Требования к современным учебникам истории: отбор содержания, дидактическая система. Экспертиза школьных учебников

Диалог 1. Требования к современным учебникам.

 

Обсуждение данной группы вопросов строилось на сопоставлении:

 

· идеальной модели учебника и реальных пособий, используемых в настоящее время в школе;

 

· подходов создателей учебников и требований учителей.

 

Участники семинаров рассматривали учебники истории с позиций:

 

· теоретического обоснования функций учебника: а) как универсального носителя исторической информации, составляющего ядро учебного комплекса; б) как средства развития познавательной деятельности, личностного становления учащихся;

 

· анализа содержания действующих учебников истории с выявлением недостающего или неудовлетворительно изложенного материала (чаще всего по этнонациональной истории, истории культуры).

 

Доктор педагогических наук Людмила Алексашкина (Российская Академия образования) выделила следующие важнейшие качества современных учебники истории: представление истории на разных уровнях - от истории цивилизаций и государств до истории человека; использование наряду с авторским текстом разных источников исторической информации (документов, иллюстраций и др.); включение информации о методах исторического познания; введение учащихся в ситуацию диалога с участниками событий, историками, которые о них писали, и т. д.; использование эмоционально окрашенной информации, позволяющей учащимся сформировать собственное отношение к людям и событиям, о которых рассказывается в учебнике.

Роберт Майер (Германия) обратил внимание на необходимость комплексного представления исторической информации в учебнике, включения в него, наряду с авторским текстом, таких компонентов, как: первоисточники; отрывки из художественных произведений, мемуарная литература; картины; карты; хронологические таблицы; указатели литературы; терминологические словари; задания и рекомендации об организации работы и др.

Хайнц Штроцка (Австрия) подчеркнул, что важным условием совершенствования современных учебников истории является определение их типологии. Так, можно выделить следующие виды пособий:

 

· традиционный учебник, содержащий в основном авторский текст и незначительное количество дополнительных материалов;

 

· учебник, представляющий собой сочетание традиционного авторского текста (он занимает примерно половину объема учебника) с рисунками, диаграммами, картами, источниками и т.п. Отношения между текстом и дополнительными материалами могут быть различны. В одних учебниках материалы иллюстрируют текст, в других «живут свей жизнью»;

 

· учебника “рассказов” для младших школьников;

 

· учебник для младших школьников, ориентированный на индивидуальную работу учащихся; в таком учебнике есть игры, викторины, увлекательные задания; учебник предполагает игровую деятельность и является попыткой решить проблему мотивации учения. 

 

Своего рода “портрет” хорошего учебника истории был составлен также участниками рабочих групп. В этом портрете названы следующие необходимые качества современного учебника истории:

 

· объективность в изложении исторического материала;

 

· ориентация на общечеловеческие ценности, отсутствие национальных, расовых, религиозных и иных стереотипов;

 

· отражение спорных вопросов истории, включение документов и материалов, излагающих разные точки зрения;

 

· доступность, ясность, адаптированность к возрасту учащихся;

 

 

· развивающий характер изложения, включение развернутой системы вопросов и заданий для учащихся;

 

· современный дизайн, хорошее полиграфическое исполнение.

 

Сопоставление подходов «теоретиков» и «практиков» позволяет сделать некие существенные наблюдения. Многие требования совпадают. Но все же в первом случае преобладает общедидактический, системный подход. А учителя идут «от ученика», от той картины прошлого, которую они смогут выстроить для себя, работая с учебником. Исходя из этого, следует высоко оценить возможность совместного обсуждения «теоретиками» и «практиками, «создателями» и «потребителями» требований к современным учебникам. Такую возможность и предоставили проводившиеся семинары.

 

В результате дискуссий, в которых приняли активное участие учителя, были сделаны следующие выводы и рекомендации:

 

· в 1990-е годы в силу несоответствия ряда учебников современным требованиям некоторые российские учителя совсем отказывались от использования учебников на уроках, заменяли позицию автора учебника своей собственной, строили работу на основе комплектов источников и т. д. К началу 21 века эта ситуация изменилась. Теперь вопрос заключается в выборе из множества предлагаемых учебников того, который наилучшим образом обеспечивает достижение образовательных задач;

 

· достоинства новых учебников истории заключаются, главным образом, в обновлении содержания, расширении дополнительного и иллюстративного материала;

 

· новые учебники не лишены недостатков, многие из которых носят устойчивый характер. В числе «старых недостатков в новых учебниках» - сложность авторского текста, информационная перенасыщенность, ориентация вопросов и контрольных заданий для учащихся на простое воспроизведение знаний, слабое освещение вопросов повседневной культуры.

 

Диалог 2. Какой должна быть экспертиза учебников?

 

Лариса Соколова (зав. редакцией издательства «Просвещение», Россия) в докладе о критериях отбора и оценки школьных учебников по истории охарактеризовала систему подготовки, внутренней и внешней экспертизы школьных учебников истории, этапы работы издательства, экспертизы, проводимой Федеральным Экспертным Советом, и учительской экспертизы после поступления учебников в школу. Подчеркнуто, что учитель должен иметь право выбора учебника и иметь возможность это право реализовать. Высказано мнение, что необходимо вернуться к системе пробных экспериментальных учебников. Это могло бы сместить акцент с отношения к учебнику как предмета коммерческой деятельности к пониманию его педагогической ценности.

Майкл Райли (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) отметил, что производство учебников для английских школ целиком и полностью базируется на принципах свободного рынка. Каждый год издатели выпускают широкий спектр новых учебников по истории, а учителя свободны выбрать, кто что предпочитает.

Арильд Торнбьернсен (Норвегия) охарактеризовал систему отбора и оценки учебников по истории для средней школы и старшей ступени средней школы в Норвегии. Он подчеркнул, что учебники готовятся и публикуются частными издательствами и продаются на свободном рынке. Но при этом авторы должны быть хорошо знакомы с учебной программой и определить: общую структуру учебника; какие темы должны рассматриваться более подробно, чем другие; методические идеи или предложения для учителей и учеников; уровень сложности, язык изложения.

 

Для получения одобрения правительства рукопись направляется в Национальный Центр Усовершенствования Учебных Материалов, где независимые консультанты проводят экспертизу рукописи в соответствии с определенными стандартами, которые включают: педагогическую презентацию содержания; правильность, ясность и адекватность языка учебника возрасту учеников. Министерство образования Норвегии инициировало проект “Отбор, оценка и улучшение качества учебников и других видов учебной литературы” с целями получить информацию о том, как школы отбирают учебники и другие учебные материалы; установить причины, которые определяют выбор тех или иных изданий (в том числе, кто влияет на принятие решений - учителя, руководители школ, местные советы попечителей, родители, ученики); разработать критерии и методы оценки качества учебников. В Норвегии действует также проект “Обзор учебников”, который ставит своей целью привить понимание важности учебников общественности.

 

В заключение отмечено, что каждая страна должна найти собственный путь экспертизы и отбора учебников - в соответствии со своими нуждами, ситуацией и традициями. При этом наилучший способ создания хороших учебников – это открытые демократические процессы и решения.

Хайнц Штроцка (Австрия) обратил внимание на дидактические аспекты выбора учебников истории, указав, что критерии отбора учебника зависят от стиля преподавания. Один из возможных подходов ориентирован на учителя, который тщательно планирует свою деятельность, а ученик выступает как получатель хорошо представленной информации. Происходит своеобразная конкуренция учителя и учебника как источников информации. Другой подход состоит в том, что основная работа делается самими учащимися, а учебник используется как один, но отнюдь не единственный источник информации. В данном случае учитель выступает как консультант для учащихся и находится как бы на втором плане рабочего процесса, а учебник является инструментом учебного процесса.

В ходе дискуссий на заседаниях рабочих групп также были сформулированы определенные положения, относящиеся к экспертизе учебников истории. Большинство участников полагали, что экспертиза учебников должна носить профессиональный характер. Некоторые из выступавших подчеркивали, что не следует поощрять общественные обсуждения учебников, носящие идеологизированный (или заказной) характер. Необходимо обеспечить систематическую и полную информацию о выходящих новых учебниках и методических пособиях. Пробные экземпляры учебников должны поступать в методические центры для апробации на местах. Можно рекомендовать редакции журнала “Преподавание истории в школе” регулярно издавать рецензии на новые учебники, публиковать результаты пробного опыта преподавания по новым учебникам в регионах.

В порядке общего заключения по результатам обсуждений можно заметить, что вопросы экспертизы и оценки учебников истории являются в настоящее время наименее разработанными. Это можно объяснять как сложностью преодоления субъективных предпочтений и симпатий, так и несовершенством самой процедуры общественной экспертизы, принятой в российском образовании. Представляется, что данный круг вопросов должен стать одним из направлений международного сотрудничества педагогов-историков на ближайшую перспективу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: