Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 25) 6 страница

 

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

 

Так тяжело оставаться в этой жизни, что у героини возникает только такие мысли:

 

…У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела.

Надо снова научиться жить.

 

«Реквием» - мрачное, трагическое произведение, в котором тра­гическое доходит до степени ужасного. Героиня терпит полное ду­ховное поражение, в беспросветном своем одиночестве она теряет самое себя и призывает смерть:

 

…И поняла я, что ему

Должна я уступить победу,

Прислушиваясь к своему

Уже как бы к чужому бреду.

 

В эпилоге героиня связывает свое личное горе с всенародным и теперь прямо говорит о себе как о «гласе народном»:

                                                                         …Мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ...

 

 

Вариант 2

1937 год. Страшная страница нашей истории. Вспоминаются имена: О. Мандельштам, В. Шаламов, А. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбы, безысходное горе, страх, отчаяние, забвение.

Но память человека странно устроена. Она хранит самое сокровенное, дорогое. И страшное... "Белые одежды" В. Дудинцева, "Дети Арбата" А. Рыбакова, "По праву памяти" А. Твардовского, "Проблема хлеба" В. Подмогильного, "Архипелаг ГУЛАГ" А. Солженицына - эти и другие произведения о трагических 30-40-х гг. XX века стали достоянием нашего поколения, совсем недавно перевернули наше сознание, наше понимание истории и современности.

Поэма А. Ахматовой "Реквием" - особое произведение в этом ряду. Поэтесса смогла в нем талантливо, ярко отразить трагедию личности, семьи, народа. Сама она прошла через ужасы сталинских репрессий: был арестован и семнадцать месяцев провел в сталинских застенках сын Лев, под арестом находился и муж Н. Пунин; погибли близкие и дорогие ей О. Мандельштам, Б. Пильняк; с 1925 г. ни единой ахматовской строчки не было опубликовано, поэта словно вычеркнули из жизни. Эти события и легли в основу поэмы "Реквием".

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был...

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой... Ты сын и ужас мой.

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках...

Меня поражает глубина и яркость переживаний автора. Я забываю о том, что передо мной художественное произведение. Я вижу надломленную горем женщину, мать, жену, которая сама не верит в возможность пережить такое:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы, так не могла...

А ведь когда-то была "насмешницей и любимицей всех друзей, царскосельской веселой грешницей..." Был любимый муж., сын, радость творчества. Была обычная человеческая жизнь с минутами счастья и огорчений.

А теперь? Разве те огорчения могут сравниться с происходящим сейчас?!

Картины, одна страшнее другой, возникают при чтении поэмы. Вот "уводили тебя на рассвете, за тобой, как на выносе, шла..." А вот "трехсотая, с передачею, под Крестами" стояла, прожигая новогодний лед горячею слезою. Вот "кидалась в ноги палачу" и ждала казни. А когда "упало каменное слово", училась убивать в себе память, душу, училась жить снова.

Мотив смерти, окаменелого страдания звучит в стихах поэтессы.

Но, несмотря на личное горе, лирическая героиня сумела подняться над личным и вобрать в себя горе других матерей, жен, трагедию целого поколения, перед которой "гнутся горы".

И снова страшные картины. Ленинград, болтающийся "ненужным привеском", "осужденных полки", "песня разлуки". А "высокие звезды с душами милых" стали теперь звездами смерти, смотрят "ястребиным жарким оком". Поэтесса размышляет о любимой родине, о России, которая безвинно корчилась в страданиях, о своих подругах по несчастью, которые седели и старились в бесконечных очередях. Ей бы хотелось всех вспомнить, назвать поименно. Даже в новом горе и накануне смерти не забудет она о них. И памятник себе она хотела бы иметь не у моря, где родилась, не в царскосельском саду, где подружилась с музой, а у той страшной стены, где стояла триста часов.

Устами лирической героини поэтесса взывает к нашей памяти, памяти своих современников и будущих поколений.

Поэма Анны Ахматовой "Реквием" - это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который базируется на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени пострадавшего многомиллионного народа.

Передать свою боль, выстраданные в несчастье мысли помогли Ахматовой ее многогранный талант художника слова, ее умение вести диалог с читателем, доносить до него самое сокровенное. Поэтому поэма "Реквием" волнует читателей, заставляет их задуматься о происходящем вокруг.

Это не только надгробный плач, но и суровое предостережение человечеству.

 

 

69. Трагедия революции и Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». (Билет 8)

Вариант 1

«Тихий Дон» - роман-эпопея, в которой М. Шолохов, опираясь на строго выверенный материал истории, воспроизводит истинную картину донской жизни в бурное время с 1912 по 1922 годы. Дей­ствительность России предоставила в распоряжение автора конф­ликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основа­ния разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. «Тихий Дон» называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер - Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело. Это трагедия революции и Гражданской войны, раскрытая через судьбы героев романа.

Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье - вот ос­новная тема раздумий писателя. Как революция меняет не только общественный строй, но и сознание людей, как отражается на их судь­бе - вот вопросы, на которые отвечают герои романа и автор.

«Мелеховский двор - на самом краю хутора», - так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но от­чий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома предста­ет в переплетении противоречий, притяжений и борьбы. Можно ска­зать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых стол­кновений оказалась вся семья Мелеховых. Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождают­ся новые мораль и нравственность. Автор «Тихого Дона» раскрывает внутренний мир человека из народа, воссоздает русский национальный характер эпохи революционного разлома.

Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы накануне Первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясений. Жизнь казачьего хутора Татарский течет мирно и спо­койно. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности. Мир, в котором живет казачество, наполнен красками, насыщен красотой родной природы.

Главные герои романа — люди с яркими индивидуальными ха­рактерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Григорий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь по­казаны в романе наиболее глубоко, не случайно занимает централь­ное место в романе. В его жизненных исканиях отразилась судьба всего донского казачества в это нелегкое время.

С самого детства Григорий впитывает в себя тягу к свободному крестьянскому труду, заботу об укреплении хозяйства, о семье. С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова. Он - одаренный человек, даже в своих заблуждениях он искренен и честен. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на. земле. Вина его несомненна. Он сам осознает ее. Однако к Григо­рию нельзя подходить однозначно. С особым проникновением Шолохов показал сложный путь главного героя. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень - веселый, сильный, красивый. Григорий - исключительно цельная, чистая натура. Он освещен  светом, как бы исходящим из разных.источников, - тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачье­му фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по  отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятель­ствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности. Григорий Мелехов - гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим кодом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта. 

На страницах романа Шолохов показывает примеры классового противостояния. Мы видим, как расходятся жизненные пути бывших друзей Григория Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политическими взглядами большевиков. В отличие от Григория он не испытывает сомнений и колебаний. Идея справедли­вости, равенства и братства настолько овладевает Кошевым, что он уже не считается с дружбой, любовью, семьей. Несмотря на то, что Григорий - его старый друг и браг его жены, он настаивает на его аресте. А, сватаясь к сестре Григория Дуняшке, он совершенно не обращает внимания на гнев Ильиничны. А ведь он расстрелял ее сына Петра. Для этого человека не остается ничего святого. Он даже не позволяет себе расслабиться и насладиться красотой родной земли. «Там люди свою и чужую судьбу решают, а я кобылок пасу. Как же так? Уходить надо, а то засосет», - думает Мишка, когда работает отарщиком. Такое фанатичное служение идее, непоколебимая уве­ренность в правоте своих мыслей и поступков свойственна и другим героям, изображенным Шолоховым в романе. Иной Григорий Меле­хов. Это незаурядная личность, думающий, ищущий человек. Во вре­мя* Первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже по­лучил Георгиевский крест. Он честно исполнил свой долг. Последо­вавшие затем Октябрьская революция и Гражданская война привели шолоховского героя в смятение. Теперь он уже не знает, кто прав, на чьей стороне сражаться. Он пытается сделать свой выбор. И что же? Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных плен­ных отталкивает его. А когда большевики приходят на его родину, он яростно борется с ними. Но поиски истины этим шолоховским геро­ем так ни к чему и не приводят, превращая его жизнь в драму. Мы видим человека, потерявшегося в круговороте событий.

Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, которое отталкивает его и от красных, и от белых. «Все они одинако­вы! - говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. - Все они ярмо на шее казачества!» И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он высту­пает на стороне бунтовщиков. Теперь он думает: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внут­ренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, - в поис­ках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмеш­ливой, мудро-простой». Григорий приходит к пониманию, что «у каж­дого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться... Надо бить­ся с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее». Но и такая правда жизни все-таки ему не по нутру. Он не может равнодушно смотреть на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от непосильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную войну. Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для семьи? Этим вопросом задается Григорий Мелехов и в его лице - все казачество, мечтающее о вольном труде на родной земле. Григорий ожесточается, впадает в отчаяние. Он насильственно отторгнут от всего, что ему дорого: от дома, семьи, любящих людей. Он вынужден убивать людей за идеи, которые не может понять... Герой приходит к осознанию того, что «неправильный у жизни ход», но он не может ничего изменить. Хотя он всем своим сердцем хочет, чтобы в казачьем мире был лад.

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоря­жаться даже во имя самых благородных и высоких идей. К такому выводу пришел герой в результате жизненных мытарств. К этой же мысли приводит читателя Шолохов, который возвращает нас своим романом к трагическим страницам российской истории. В романе «Тихий Дон» автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях-. Именно эти ценности лежат в основе нравственности казачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана Шолоховым в его замечательном романе. Трагедия революции, ви­димо, заключается в том, что, ставя перед собой цель - осчастливить всех, она разрушает счастье семьи, дома. Гражданская война усугуб­ляет трагизм ситуации тем, что ставит лицом к лицу людей, которые раньше были близкими, родными, заставляет воевать их друг против друга. В полной мере весь этот трагизм пришлось пережить Григо­рию Мелехову и другим героям романа.

 

 

Вариант 2

Михаил Александрович Шолохов в романе-эпопее "Тихий I Дон" создает широкую картину исторических перемен в жизни донского казачества.

Главная тема романа - судьба народа в годы революции и гражданской вины. В шатаниях казачества между революцией и контрреволюцией проявилась действенная природа психологии мелкого собственника, который тяготеет невольно и неизбежно то к буржуазии, то к пролетариату. Самостоятельной "линии" у него экономически быть не может. Его прошлое влечет его к буржуазии, его будущее к пролетариату. Его рассудок тяготеет к последнему, его предрассудок к первому.

У казачества колебания, свойственные среднему крестьянству, проявились с особой силой. Если в остальных районах России основой союза крестьянства с пролетариатом была борьба за землю, то на Дону казачество, в своей массе, имело достаточно земли. Белогвардейцы запугивали казаков слухами, будто бы большевики хотят отнять у них землю и отдать ее "мужикам". Эти провокационные слухи рождали среди казаков слепую ненависть, толкали их на борьбу за свою "делянку земли". Спровоцированные белыми на восстание против Советской власти, казаки с тоской думали о весенней пахоте, об оставленном хозяйстве, отказывались отходить далеко от родных хуторов. В привязанности казаков к своему хозяйству проявилась и душа труженика, и психология собственника. Чувства усталости, вины и раздражения особенно сильно овладевают казаками после соединения их с прорвавшейся на Дон белой армией. Даже у хозяйственного Пантелея Прокофьевича Мелехова, истого хранителя казачьего духа, воодушевлявшего еще недавно своих сыновей на войну с большевиками, резко меняется настроение. "Война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла у него старшего, внесла разлад и сумятицу в семью. Прошла она над его жизнью, как буря над делянкой пшеницы, но пшеница и после бури встает и красуется под солнцем, а старик подняться уже не мог. Мысленно он махнул на все рукой - будь что будет!" Казаки все больше отходили от белого командования, и после разгрома белой армии оставшиеся в живых стали воз- вращаться в родные хутора. Не все и не сразу признали Советскую власть. Первое время многие поддерживали бандитов и помогали им в борьбе с продотрядами, но постепенно казаки поняли, что этим они мешают установлению нормальной жизни, и решительно стали на сторону советов. Сама жизнь разбила иллюзии казаков. Им стала ясна нелепость затеи организовать "свою республику из десяти станиц". Либо возвращаться к старой жизни: тянуться перед офицерами, гнуть спину на кулаков и помещиков, либо идти вслед за большевиками. Третьего пути нет. И подавляющая масса казачества повернула на путь строительства новой жизни.

В романе представлены и те, кто хотел удержать старые порядки, потопить в крови народную власть. Это семейство хуторских богатеев Коршуновых, купец Мохов, помещик Листницкий, генералы и офицеры белой армии, иностранные интервенты. Выразительны в романе портреты Корнилова, Каледина, Краснова. Как собаки, дерущиеся за кость, они в борьбе за власть злобно обличают друг друга. Иностранная помощь не спасла белых генералов. На Дону, очищенном от белогвардейцев, начинается строительство новой жизни.

При всем многообразии героев Шолохову удалось наделить каждого героя "собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний человечий строй".

Роман Шолохова получил международное признание, а автор - Нобелевскую премию.

 

70. Гражданственность и исповедальность лирики А.Т. Твардовского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 19)

Вариант 1

Александр Трифонович Твардовский - это писатель, зримо и за­остренно, кровью сердца обозначивший судьбы народного созна­ния, его взлеты и падения на протяжении почти полувека.

Лирика Твардовского - это по преимуществу выражение самых простых, доступных любому читателю, но в то же время наиболее глубоких человеческих чувств.

Уже в первых стихах автор останавливает свой выбор на ли­рическом герое, которым становится обыкновенный, рядовой че­ловек. В 30-е годы 20 столетия таким героем становится колхоз­ник, честный труженик деревни. Точное знание их жизни, осо­бый дар понимания души простого человека позволили поэту создать яркие образы скромных тружеников. Часто это умельцы, мастера, люди с золотыми руками («Рассказ Матрены», «Еще про Данилу», «Соперники» и др.). Описание искусной, умелой рабо­ты занимает значительное место в довоенной лирике Твардовс­кого. Своего читателя автор вводит в мир, где выращивают хлеб, строят дома, «Добывают свет» - делают то, без чего невозможна человеческая жизнь. Это добрый мир, в котором царит дух любви и мира. Печник Ивушка (стихотворение «Ивушка»), сложив печь, об­ращается к хозяевам с такими словами:

 

- Ну, топите, хлеб пеките,

Дружно, весело живите.

А за печку мой ответ:

Без ремонта двадцать лет.

 

Лирические произведения Твардовского называют иногда «ли­рикой другого человека». Это особая форма стихотворения, в кото­рой из живого сочувствия автора к своим персонажам вырастает позиция самого поэта: поэт пишет не о себе, но он так сердечно близок своему герою, что чувства автора и героя сливаются в пове­ствовании о «постороннем» человеке, приобретают теплоту и взвол­нованность лирического самовыражения («Друзьям»,,«3а тысячу верст...», «Поездка в Загорье»).

Поэт всегда откликался на все события, происходившие в жиз­ни его страны. Война, захват Смоленщины вызывают в его сердце боль и гнев одновременно. -

В стихотворениях 1941-1945 годов поэт стремится показать вой­ну в восприятии её широкими народными массами: «Баллада об от­речении», «Огонь», «Расплата», «Большое лето», «Возмездие», «Я убит подо Ржевом». Той же военной тематике посвящены поэмы «Василий Теркин», «Дом у дороги».  

Нельзя не отметить, что военная лирика Твардовского во мно­гом перекликается со стихотворениями военных лет других поэтов: К. Симонов, А. Сурков, Н. Тихонов и другие. Патриотизм, вера в побе­ду, вера в силы и непоколебимость духа, мужество русского челове­ка объединяет поэзию военных лет.

Среди высоко патриотических произведений о войне в творче­стве Твардовского особое место занимает стихотворение «Я убит подо Ржевом».

Стихотворение проникнуто глубокой любовью к Родине, пони­манием огромной ответственности каждого гражданина перед сво­ей страной в минуту грозной опасности. «Я убит подо Ржевом» -полный неизбывной скорби рассказ от лица тех, кому никогда уже не узнать, чем закончилась страшная война, кому не дано пережить радость победы.

Необычность рассказа от лица убитого солдата в сочетании с правдивым описанием боя дает право герою узнать о судьбе горо­да, который он защищал, и сказать в полный голос о высокой мере совершенного подвига:

 

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она - спасена...

 

Горестные строки стихотворения постоянно перемежаются с дру­гими, выражающими надежду и веру в то, что выжившие будут до­стойны памяти павших за Родину воинов. Погибший воин заклина­ет оставшихся в живых:

 

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

В полной мере можно назвать лирическими поэмы «Дом у до­роги» и «Василий Теркин». Оба эти произведения раскрывают тра­гизм судьбы русского человека во время войны и в то же время име­ют жизнеутверждающую силу.

Обратимся к поэме «Дом у дороги». Народный характер поэмы подчеркивается введением в речь героев слов «краше», «не сетуй», «черед», «родимый», «озябший» и другие.

Если говорить о теме этой поэмы, то лучше, чем сам автор определить тему нельзя: «Тема её - война, но с иной стороны, чем в «Теркине», со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну., Эпиграфом этой книги могли бы быть стро­ки, взятые из нее же:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем...»

 

Чтобы усилить драматизм поэмы, автор настойчиво повторяет эпитеты, метафоры, сравнения: «день оглох от грохота», «война би­лась спьяну», «память горя», «боль взывает к людям», «горестный дом», «глухая память», «грустная еда», «глухой нерадостный покой», «горькая минута», «свирепый ветер» и другие.

Слово «дом» в поэме является многозначным. Это и жилище, это и семья, это и более широкое понятие - родина вообще, которую до последней капли крови надо защищать, потому что нет ничего роднее и дороже.

Страшная война прошла, позади горести, впереди - мирный труд, но никто не должен забывать об этой войне. Не забыть - это значит не допустить новой войны. Сам автор сравнивает поэму с плачем, пишет о страшных испытаниях, посланных войной. Голос автора сливается с голосом народа, осуждающего врага, которого в воен­ные годы в народе называли «он», вкладывая в это слово свое граж­данское презрение:

 

А он уж бомбы на Москву

Возил над головами.     

                                

Прослеживая судьбу отдельных героев, хозяев дома у дороги, автор делает читателя свидетелем трагической судьбы всего народа в годы войны. Завершается поэма описанием свободного труда, который символизирует надежду и веру в счастье.

В послевоенные годы (60-70-е годы XX столетия) излюблен­ным жанром поэта становится лирическая миниатюра, в емкой фор­ме которой автору удается выразить широкие мысли. Лирика Твар­довского становится философичной и ставит перед читателем важ­ные вопросы человеческого бытия:

 

Мне славы тлен - без интереса

И власти мелочная страсть.

Но мне от утреннего леса

Нужна моя на свете часть;

………………………………...

И не таю еще признанья:

Мне нужно, дорого до слез,

В итоге твердое сознанье,    

Что лестно я тянул мой воз.

«О сущем»

 

Для Твардовского поэзия - благородное служение людям, тре­бующее упорного труда и мастерства. В 1971 году лирические сти­хи поэта были удостоены Государственной премии.

 

 

71. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». (Билет 15)

Вариант 1

«Василий Теркин» - это «книга про бойца». Ее герой - рядовой солдат нашей армии, простой советский человек.

Первое знакомство читателя с героем происходит в начальной главе «На привале», тогда Теркин, участник финской войны, «из за­паса рядовой» - прибывает на фронт («В строй с июня, в бой с июля, снова Теркин на войне»). Уже в этой главе читатель довольно близко узнает героя: он общительный и жизнерадостный человек, бывалый, опытный солдат, хороший рассказчик, по определению товарищей по полку, «свой». Главная же черта характера Теркина состоит в том, что он чувствует себя неотделимым от советского народа и не пред­ставляет свою судьбу в отрыве от него. Даже рассказывая о своем личном участии в войне, он выражает это словами, которые не могут относиться к одному человеку, а лишь к массе людей:

 

И не раз в пути привычном,

У дорог, в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблен...

Но, однако,

Жив вояка...

 

Вторая глава - «Перед боем» - раскрывает еще одну существен­ную черту героя - его сознательность. В этой главе говорится о пер­вом, очень тяжелом этапе войны, когда наша армия вынуждена была отступать. Теркину с товарищами пришлось выходить из окружения.

«Я ж, как более идейный, был там как бы политрук, - «расска­зывает Теркин. Он понимает временный характер отступления, вселяет в бойцов бодрость и уверенность в нашей победе:

 

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы - не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - все вернем.

 

Третья глава - «Переправа» - рассказывает о героизме и муже­стве Теркина: в ледяной воде он переплывает реку, чтоб доставить командиру нужное донесение:

 

Переправа, переправ!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Ни приметы, ни следа.

 

Таким образом, Твардовский рисует в поэме последовательно развивающиеся картины военной жизни («На привале», «Перед боем», «Переправа» и др.), что дает ему возможность полнее рас­крыть внутренний мир героя произведения. В последующих гла­вах мы видим Теркина в различных ситуациях, его психологичес­кая характеристика еще более углубляется. Он отважен и вынос­лив, скромен, стоек в рукопашном бою, находчив и смел, весел в часы отдыха.

Так шаг за шагом Твардовский знакомит читателя с героем по­эмы — рядовым солдатом Василием Теркиным. В рассказах Теркина много веселых шуток, присказок, прибауток. Но он не просто весель­чак и балагур. Это человек глубокой души, с серьезными мыслями, чувствами и переживаниями. Это тот «святой и грешный русский чудо-человек», который выстоял и победил в величайшей из войн.

«Читая «Василия Теркина» с начала и до конца, я видел прежде всего самого себя, своих' близких боевых товарищей, всю нашу се­мью во всем своем поистине правдивом облике», - так писал Твар­довскому один из рядовых бойцов.

В образе Теркина раскрываются глубокие национальные тради­ции русского народа. Он «не иной какой, не энский, безымянный ко­решок». В Теркине очень развита чувство национального самосоз­нания. Именно поэтому он так легко находит общий язык со старым русским солдатом - участником первой мировой войны (глава «Два солдата»). Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей Родины и ее воинским традициям.

Сама поэма несет в себе лучшие фольклорные традиции. Солдат в ней - бывалый человек, обаятельный, дельный и сметливый, спо­собный сварить щи из топора.

Лирическое и эпическое тесно переплелись в поэме А. Твардов­ского «Василий Теркин». Личность в понимании поэта - это средо­точие многообразных связей с людьми, с народом. Она вбирает в себя опыт поколений и сверстников:

Я счастлив тем, что я оттуда,

Из той зимы, из той избы.

И счастлив тем, что я не чудо

Особой, избранной судьбы.

 

Теркин обладает присутствием духа, достоинством, не теряет чувства юмора. Ему все сподручно, везде удобно, он всем нужен, всеми любим. В каждом деле он мастак, умелец: он может развести пилу, сыграть на гармони, починить часы, построить дом, сложить печь, а на войне он также проявляет все свои таланты и смекалку.

В литературе о войне трудно отыскать образ, равный Василию Теркину. Он не уклоняется от схваток, не щадит в них себя, он чув­ствует ответственность «За Россию, за народ // И за все на свете». Но знает боец и цену своей единственной жизни. Слепой стихии смерти он противопоставляет собственную зрячесть, здравый смысл, житей­ский и бытовой опыт, мудрость крестьянина и солдата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: