах проис­ходит встреча Печорина с Максимом Максимычем. А последние три повести входят в «Журнал Печорина», который представляет собой дневниковые записи, перед читателем самые искренние размышле­ния и рассказ героя о себе и своей жизни. Печорин подчеркивает, что является самому себе строгим судьей и «беспощадно выставляет на­ружу собственные слабости и пороки».

Какой же он, главный герой романа?

Печорин отличается глубоким умом, сильными страстями и сталь­ной волей. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о лю­дях, о жизни, критически относится к самому себе. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глу­боко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно.

Печорин - сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по соб­ственному определению, — «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.

Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешно­сти» отражающей, как у всех людей, по мнению Лермонтова, внут­ренний облик человека. Эта противоречивость Печорина раскрыва­ется в романе со всей полнотой через взаимоотношения с другими персонажами. По определению Лермонтова, в этом состоит «болезнь» поколения того времени..

«Целая моя жизнь, - указывает сам Печорин, - была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»..В чем же они проявляются?

Во-первых, в его- отношении к жизни. С одной стороны, Печо­рин - скептик, разочарованный человек, который живет «из любо­пытства», с другой - в нем огромная жажда жизни, деятельности.

Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Печорин говорит: «Я давно уж живу не сердцем, а голо­вою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, «какая бы горесть ни лежала на сердце, - говорит он, - какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отноше­нии к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, ко­торое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, - говорит он далее, - подчинить моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, пре­данности и страха - не есть ли первый признак и величайшее тор­жество власти?»

Но Печорин не такой бессердечный эгоист. Он способен на глу­бокую любовь. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, «как безумный, выскочил на крыль­цо, прыгнул на своего Черкеса... и пустился во весь дух, по доро­ге в Пятигорск».

Вот эти противоречия и не дают возможность Печорину быть счастливым. Вся история его жизни - это перечень несчастий, ко­торые он приносит другим людям. Черкешенка Бэла, познавшая счастье быть любимой, познает и горечь разочарования, так как Печорин лишен способности испытывать какие-либо чувства дол­гое время. «Честные контрабандисты» после встречи с Печори­ным вынуждены изменить свое «обжитое место». Княжна Мери -трудный путь пришлось преодолеть душе этой девушки - от не­нависти к любви, а затем Печорин пытается вернуть чувства Мери в начальное состояние, то есть своим отказом он вновь заставляет себя возненавидеть. Да и сам герой страдает не меньше. В своей исповеди Мери Печорин обвиняет общество в том, что он сделал­ся «нравственным калекой». Печорин неоднократно говорит о сво­ей двойственности, о противоречии между его человеческой сущ­ностью и существованием. Доктору Вернеру он признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, дру­гой мыслит и судит его...». Жить для Печорина, а именно такова функция первого человека, - «быть всегда настороже, ловить каж­дый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разру­шать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов...». Интереснее узнать, каков же в Печорине второй че­ловек, мыслящий и осуждающий прежде всего самого себя. В «Жур­нале Печорина» раскрывается характер как бы «изнутри», в нем обнажаются мотивы его странных поступков, его отношение к себе, его самооценка.

Мир героев романа предстает как система образов, в центре ко­торой находится Печорин, и его личность во всех противоречиях вырисовывается из картины отношений, е которые он вступает с ок­ружающими. Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен.

Грушницкий - типичный представитель «нашего времени»: по­зер, любит пышные фразы и мечтает стать героем романа. Притязания Грушницкого приводят его к трагедии: он становится предателем, всту­пает в грязную игру, в итоге которой погибает. Нравственный урок, который дается автором, состоит в том, что предательство, начинаясь с самой малой и незначительной уступки своей совести, рано или по­здно приводит к душевной, а затем и к физической гибели.

Драматизм взаимоотношений Печорина и Вернера состоит в не­состоявшейся дружбе. Оба героя похожи: интеллектуально и по взгля­дам на жизнь. Однако, защищаясь от века, Печорин и Вернер скры­вают свою способность любить и сострадать, учатся равнодушию и эгоизму. И Печорин, и Вернер панически боятся нормальных чело­веческих чувств- Они несут на себе крест своей эпохи, подавляющей в людях все человеческое, становясь свидетелями жизни, но не её участниками.

«Герои нашего времени» - роман о самореализации личнос­ти, путях нравственных исканий, об ответственности личности перед людьми и своим собственным «я». Попытки автора прибли­зить своего героя к людям, найти для него некое гармоническое равновесие в отношениях с ними оказываются не состоятельны­ми. Глубина пропасти между героем и другими людьми оказыва­ется непреодолимой. Печорин, опережая свое время, исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества. А, сле­довательно, главной проблемой романа можно назвать несоответ­ствие мировосприятия Печорина условиям его жизни. Отсюда вытекают все другие проблемы - непонимание героя в светском обществе:

- проблема одиночества и озлобленности;

- поиск ответа на вопрос: «Для чего я жил».

«Герой нашего времени» - это грустная дума о нашем поколе­нии», - писал В. Г. Белинский. Сам же автор в предисловии к роману пояснял: «Герой нашего времени... точно портрет, но не одного че­ловека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколе­ния». Лучше Лермонтова, пожалуй, уже и нельзя объяснить смысл названия и основную проблему романа. Писатель создает образ глав­ного героя не как предмет для подражания, не как идеал, а рисует обобщенный портрет своего современника, выбирая наиболее яркие и характерные черты. И можно предположить, что, выбирая такое название, автор хотел, чтобы читатель задумался над тем, что «геро­ем» своего времени становятся неслучайно, «герой» будет именно таким, какого заслуживает это время. 

 

 

Вариант 2

М. Ю. Лермонтов жил и творил в период жесточайшей реакции, на ступившей в России после разгрома декабрьского восстания.

Лермонтов написал роман о человеке, постоянно ищущем себя.

"Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе, произведение, в котором повествование определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера главного героя - Григория Александровича Печорина.

Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой этап в раскрытии образа главного героя.

Лермонтовский Печорин имеет сходство с пушкинским Онегиным. Они оба устали от пустоты светской жизни. Но Печорин, в отличие от Онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он "бешено гоняется за жизнью" и постоянно спорит с судьбой.

Всю историю жизни Печорина мы не знаем. Лермонтов повествует лишь о событиях, произошедших с ним на Кавказе. Как он попал туда, мы тоже не знаем. Но известно, что Кавказ во времена Лермонтова был местом ссылок, а также там проходили военные действия. 

Скорее всего, Печорин, уехав на Кавказ, надеялся найти в постоянных опасностях и риске тот смысл жизни, отсутствие которого вынудило его покинуть высший свет.

На протяжении всего повествования мы видим человека, который окунается в жизнь, что называется, с головой. Но в то же время эта жизнь не представляет для него особого интереса. Решая завести новую любовную интрижку или ввязываясь в какое-нибудь приключение, он заранее знает, чем все кончится. Но он все равно не сидит на месте, потому что ужаснее всего для Печорина бездействие.

Он часто причиняет боль окружающим. Будучи сосланным в крепость за дуэль с Грушницким, он знакомится там с дочерью местного князька Бэлой. Печорин уговаривает ее брата похитить сестру в обмен на краденого коня. Добившись любви девушки, герой романа охладевает к ней и вновь начинает скучать.

Примерно такая же ситуация и с княжной Мери. Он ради развлечения влюбляет ее в себя, заранее зная, что она ему не нужна.

Максим Максимыч также обижен на него за то, что он был холоден при встрече с ним после долгой разлуки. Он далек по своему духовному развитию от Печорина. Для него последний просто "странный человек". Максим Максимыч представляет собой тип добросовестного служаки, которому не дано понять ненасытную душу Печорина.

Лермонтов постоянно помещает своего героя в разные среды: в крепость, где он знакомится с Максим Максимычем и Бэлой, в пеструю среду "водяного общества", в лачугу контрабандистов. Даже смерть настигает Печорина в пути.

Главный герой романа неустанно искал себя, свое место в жизни, но ему не суждено было ее найти.

Из исповеди Печорина мы узнаем, что его "душа испорчена светом", что ему с детства не верили и он научился скрывать свои чувства, в нем видели несуществующие пороки, которые поэтому и появились.

Печорин - это человек, которому интересна жизнь, его привлекают горцы и их обычаи, привлекает мир "честных контрабандистов", он рад иметь приятеля доктора Вернера.

Герой тянется к людям, но он не находит у них понимания. Эти люди были далеки в своем духовном развитии от него, они не искали в жизни того, чего искал он.

Печорин - энергичная натура, но свою энергию он направляет не в то русло. Среда, в которой он жил, не давала возможности проявить себя. По своей сути Печорин не был плохим человеком,, хотя его поступки часто приносили людям несчастья.

Читая роман, надо глубже заглянуть в душу главного героя, чтобы понять, насколько Печорин заслуживает упрека или достоин сочувствия. У него немало хороших качеств. Он храбрый и мужественный человек, умеет по-настоящему любить: к Вере он испытывает вполне искренние чувства, хотя прослеживается странность в его поведении.

В "Герое нашего времени" Лермонтов проводит ту мысль, что отсутствие полноценной общественной жизни приводит личность к нравственному опустошению.

Итак, в романе "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтов показал нам человека, представляющего тип "лишних людей", который в своих поисках смысла жизни так ни к чему и не пришел.

 

20. Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) (Билет 15)

Вариант 1

Роман «Герой нашего времени» состоит из пяти самостоятель­ных повестей, которые объединены общими героями и общим назва­нием. Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Та­мань» - остросюжетная и в.то же время лирическая повесть; «Княж­на Мери» - дневник; «Фаталиста -.записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.

Автор ставит перед собой задачу всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени. Интерес Лермонтова не к личности как таковой, а к «истории души человеческой» отражает проблематику романа. Наряду с этим автор размышляет о предопределении судьбы человека, о соотношении свободы, воли и необходимости, о цели и смысле человеческой жизни.

В основе повествования лежит конфликт Печорина с обществом и с самим собой: «Зачем я жил? для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения». Напряженные раздумья Печорина, его постоянный ана­лиз и самоанализ можно назвать этапом становления личности.

Чтобы понять образ главного героя романа, следует сопоставить две характеристики Печорина:

 

  Один Печорин живет, совершает поступки, ошибается Другой Печорин анализирует и судит
Отношение к жизни Скептик, разочарованный человек, живет «из любопытства». Огромная жажда жизни, деятельности, желание понять свое назначение.
Борьба сердца и ума Не может не чувствовать красоту природы, переживания других людей: «какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко». «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».
Отношение к женщинам «Я скакал, задыхаясь от нетерпенья... При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни,  чести, счастья!» «Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости».
Главное противоречие героя Мелкие недостойные поступки. Приносит людям лишь зло и страдания. Полная- безнадежность, сознание своей обреченности. Необъятные силы души. Стремится «любить весь мир». Жажда полноты жизни.
Сам о себе «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно». «С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»

 

Герой расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Кто же ви­новат в том, что Печорин превратился в «умную ненужность?» Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Во мне душа испорчена све­том». «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и све­том; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сер­дца, они там и умерли», «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления»

Постоянный самоанализ, рефлексия делают Печорина безучастным, бесчувственным. «Я давно уже живу не сердцем, а головой, я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия», - признается он перед дуэлью с Грушницким.

Печорин отличается от других героев романа тем, что его трево­жат вопросы осознания человеческого бытия - вопросы о цели и смысле жизни, о назначении человека.

Вокруг Печорина рождаются страсти, происходят столкновения, ведутся споры. Но все герои романа: Вера, княжна Мери, Грушницкий, Максим Максимыч, Вернер и даже сам автор - находятся под властью странного печоринского обаяния. Все они в той или иной степени влюблены в него. Но никому из них не удается постичь бес­конечные возможности души Печорина.

В предисловии к роману Лермонтов пишет о типичности своего героя:

«Этот портрет, составленный из пороков всего нашего поколе­ния в полном их развитии». В предисловии же к «Журналу Печори­на» говорится, что здесь читатель найдет «историю души человечес­кой» и «оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли че­ловека»..

В истории литературы за Печориным закрепилось определение «лишний человек»...Такое определение стали давать литературным героям, которые ни к чему в жизни не приспособлены: ни к любви, ни к семье, ни к труду. Такой герой болезненно самолюбив, он ана­литик и эгоист, он теряет веру и в себя, и в людей и в смысл своего существования. Таков и Печорин. Именно в этом кроются причины его одиночества и непонятости.

«Герой нашего времени» - роман о нравственных исканиях, об ответственности личности перед людьми и своим собственным «я». Попытки автора приблизить своего героя к людям, найти для него некое гармоническое равновесие в отношениях с ними оказываются не состоятельными. Глубина пропасти между героем и другими людь­ми оказывается непреодолимой. Печорин, опережая свое время, ис­полнен бунтарского неприятия устоев существующего общества. А, следовательно, главной проблемой романа можно назвать несоответ­ствие мировосприятия Печорина условиям его жизни.

 

 

Вариант 2

Белинский в статье, посвященной комедии Грибоедова "Горе от ума", заметил, что "трагическое" заключается "в столкновении естественного влечения сердца" с долгом, в "проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении". Человек, находящийся в трагическом положении, испытывает глубокие внутренние страдания, которые порождены не столкновениями с какими-то внешними силами, ставящими под угрозу его важнейшие интересы, а внутренними противоречиями и борьбой, возникающими в сознании, в душе человека. 

Основные черты характера Печорина - "страсть к противоречиям" и раздвоенность личности. Противоречия проявляются во внешних обстоятельствах жизни героя: он называет себя "странствующим офицером с подорожной по казенной надобности", "в черкесском костюме, верхом" он "больше похож на кабардинца, чем многие кабардинцы". Что же касается его внутренних противоречий, то Печорин сам ощущает раздвоенность своей натуры, и ощущает трагически, хотя пытается это всячески скрыть. Как пишет в письме Вера, "никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном". Вот как понимает сам Печорин свою раздвоенность: "Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его..."

Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер, Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность, власть, которую над ним имеет прошлое. Мне кажется, что равнодушие Печорина вынужденное, под ним он старается скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой. Он не верит людям, и сам страдает от этого. Печорин признается, что иногда понимает вампира, и добавляет, что хочет слыть и слывет "добрым малым". Вообще, как он пишет в дневнике, "вся моя жизнь была цепью неудачных противоречий сердцу или рассудку". Эта странная, болезненная двойственность характера Печорина, его стремление во всем всегда и всем противоречить говорит об отсутствии у него строгих критериев оценки событий и людей. Он может взглянуть на все с разных точек зрения, и любые его характеристики и объяснения будут ясными, точными, близкими к истине. Такую странность можно объяснить тем, что Печорин ни во что не верит, во всем сомневается. Он сам говорит, что имеет только два убеждения: то, что родился, и то, что когда-нибудь он умрет.

Скептицизм и безверие порождают разлад в душе, чувствах и мыслях героя. Как писал Бердяев, "раздвоение подрывает силы личности"; Печорин постоянно чувствует трагичность этого. Он с горечью говорит о своей раздвоенности Мери и Максиму Максимычу, пишет о ней в журнале. На примере характера Печорина Лермонтов показал диалектичность натуры человека. Всю свою жизнь Печорин пытался обрести цельность, утраченную им еще в юности, когда жизнь была страстью, когда все волновало и манило своею тайной. Но страсть остыла - наступила обыденность. И этой-то обыкновенной жизни Печорин, как и всякий чувствующий человек, хочет избежать. Каким же способом он это делает?

"Узнав хорошо свет и пружины общества", Печорин "стал искусен в науке жизни", но вскоре разочаровался в людях, в свете, общественной деятельности, науках. В нем родилось отчаяние, которое он почел за лучшее скрывать от всех. Печорин начал наблюдать за жизнью людей. В его дневнике записаны результаты этих наблюдений и тех психологических экспериментов, которые он время от времени проводил. Печорин дает афористичные определения счастью, удаче, поэзии, своей жизни. Они иногда противоречат тому, что он делает и думает (что вполне естественно для него). Все эти определения основаны на знании своей психологии и психологии людей. Печорин делает страшное признание, что страдания и радости других людей "поддерживают его душевные силы". Я не знаю, как и чем объяснить эти его слова; может быть, его желанием как-то очернить себя, почувствовать вампиром, демоном - в этом есть что-то ужасающе привлекательное. Но в жизни Печорин действует не как злодей. Судьба сталкивает его с Грушницким. В этом человеке Печорин хочет найти хорошее, помочь ему. И мы понимаем и не осуждаем Печорина, когда он говорит перед дуэлью, что хочет дать себе моральное право не щадить Грушницкого: он предоставляет тому свободу выбора и пытается подтолкнуть к верному решению. Печорин хочет рискнуть жизнью ради психологического эксперимента, ради пробуждения в Грушницком лучшего. Пропасть, на краю которой стоит новоявленный офицер, - пропасть в буквальном и переносном смысле. Грушницкий падает в нее под тяжестью собственной злобы и ненависти.

Многие могут упрекнуть Печорина за его поступок с Мери. Но ведь княжна после встречи с ним изменилась: стала умнее и мудрее. Эта девочка повзрослела, начала разбираться в людях. И мы не можем твердо сказать, что было бы лучше для нее: остаться той наивной девушкой или стать женщиной с вполне ясно определившимся характером. Мне кажется, лучше второе. Печорин в этом случае сыграл положительную роль в ее судьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: