32. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) (Билет 6)
Вариант 1
Не позднее 1863 года Н. А. Некрасов начал работу над главным творением своей жизни, поэмой «Кому на Руси жить хорошо?», и продолжал её вплоть до трагической кончины в 1877 году. Сестра поэта А. А. Буткевич в одном из писем в 1878 году писала: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» была любимым детищем брата; он часто во время болезни вспоминал о ней и ещё незадолго до смерти сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму». Почему автор так переживал тот факт, что не успеет закончить свою поэму? Ответ можно найти только в том случае, если понять, какую сверхзадачу ставил Некрасов перед собой.
Знание народной жизни, умение проникнуть в народный характер, отразить мироощущение и мировоззрение простого человека, способность передать народное видение мира и осмыслить происходящее народным языком - всё это подталкивало Некрасова к написанию эпического произведения, охватывающего все многообразие социального и нравственного бытия народа. Главный вопрос, вынесенный в заголовок поэмы: кому на Руси жить хорошо, может быть перефразирован и переосмыслен по-другому - кого можно назвать счастливым или есть ли счастливые среди русских людей, то есть существует ли возможность счастья на Руси.
Автор поэмы следует фольклорным традициям: здесь можно найти и сказочный зачин, и многократность повторения одного и того же действия, вопроса и т. п. Читатель увидит в поэме и говорящую пташку, и скатерть-самобранку, и богатыря. Да и главная проблема поэмы, в принципе, ни что иное, как вечный вопрос всех сказок -вопрос о торжестве справедливости, победе добра над злом.
Именно поэтому семеро мужиков, герои поэмы, отправляются в странствие по просторам земли русской в поисках счастливых людей. Поскольку сами мужики всегда жили впроголодь, работали от зари до зари на барина и практически ничего не имели, их представление о счастье сводятся к следующему: «покой, богатство, честь». Как рефрен повторяются эти слова в поэме перед встречей героев с представителями различных социальных слоев: поп, помещик. Разве могут быть какие-нибудь другие понятия у жителей деревень - Зал-латаво, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неур-жайка? Счастливо, по мнению мужиков, должны жить помещики и чиновники, попы и купцы, вельможные бояре и цари, но, странствуя по Руси, они открывают для себя нечто новое, о чем даже и думать не могли: оказывается, «покой, богатство, честь» вовсе не являются основой для счастливой жизни.
Поп, который первым встречается мужикам, очень убедительно доказывает им, что его жизнь нельзя назвать счастливой. В самом деле, какой попу покой, если в любое время дня и ночи он вынужден идти к умирающему или больному, на крещение или венчание. И уважение к попу у прихожан не так много, а уж о достатке поп и говорить не хочет - не стало житья привольного попу после отмены крепостного права, поскольку богатые помещики перевелись, а «крестьянин сам нуждается и рад бы дать да нечего».
Мужики с надеждой ждут ответа помещика, счастлив ли он? Но ответ помещика Оболта-Оболдуева, жалующегося мужикам на свою разбитую жизнь, не оставляет никаких сомнений. В прошлом его род был известен, знатен и богат. «...Жили мы, как у Христа за пазухой. И знали мы почет», - вспоминает помещик. Но после отмены крепостного права, всё рухнуло: «разобран по кирпичику красивый дом помещичий», «обширный сад помещичий... под топором крестьянина весь лег», «поля - недоработаны, посевы - недосеяны, порядку нет следа!» -от такого описания возникает только уныние и грусть, и никакого счастья.
После двух неудачных встреч мужики, разочарованные отрицательными ответами, отправляются на «ярмонку» с надеждой там встретить человека, который может назвать себя счастливым. И действительно, здесь, на сельской ярмарке, у людей уже совсем другие представления о счастье - для уволенного дьячка - это «благодуше-ство»; старая старуха всем готова рассказать о своем счастье - необыкновенно крупной брюкве; солдат называет себя счастливым, потому что остался жив после двадцати сражений; а каменотес гордится своей огромной силой, и даже слуга князя Шереметьева хвалится своим счастьем - он любимый раб своего господина. За рассказ о счастье мужики-правдоискатели наливают по стаканчику, только выслушав рассказы, наливают они не всем, потому что мерилом счастья теперь для них становятся совсем другие критерии: тяга к жизни, к родной земле, умение трудиться, но только добровольно.
И все-таки мужики, а вслед за ними и читатель, понимают, что это ещё не есть счастье, и по-настоящему счастливых людей они ещё не встретили.
Имена «счастливчиков» называют мужикам такие же крестьяне, как и они сами. Люди все видят и многое понимают, они считают счастливыми тех, кто умеет выстоять под тяготами жизни, не сломаться, не потерять свое человеческое достоинство.
Савелий-богатырь - «клейменый, да не раб» - его представляет Матрена Тимофеевна, да и она сама, прозванная в народе «губернаторшей» тоже стоит в ряду счастливых. А счастливыми их называют потому, что они не сломались под ударами судьбы. Матрена Тимофеевна выносит всё: попреки мужниной родни, страшную смерть ребенка, неурожайные годы, голод, холод, рекрутчину мужа. И несмотря ни на что, сумела эта женщина сохранить чуткое сердце и отзывчивую душу. Не в этом ли счастье?
Ещё счастливым называют Ермилу Гирина. Этот человек, способный воспринимать чужую боль, как свою собственную, человек, имеющий обостренное чувство справедливости, любящий и понимающий людей. Однажды он оступился — пошел против своей совести, чтобы уберечь своего брата от призыва на военную службу. Но не смог он жить с этим грехом, едва не повесился. Просил прощения перед всем миром. Люди поняли, простили, потому что поверили в искренность раскаяния, потому что поняли, что Гирин - редкий человек..Один замечательный случай подтверждает необычность этого человека. Это история о том, как Ермил покупал мельницу. В трудную минуту помогли Ермиле простые люди, а Ермил никого не обманул - всем вернул долг, копеечка в копеечку. И счастье Ермила в том величайшем доверии, которое оказал ему народ. Только не смогли мужики встретиться с Ермилой, так как в данный момент он находится в остроге. Видимо, место для счастливых на Руси - в тюрьме.
А заканчивается поэма рассказом о Грише Добросклонове. И здесь мы уже видим позицию автора, его представление о счастье. Гриша Добросклонов, человек, готовый всю свою жизнь посвятить людям. Счастье «родной вахлачйны», взрастившей его, - вот цель его жизни: «...лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка». Трудный путь выбрал для себя Добросклонов. На этом пути его ждут «чахотка и Сибирь», но это дорога честная, одолеть её может только человек с сильной, «любвеобильной» душой.
Глеб Успенский знакомит читателей с планами Некрасова о том, чем должна была закончиться поэма: «Не найдя на Руси счастливо-. го, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням. Деревни эти смежны, стоят близко друг от друга, и от каждой идет дорожка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, «подпоясанного лычком», и с ним за чаркой узнают, кому жить хорошо... Пьяному». В сущности, это был бы не только приговор тем, кто довел народ до такого состояния, но и неизбежное согласие с ещё одним героем поэмы Павлушей Веретенниковым, который сказал:
Умны крестьяне русские;
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, канавы валятся -
Обидно поглядеть!
С точкой зрения своего героя не согласен автор. Н. А. Некрасов считал, что счастье должно быть. А народ' обретет его тогда, когда научиться «быть гражданином».
Вариант 2
"Кому на Руси жить хорошо" - поэма-эпопея. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.
Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии "Кому на Руси жить хорошо" - это проблема счастья. Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса: "В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай". Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что "теперь их вместо барина драть будет волостной". С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием.
В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси! В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственною достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства. Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений. Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую" могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой: Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая. Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей холопского звания, например, "холопа примерного Якова верного", который
сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.
Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.
33. Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Билет 9)
Вариант 1
Поэма «Кому на Руси жить хорошо? - вершина творчества Н. А. Некрасова. Ее можно назвать энциклопедией русской дореформенной и пореформенной жизни. Широта замысла грандиозна глубиной проникновения в психологию различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов.
Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках доли человеческой, о поисках счастья и правды, справедливости.
При всем многообразии типов, выведенных в поэме, ее главным героем является народ, крестьянство. Правдиво изображая тягостное положение, думы и чаяния народных масс, Некрасов искал решение важнейших вопросов своего времени: кто виноват в народном горе и что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым.
На многих страницах поэмы изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. Мужицкое счастье, по определению Некрасова, «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». Счастливых среди крестьян нет.
Тяжелый изнурительный труд не спасает крестьян от вечной нищеты, от угрозы голодной смерти. Поэтому с нескрываемым сочувствием относится поэт к крестьянам, которые не мирятся со своим бесправным и голодным существованием. Некрасов находит оправдание жестоким расправам крестьян над помещиками в бесчеловечности существующих порядков. Образцами борцов за народное дело в поэме можно назвать Ермила Гирина, Савелия - богатыря, непокорного Агапа.
Особое место в поэме занимает притча «О двух великих грешниках».
Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возвестим...
Так начинает рассказ о двух грешниках Некрасов. Разбойник Кудеяр был атаманом. Жил в дремучем лесу и промышлял грабежом. На его совести было не одно убийство. Но «Вдруг у разбойника лютого \\ Совесть Господь пробудил». Кудеяр отказывается от прежнего образа жизни и, чтобы успокоить свою совесть, обращается к церкви, становится монахом. Только грехи его столь тяжкие, что совесть не находит успокоения. Единственное, о чем молит старец Бога, -«Дай только душу спасти». Во имя искупления грехов Кудеяр дает обет спилить ножом, которым он совершал убийства, огромный, в три обхвата, дуб. И трудиться бы ему до скончания века, если бы не встреча с паном Глуховским:
Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал...
Кудеяр пытается в поучение грешнику рассказать свою историю, но пан не собирается изменять свой образ жизни:
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю.
Душу Кудеяра переполняет благородное негодование, и он одним ударом ножа в сердце убивает пана Глуховского. Автор наделяет героя, ищущего покоя своей исстрадавшейся душе, правом справедливого возмездия:
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Кудеяр в праведном гневе убивает народного врага, жестокого эксплуататора Глуховского. Так автор показывает, что высшая народная нравственность, освещенная авторитетом религиозной веры, оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.
Вариант 2
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт 19 века. Основной темой его творчества является народ. Некрасов пишет о судьбе народа, о его жизни, быте, о радостях и горестях народа.
Таким произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Эта поэма написана о народе и для народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» — это энциклопедия русской жизни. Свое произведение Н.А. Некрасов начал писать в 1863 году. И эта работа продолжалась до конца жизни Некрасова, хотя так и осталась незаконченной.
В этой поэме Некрасов рассказывает о путешествии семи мужиков, о том, как они искали такого человека, которому «живется весело, вольготно на Руси». И вот в главе «Пир на весь мир» мужики встречаются с Григорием Добросклоновым. И эта встреча завершает поиски того, «кто счастлив на Руси», и придает поэме законченный характер.
Гриша Добросклонов родился в семье обнищавшего дьячка. Семья жила бедно и, если бы не крестьяне, Гриша и его брат Савва давно бы умерли с голоду:
… Благо — хлебушком
Вахлак делился с Домною
Давно в земле истлели бы
Ее родные деточки,
Не будь рука вахлацкая
Щедра чем бы послал.
О жизни Гриши в семье нам говорит песня его матери «Соленая». В семье Гриши был хлеб, потому что: «Нет хлеба — у кого–нибудь попросит…», а за соль надо платить деньги, а их нет. Не радостными впечатлениями Гриша вспоминает учебу в семинарии:
Тихонько в семинарии,
Где было темно, холодно,
Угрюмо, строго, голодно…
Там было не лучше, чем в доме. Еще ночью он просыпается от голода и ждет, когда же ему принесут ситник и сбитель, «который им выдавался по утрам». И только после приезда домой Гриша и Савва «отъедались», благодаря «мужикам и Власу — крестному». И Гриша и Савва платили им «по мере сил работаю, по их делишкам хлопоты справлялись в городу». Гриша любит свой народ. Он видит все нужды народа, так как он выходец из народа. Так же Гриша знал возможности своего народа, знает, какие силы есть у народа, Уже с детства он знает, «что будет жить для счастья народа». В главе «Пир на весь мир» автор нам показывает два пути «одна просторная, дорога — торная, страстей раба». По этой дороге идут все, по ней нетрудно идти. Эта дорога ведет к богатству, карьере, власти:
Другая — тесная,
Дорога честная
А по этой дороги идут люди, которые борятся за счастье народа. По ней идти трудно, и ен каждый выберет эту дорогу.
Григорий Добросклонов выбрал именно этот путь. Путь за который:
Судьба ему готовила
Путь славный,
Имя громкое
Народного заступника
Чахотку и Сибирь.
Некрасов хочет показать в истории Добросклонова чистое сердце, любовь к народу, смелость духа и то, что он борется за счастье народа:
Немало Русь уж выслала
Сынов своих отмеченных
Печатью дара божьего,
На честные пути,
Немало их оплакала…
Григорий Добросклонов — это посланец народа. Народ сам послал его бороться за счастье и свободу крестьян:
Как ни темна вахлачина,
Как не забита барщиной
И рабством – и она
Благословясь, поставила
В Григорье Добросклонове такого посланца.
Мы видим, что народ не будет сидеть сложа руки, а будет бороться за свое освобождение. Гриша идет по трудной дороге и он знает, что народ поддержит его. Об этом говорят его песни; а эти песни близки народу, так как они сложены о народе, о его несчастной доле. И Гриша верит в народную силу:
Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Гриша Добросклонов — это революционер-демократ. Он по истине счастливый человек, потому что он имеет великую цель в жизни. Цель эта — борьба за счастье народа.
34. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 10)
Вариант 1
Судьба униженных и оскорбленных волновала Ф. М. Достоевского на протяжении всего его творчества. Макар Девушкин, Варенька Доброселова, Семен Мармеладов, Катерина Ивановна, Сонечка, Дуня - вот неполный список героев Достоевского, которых можно отнести к категории обездоленных. Вслед за Пушкиным и Гоголем Ф. М. Достоевский изображает на страницах своих произведений страдания «маленького человека».
В романе «Преступление и наказание» ярким примером такого героя может служить Семен Мармеладов. Чиновник, отставной титулярный советник, Мармеладов, - неглупый, но очень слабый человек. Описание Мармеладова помогает представить образ человека, находящегося на последней ступени нищеты и нравственного падения. История его жизни, рассказанная Раскольникову в распивочной, не может оставить Родиона равнодушным к судьбе этого человека и его близких. Жена Катерина Ивановна больна чахоткой, но при этом в работе с утра до ночи, трое маленьких детей. Сонечка, дочь Мармеладова, пошла «по желтому билету». Он может изменить себя и окружающую действительность, но он этого не делает, хотя и пытается: «И целый год... не касался сего (он ткнул пальцем на полуштоф)...». Он разочаровался, замкнулся, он чувствует свою неполноценность перед женой, которая образованна, которая его все время упрекает. Он начинает пить. Тем самым он пытается убежать от реальности, но попытки тщетны: от себя не убежишь! Он пьет, чтобы не задумываться, хотя полностью осознает свое положение. С напускной бравадой он говорит о себе, не скрывая отвращения к себе самому: «я прирожденный скот». С помощью пьянства Мармеладов уходит от реальной жизни. Герой Достоевского не ищет сочувствия: «Меня жалеть не за что! а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал». А когда жизнь его сталкивает с действительностью, то он умирает, попав под карету.
Мармеладов и его семейство живут на грани жизни, и все их существование отличается некой исступленностью. Может показаться, что Мармеладов наслаждается своим унижением: «не веселья жажду, а скорби и слез». Катерина Ивановна, заламывая руки, ходит из угла в угол своей комнаты, сохраняя в себе «особую гордость бедных». После смерти первого мужа, офицера пехотного полка, Катерина Ивановна осталась с тремя детьми «в такой нищете», что согласилась принять предложение вдовца Мармеладова и пошла за него замуж, «ибо некуда было идти». На страницах романа мы видим истерзанное болезнью и нищетой существо. Она раздражительна, неоднозначность ее поступков вызвана безысходностью положения.
Одной из самых трагичных страниц романа можно считать описание смерти Катерины Ивановны. Вместе с детьми, толкаемая нищетой, она выходит на улицу просить милостыню. Столпившиеся зеваки скорее с интересом, нежели с сочувствием наблюдают за «помешанной, с перепуганными детьми». Она задыхается, плачет, причитает, пытается дать представление. Последние слова, сказанные Катериной Ивановной: «Довольно!.. Пора!.. Прощай, горемыка!.. Уездили клячу!.. Надорвалась!», -невольно вызывают в памяти сон Раскольникова, в котором герой видит избиение клячи.
Описание семьи Мармеладовых, трагизм их положения раскрывают мысль Достоевского о том, что человек чувствует свое одиночество и обреченность, «когда уже некуда больше идти».
Вариант 2
Роман "Преступление и наказание" занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше писатель так широко не изображал нищету и страдания обездоленных.
События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского - город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не к человеческому очагу, не к человеческому жилью. Ведь жутко жить не только в "гробу", который снимает Раскольников, но и в уродливом "сарае" Сони, и в "прохладном углу", где обитает Мармеладов, и в отдельном номере, "душном и тесном", в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, трактирных завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвенья от тоски. Атмосфера Петербурга - атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с желтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала. И слышатся крики другой женщины: "До чертиков допилась, батюшки, до чертиков... Удавиться тоже хотела, с веревки сняли", и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности. Соня Мармеладова, не имеющая возможности заработать честным трудом, преступает нравственные законы: идет на панель. С виду благоразумная мать, у которой муж-инвалид и два малолетних племянника на руках, согласна отдать свою шестнадцатилетнюю дочь за старого развратника. Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь народа.
"Петербургские углы" описаны Достоевским с почти натуралистической точностью. Писатель заставляет нас заглянуть в один из "углов" столицы - семью Мармеладовых, и ему открывается бездна. Мармеладов... Смешон, жалок и отвратителен этот оборванец с его витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой, шут, своим "ораторством" потешающий кабацких завсегдатаев. Но этот "забавник" - человек подлинно трагической судьбы. Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов скажет: "Некуда идти человеку, а ведь это надобно". Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, что некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно - погибнуть, и он гибнет, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармеладов.
Он остро осознает свою виновность: "А разве сердце у меня не а болит, что я пресмыкаюсь втуне?"
Можно ли жалеть человека, укравшего последний грош у Ц своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо "он все это может чувствовать". Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком.
Таков мир, в котором живут герои Достоевского, мир "униженных и оскорбленных", "погибших и погибающих". Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии приговоренных к смерти. Всем содержанием романа Достоевский показывает полную невозможность найти какой-либо достойный выход, если оставаться в этом обществе, принимать его законы; жить в таком обществе человеку невозможно!
Это главный вывод из романа.
35. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 23)
Вариант 1
Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист, исследователь человеческой души. С присущей ему правдивостью и трагичностью писатель показал, как калечит души людей социальная несправедливость, какой невыносимый гнет и отчаяние испытывает человек, борющийся за гуманные отношения между людьми, страдающий за «униженных и оскорбленных».
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - это повествование о том, «как долго и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась душа человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце ее наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека».
На страницах романа автор подробно исследует теорию Родиона Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовалась давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: «Цель оправдывает средства». Это высказывание является сутью теории Раскольникова.
По теории Раскольникова, все люди делятся на два разряда. Одни, люди «обыкновенные», обязаны жить в смирении, повиновении и послушании, они не имеют права переступать юридические законы, потому что они обыкновенные. Это «твари дрожащие», «материал», «не люди», как называет их Раскольников.
Другие же - «необыкновенные» - имеют право переступать закон, совершать всякие злодеяние, бесчинства, преступления именно потому, что они необыкновенные. Раскольников говорит о них как о «собственно людях», «наполеонах», «двигателях истории человечества». Раскольников считает, что низший разряд существует для того, чтобы производить «себе подобных». А «сверхчеловеки» -это люди, имеющие «дар или талант», которые могут сказать в своей среде новое слово. «Первый разряд - господин настоящего, а второй - господин будущего», - говорит Раскольников.