Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря? (Билет 18) 2 страница

 

21. Печорин и Максим Максимыч в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 9)

Вариант 1

Печорин - главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это сильная, волевая натура, жаждущая деятельнос­ти. Несмотря на свою одаренность и богатство духовных сил, герой, по его собственному справедливому определению, «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней про­тиворечивостью.                                                                       

Эта противоречивость героя проявляется во всем, даже во внешнем облике. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза героя «не смеялись, когда он смеялся», что приводит Лермонтова к выводу о характере героя: «Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти...». «Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен». С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», с другой - «нервическая слабость». Печорину около 30 лет, а в его улыбке «что-то детское».

Рядом с Печориным в романе мы видим и других героев. В про­тивоположность Печорину Максим Максимыч — цельная непосред­ственная натура. Его отличает доброта, искренность, простота и лю­бовь к окружающим. Он полюбил Бэлу как родную дочь. По-род­ственному относился к Печорину. И хотя умственный кругозор Максима Максимыча ограничен, а жизненный опыт невелик и не­разнообразен, он вызывает к себе симпатию. Всю свою жизнь он слу­жит на Кавказе, в небольшой крепости, поэтому появление в этой крепости Печорина, знакомство с ним и совместная служба в крепо­сти - это значительное событие в жизни Максима Максимыча.

Максим Максимыч поражается странностям Печорина, проти­воречиям в его характере: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, а ему ничего».

Сам Печорин скажет о себе: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Эти про­тиворечия проявляются в характере Печорина по-разному. Прежде всего, отношение героя к жизни. С одной стороны, Печорин - скеп­тик, разочарованный человек, который живет «из любопытства», с другой стороны - в нем огромная жажда жизни, деятельности. В Печорине, постоянно происходит борьба: рассудочность и требо­вания чувства; ум и сердце. Противоречия в натуре Печорина сказы­ваются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как. жажда власти». И все же Печорин способен на глубокое чувство. Об этом говорит его отношение к Вере.

В большинстве описанных в романе ситуаций Печорин, к сожа­лению, тратит свои силы на действия недостойные: разрушает жизнь «честных контрабандистов», похищает Бэлу, добивается любви княж­ны Мери и отказывается от нее, убивает Грушницкого, обижает сво­им невниманием Максима Максимыча. Всем, с кем он соприкасает­ся, он приносит горе или даже гибель. До глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бед­ного старика страдать и усомниться в возможности искренних, друже­ских отношений между людьми. Чем же можно объяснить, что Печо­рин приносит только огорчения? Прежде всего тем, что он не такой, как все остальные. Если сравнивать, например, Печорина и Максима Максимыча, то можно заметить, что Печорин пытается во всем дой­ти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и, прежде всего, своего характера, а Максим Максимыч лишен пони­мания общего смысла вещей, хотя добр и простодушен. Более серь­езным отличием является то, что Печорин никогда не пытается уйти от трудностей, всегда старается преодолеть обстоятельства, а Мак­сим Максимыч покорен обстоятельствам.

Интересным может быть сравнение отношения героев к прошло­му, которое поможет понять, почему встреча, которую так ждет Мак­сим Максимыч, не имеет никакого значения для Печорина.

 

Печорин Максим Максимыч
Все прошедшее мучительно Все прошедшее мило
Не может и не хочет вспоми­нать спокойно с Максимом Максимычем прошлого,   особенно история с Бэлой Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпени­ем ожидает штабс-капитан
Прошлое и напоминание о нем вызывает боль а душе Печори­на, так как не может сам себе простить историю, закончив­шуюся гибелью Бэлы. Воспоминание о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значитель­ность: он был участником тех же событий, что и Печо­рин,

                                                               Чем заканчивается последняя встреча героев

Неожиданная встреча с «про­шлым» не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Мо­жет быть поэтому на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги... я их таскаю с собой...Что мне с ни­ми делать?», Печорин отвечает: «Что хотите...». «Добрый Максим Макси­мыч сделался упрямым, сварливым штабс-капита­ном!», он с презрением бро­сает на землю тетрадки Пе­чорина: «Вот они все,... поздравляю вас с наход­кою... Хоть в газетах печа­тайте. Какое мне дело!..»

 

В статье, посвященной разбору романа М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинский даст следующую характеристику Максиму Максимычу: «старый младенец, добрый, милый, человечный, неопытный во всем, что выходило за тесный кругозор его понятия и опытнос­ти». А Печорин, по мнению критика, превращается в «умную не­нужность», в; лишнего человека. Причина этого кроется в самом страшном противоречии героя: «необъятные силы души» - и мел­кие, недостойные Печорина поступки, которые приносят людям толь­ко страдание и разочарование.

 

 

Вариант 2

Время... Это оно встало непреодолимой стеной между двадцатыми и тридцатыми годами прошлого века. Время отбросило назад шумные споры о будущем России, мечты, радость ожидания грядущих перемен. Все осталось там, за тридцатым июля 1826 года - страшным днем казни декабристов.^ Не услышишь больше слова "свобода"; "средь бурь пустых томится юность" Лермонтова и его сверстников. В пятнадцать лет Лермонтов, впереди у которого была целая жизнь, писал:

К чему глубокие познанья, жажда славы,

 талант и пылкая любовь свободы, когда

мы их употребить не можем?

"Немытая Россия, страна рабов, страна господ", - страдание и боль Лермонтова. В этой России оказался "лиш- ним" человеком и Печорин - герой романа "Герой нашего времени".

Когда открываешь этот роман, забываешь, что книга написана более ста лет назад. С первых же страниц погружаешься в мир, где живут такие разные люди - Максим Максимыч, у которого, по словам Белинского, "чудесная душа, золотое сердце", и Печорин.

Две главы - две встречи. Только потом мы узнаем о прошлом героя, о том, как судьба забросила его в дикие края, только потом полностью перед нами раскроется душа Печорина. А пока...

В небольшой крепости на Кавказе тихо и мирно служит старый штабс-капитан Максим Максимыч. И целое событие в его жизни - приезд нового человека. "Его звали... Григорием Александровичем Печориным", - немного медленно, растянуто, словно само имя доставляло ему наслаждение, говорит попутчику Максим Максимыч о прибывшем офицере. Только воспоминание о нем заставляет разговориться штабс-капитана. "Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький", - так рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору, который обстоятельно, слово в слово, записывает повествование капитана. В этих словах - вся душа, вся доброта старого человека, готового подарить Печорину всю свою нерастраченную нежность.

Рассказывая незнакомому человеку о Григории Александровиче, Максим Максимыч волнуется, словно заново переживает лучшие свои минуты. Можно представить, как раскрылся он навстречу этому "тоненькому" офицеру. "Вам будет немножко скучно... ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч...", - сразу же, без всяких церемоний, предлагает он Печорину. А Печорин? Только официальность звучит в его ответе на все расспросы: "Так точно, господин штабс-капитан". Да и сам Максим Максимыч замечает неординарность Печорина, его непохожесть на других и относит его к разряду людей, у которых "на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи".

Впрочем, для себя Максим Максимыч объяснил все просто: чудачества Печорина происходят из-за того, что он богат. Простой, добродушный Максим Максимыч полюбил нового офицера. И хотя жалко ему погибшую Бэлу, хотя в душе обвиняет в ее смерти Печорина, все равно для него сумасбродный молодой человек - "бедняжка". "Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка", - говорит он попутчику. Только одной этой фразой Лермонтов передает и все горе, пережитое Печориным, и неостывшую любовь к нему Максима Максимыча.

И только один раз сам Печорин приподнимает завесу со своей души. "Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное", - признается он Максиму Максимычу. Больно и страшно за человека, которому "горька остылой жизни чаша и уж ничто души не веселит". "Я один, никто меня не понимает", - пишет Лермонтов в одном из стихотворений. Так мог бы сказать и Печорин. Не понял его исповеди Максим Максимыч. Да и как понять старому службисту, проведшему всю жизнь в этой затерянной крепости, знающему только свои обязанности и исправно их исполняющему, человека, который "просит бури"? Нет, любовь Бэлы, вся история с Казбичем и Азаматом не "буря". Все это прошло. И снова скука, скука, скука...

Минуло пять лет. Вторую встречу мы видим уже глазами самого автора. Что изменилось? Максим Максимыч все тот же. Но ради встречи с Печориным бросает "в первый раз от роду... дела службы", позабыв о своих годах, бежит к нему. И вдруг... "Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?" - слышит он. Вежливая фраза. И только. Это сразу сердцем почувствовал Максим Максимыч, а ведь "он хотел на шею кинуться Печорину". Слезы душат его, дружеское "ты" приходится заменить на "вы". А как обидно! Тяжелый удар от судьбы получил Максим Максимыч, нечем "заменить в его лета" "надежды и мечты". "Забыть!... Я-то не забыл ничего...", - укором Печорину звучат его слова. Но стоит ли укорять? Были ли они приятелями? Максим Максимыч принял желаемое за действительное. Не может быть ему другом Печорин, на разных полюсах стоят эти люди. Пожалуй, по-настоящему несчастлив именно Печорин. Полный сил, ума, энергии, мечется он по свету. Куда деть ему "силы необъятные"? Что ждет его? Тоска, смерть. "Бедный старик"... Но гораздо "беднее" его сам Печорин.

Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе николаевской России встречалось немного. И тем не менее в этом своеобразном, исключительно одаренном человеке Лермонтов показал типичного дворянского героя трагического периода русской общественной жизни, который наступил после подавления восстания декабристов. Печорин - жертва самого тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроения? В бессонную ночь накануне дуэли с Грушницким герой романа как бы подводит итог прожитой жизни. И приходит к выводу, что он "утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни".

Горестные и трудные признания. То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимычу. Но мы не можем ему не симпатизировать, когда он едко высмеивает аристократическое "водяное общество", разоблачает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не замечать, что Печорин наголову выше окружающих его людей, что он очень умен, образован, талантлив. Но в то же время нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, настоящей дружбе. Печорин привлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценивать свои поступки. И глубоко несимпатичен герой своей "жалкостью действий", пустой растратой сил. Эту противоречивость характера замечает в себе сам Печорин: "Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...".

Волевая натура влечет его к деятельности, к борьбе. Но Печорин нравственно не готов еще к тому, чтобы восстать против действительности, против сложившихся устоев светского общества. Лермонтов показывает, что его герой ведет ожесточенную борьбу с отдельными лицами, встречающимися на его пути. Эта борьба по существу своему мелочна, бесцельна и бесперспективна. Когда Печорин "со строгостью судьи и гражданина" оценивает свои поступки, лишенные глубокого смысла, то сам приходит к печальному выводу: "В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни".

Но Печорин не родился "нравственным калекой". Природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? А виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

Печорин сам не раз говорил о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми. Потому и оказался Печорин чужим Максиму Максимычу.

Закрыт роман, но в памяти запечатлелось то время, когда жили Печорин и Максим Максимыч. Сколько людей, умных и талантливых, погибло только от того, что они не хотели довольствоваться пустой жизнью?.. Но такой была Россия. Жить активно, с пользой, жить полной, прекрасной жизнью, чувствовать себя не "лишним" - этого хотел Печорин. Этого хотел Лермонтов, а проблемы, которые он поднимал в своем произведении, вечные проблемы дружбы, любви, преданности и взаимопонимания до сих пор волнуют нас.

 

 

22. Сатира на чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (Билет 11)

Вариант 1

«В "Ревизоре", - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все не­справедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где большего всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Этот замысел Гоголя нашел блестящее осуществление в его ко­медии, определив ее жанр как комедии социально-политической, а основным содержанием комедии стала сатира на чиновничество. Движущей пружиной в «Ревизоре» является не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В ос­нове сюжета комедии - переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои «грешки». Тем са­мым определилась и такая композиционная особенность комедии, как отсутствие в ней центрального героя: таким героем в комедии стала, говоря словами Белинского «корпорация разных служебных воров и грабителей», чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в его служебной деятельности, что, естественно, по­влекло за собой включение в пьесу образов купечества и мещанства.

Действие в «Ревизоре» относится к началу 30-х годов XIX века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточни­чество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь показывает в своей комедии правителей уез­дного города.

Во главе чиновников стоит городничий. Он неглуп: умудренный жизненным и служебным опытом, он «обманывал мошенников над мошенниками», «поддевал на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать».

Городничий - убежденный взяточник: «Это уж так самим богом устроено». Он казнокрад: постоянно присваивает казенные деньги.

Цель его стремлений - «со временем... влезть в генералы». Зачем ему это нужно? «По понятию нашего городничего, - говорит Белин­ский, - быть генералом - значит видеть перед собой унижение и под­лость от низших, гнести всех негенералов своим чванством и над­менностью». Эти черты проявляются в нем и сейчас. В общении с подчиненными, по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен: «А который будет недоволен, то ему после дам неудовольствия...» Такие грубые окрики и брань характерны для городничего.

Но иначе он держится перед начальством. В разговоре с Хлеста­ковым, которого он принял за ревизора, городничий старается пока­зать себя исполнительным чиновником, говорит заискивающе-почти­тельно.

Вторым по значению лицом в городе является судья Ляпкин-Тяпкин. В отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: «избран судьей по воле дворянства». Поэтому он держится свободней с городничим, позволяет себе оспаривать его. Он считает­ся в городе «вольнодумцем» и образованным человеком, так как про­читал пять или шесть книг.

Попечитель богоугодных заведений Земляника - «человек толстый, но плут тонкий». В подведомственной ему больнице больные мрут, как мухи; врач «по-русски ни слова не знает». При случае Земляника го­тов сделать донос на своих сослуживцев. Представляясь Хлестакову, он наговаривает на почтмейстера, на судью, на смотрителя училищ.

Робким, запуганным, безгласным является смотритель училищ Хлопов, единственный среди чиновников недворянин.

Почтмейстер Шпекин занимается вскрытием писем. Его речь бедна мыслями и словами.

Все чиновники нарисованы Гоголем ярко, колоритно, каждый из них своеобразен и типичен одновременно.

Весь этот мир провинциального чиновничества и обывателей приходит в движение и разоблачает сам себя и своими речами и по­ступками в ожидании ревизора и после приезда мнимого ревизора Хлестакова.

Образ Хлестакова заслуживает особого внимания. «Один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения». Хлестаков сам не знает, что он ска­жет в следующую минуту; «в нем все сюрприз, все неожиданность» для него самого. «Он лжет с чувством; в глазах его выражается на­слаждение, полученное им от этого». Но самая основная, характер­ная черта Хлестакова — «стремление сыграть роль хоть одним верш­ком выше той, которая ему назначена».

Мастерство Гоголя в этой пьесе проявилось в изображении нрав­ственных пороков людей. Каждый из персонажей наделен целым букетом таких недостатков. В мире этих людей царят ложь, лицеме­рие, нечестность, взяточничество, глупость, высокомерие, трусость. Перечислять все эти пороки можно еще долго - ведь в обществе со­зданы условия для того, чтобы люди, занимающие более высокое положения, могли использовать его в своих целях. Автор пьесы го­ворит об этом, не скрывая совершенно очевидной мысли, что дан­ный губернский город - это всего лишь «модель» государства.

Н. В. Гоголь сам присутствовал на репетициях спектакля, ему очень хотелось, чтобы актеры играли роли так, как он задумал. Поэтому в пьесе так много авторских ремарок, даже если отдельно прочитать их, то они помогут лучше понять характеры действующих лиц.

Есть и еще одна особенность пьесы - в ней нет положительного героя. Как говорил сам Гоголь - единственный положительный ге­рой в этой пьесе - смех. Через все свое творчество Гоголь пронесет и такую мысль, что человечество должно прощаться со своими недо­статками смеясь.

 

 

Вариант 2

Вспомним, когда была написана комедия "Ревизор": мрачная эпоха Николая I, действует система доносов и сыска, распространены частые инспекторские наезды "инкогнито". Сам Гоголь замысел произведения определил так: "В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем".

"Ревизор" стал комедией, где были выведены на сцену истинно русские характеры, были вскрыты общественные пороки. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой силой и убедительностью показаны Гоголем, что его "Ревизор" приобрел силу исторического документа.

Итак, перед нами уездный городок, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". В этом городе, который писатель назвал однажды "сборным городом всей темной стороны", есть все - как в маленьком государстве. Здесь и юстиция, и просвещение, и почта, и здравоохранение, и своего рода социальное обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведений) и, конечно, полиция.

Гоголевский город представляет собой "пирамиду": на вершине ее, как маленький царек, восседает городничий. Есть в городе и свой бомонд, и свое дамское общество, и свое общественное мнение, и свои поставщики новостей в лице помещиков Бобчинского и Добчинского. А внизу, под пятой чиновников и полицейских, течет жизнь простого народа.

Город живет невиданно напряженной жизнью, он взволнован необычайным событием. Это событие - ожидание, прием и проводы ревизора. В отношении к ревизору поставлены все персонажи комедии.

Забота встревоженных властей направлена на соблюдение внешних приличий, внешней благопристойности. Ни одна из тех рекомендаций, которые дает городничий чиновникам насчет мер предосторожности в связи с ожиданием ревизора, не относится к существу вверенного им дела: речь идет только о принятии мер для соблюдения благообразия.

Гоголь подчеркивает, что главной и единственной моралью господствующего режима являлось лишь внешнее приличие: любую болезнь, любую язву можно "в сапог - и никто не увидит". Важно только одно: надеть чистые колпаки на все болезни и язвы. Равнодушие, презрение к людям, к человеческим жизням и страданиям лежат в основе такой морали. Если приличие требует, чтобы в больнице было меньше больных, пусть они "как мухи выздоравливают".

О внутренней сущности дел правители города и не думают беспокоиться: "порядок", при котором процветает грабеж, насилие, никакой ревизии не будет подвергнут. И городничий, и чиновники твердо знают, что нужно делать в связи с прибытием ревизора. Нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза.

Чиновники города спешно производят кое-какие внешние улучшения (типа снятия арапника, висевшего в присутствии, или уборки улицы, по которой поедет ревизор). "Насчет же внутреннего распоряжения, - объясняет городничий, - и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов. Это уж так самим Богом устроено".

Гоголевская "ситуация ревизора" раскрывает всю глубину натуры человека, весь строй его чувств. В чрезвычайных обстоятельствах, когда, говоря словами городничего, "дело идет о жизни человека", каждый характер раскрывается глубоко.

Так, городничий - человек, "созданный обстоятельствами", воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета во всех делах, во всех аферах и мошенничествах. По словам Гоголя, он "более всего озабочен тем, чтобы не пропустить того, что плывет в руки". Ему вверен город, и он распоряжается в нем полновластно, возглавляя целую "корпорацию разных служебных воров и грабителей". Он считает взяточничество вполне естественным явлением, ограничиваемым только чином и общественным положением взяточника. "Смотри! Не по чину берешь!" - говорит он квартальному.

Не брезгуя ничем, городничий предпочитает, однако, скрывать крупные куши: он спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные на строительство церкви, представив рапорт, что она "начала строиться, но сгорела". Пренебрежительно относясь к народу, "купечеству да гражданству", он совсем иначе ведет себя с "ревизором" Хлестаковым, заискивая перед ним, стараясь завоевать его расположение. При этом у городничего раскрываются незаурядные "дипломатические способности": угодничая перед "государственной особой", он ловко "ввертывает" Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста, а затем подпаивает его за завтраком с целью выведать истину.

Связанные круговой порукой, чиновники города неповторимы в своих индивидуальных особенностях. Например, судья Ляпкин-Тяпкин известен "вольтерьянством". За всю жизнь он прочел пять или шесть книг и "поэтому несколько вольнодумен", позволяет себе держаться независимо даже с городничим. Он подводит под свое взяточничество "идейное обоснование": "Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем?.. борзыми щенками. Это совсем иное дело".

Интересен также Земляника, попечитель богоугодных заведений. Он цинично относится к вверенному ему делу, презирает бедный люд, нисколько не смущаясь замечаниями городничего о недостатках в больнице: "Чем ближе к натуре, тем лучше, - лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет". В этих словах и жестокость, и равнодушие к судьбе людей, и готовое оправдание того, что он попросту обворовывает больных. По выражению Гоголя, Земляника - "человек толстый, но плут тонкий".

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов - воплощение полнейшего духовного ничтожества, робости и смирения. В его характере выражены типичные для николаевского чиновничества черты: постоянный трепет и страх при одном имени начальства. Сам он признается в этом: "Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул".

Еще один чиновник - почтмейстер Шпекин, черпающий свои представления о мире из чужих писем, которые он вскрывает. Однако его словарный запас все равно беден. Вот, например, место из письма, кажущееся ему особенно прекрасным: "Жизнь моя, милый друг, течет... в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет...".

Каждый из созданных Гоголем образов своеобразен и индивидуален, но все вместе они создают облик чиновничества как аппарата, управляющего страной. И вот все эти провинциальные чиновники полностью раскрывают себя перед мнимым ревизором.

Хлестаков - гениальное открытие Гоголя. В нем есть стремление казаться "чином повыше" и способность "блистать среди себе подобных при полной умственной и духовной пустоте". По выражению В.Г.Белинского, "микроскопическая мелкость и гигантская пошлость" - черты, выражающие сущность "хлестаковщины" и свойственные чиновничеству России того времени.

Хлестаков в начале даже не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отдается "приятности" нового положения. И его главное качество - стремление порисоваться, пустить пыль в глаза - проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге. По замыслу Гоголя, Хлестаков "не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит". Маленький чиновник, он чувствует особенное удовольствие, изображая строгого начальника, "распекающего" других.

Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, - все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, добчинских, их представлениям о "настоящей" жизни. Иван Александрович Хлестаков - это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.

Таким образом, хлестаковщина - это оборотная сторона общественной системы, основанной на взятках, казнокрадстве, чинопочитании, ее неизбежное следствие.

В финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.

Гоголь надеется на то, что голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей. Злые на первый взгляд строки его комедии были продиктованы любовью к России и верой в нее. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять причины, весь ужас этих явлений и постараться избавиться от них. Вот почему произведения Гоголя актуальны и по сей день

 

23. В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»? (Билет 20)

Вариант 1

Финал большинства гоголевских произведений - преодоление реальности, вторжение в текст высшего начала, смысл которого -нравственный суд над героями, прорыв к пониманию философских - законов бытия: добра и зла, правды и лжи, жизни и смерти, будуще­го. Как происходит этот выход в повести «Шинель»?

Финал повести автор наполняет ощущением почти мистическо­го холода. По ночному городу ходит призрак, он наказывает тех, кто равнодушен к чужой боли, отгородился стеной благополучия от чу­жой беды. Фантастика нужна Н. В. Гоголю как напоминание о выс­шей правде, о том, что стремление к материальному благополучию -всего лишь суета. Появление на страницах повести «мертвеца-чи­новника» - это не описание мести, не наказание страхом, а напоминание каждому человеку о Высшем суде, о неотвратимости спра­ведливого возмездия и наказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: