Повышение квалификации учителей истории: прошлое и настоящее

На семинарах была проанализирована система подготовки и повышения квалификации учителей истории в Советском Союзе. По мнению профессора Людмилы Андрюхиной ее характеризовали[2]:

 

· доминирование политической истории, истории коммунистической партии в ущерб истории культуры, истории этнокультурного развития, региональной истории;

 

· унификация содержания образования учителей истории, не допускавшая различия позиций, оценок и мнений;

 

· ограничение круга исторических источников и нормативно-дидактический характер учебно-методического обеспечения (идеологически выверенные государственные программы, учебники, учебно-методические материалы для учащегося и учителя);

 

· крайний академизм высшей школы, узко методическая ориентация системы переподготовки учителей, когда педагог фактически выступал в качестве «передатчика» идеологизированных исторических знаний;

 

· замкнутый характер системы подготовки и переподготовки, практическая невозможность, в силу идеологических и политических барьеров, участия учителей истории в международном сотрудничестве;

 

· вопросы подготовки и переподготовки учителей долгое время относились к разделу организационных и не являлись предметом систематических научных исследований;

 

· недостаточное внимание к концептуальному осмыслению проблем образования в целом и учителя в истории в частности.

 

Вместе с тем, по мнению выступавших, нельзя игнорировать положительный опыт системы подготовки и повышения квалификации учителей истории, накопленный в Советском Союзе. В разные годы в стране шел поиск и практическое открытие новых форм подготовки педагогов, которые формировали потенциал развития образования. Практический опыт дореволюционного периода, гуманистические устремления 20-х, 60-х годов 20 века сегодня вновь становятся востребованными. Система образования в современной России по сравнению с советской системой стала более гибкой и вариативной. Сегодня она в большей степени, чем ранее, интегрируется в мировое образовательное пространство.

 

Учитель – ключевая фигура

 

Учитель – ключевая фигура в школе. Учитель – доверенное лицо общества, которому оно доверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свое будущее.

 

В аналитических материалах семинаров Совета Европы отмечалось, что:

 

· в современном процессе образования учитель занимает одно из центральных мест;

 

· возрастает необходимость в эффективной подготовке и поддержке учителей истории;

 

· изменения, происходящие в образовании, открывают большие возможности для творчества и самостоятельности учителя. «Образование на протяжении всей жизни» понимается сегодня как новая стратегическая позиция во всем мире;

 

· новая социокультурная и политическая ситуация, в условиях которой развивается современное образование, неоднозначно сказывается на профессиональной деятельности учителя, ставит перед ним ряд проблемных вопросов;

 

· историческое образование и преподавание истории в школе испытывают наибольший объем, как социальных воздействий, так и реформирующих изменений.

 

· изменяются цели и задачи, содержание и технологии исторического образования. Решить поставленные временем задачи невозможно без существенных изменений в подготовке и повышении квалификации учителей;

 

· современный учитель истории – это не только профессионал, глубоко, владеющий знаниями и психологией ребенка, но и человек, на которого возлагается миссия гармонизации человеческих отношений;

 

· система подготовки и особенно переподготовки и повышения квалификации должна в целом перестраиваться таким образом, чтобы своевременно помогать учителю в реализации его образовательных запросов;

 

· следует поощрять сравнительные исследования относительно задач, структур и норм начальной и последующей подготовки преподавателей истории и, таким образом, способствовать институциональному сотрудничеству и обменам информацией относительно потребностей в реформировании системы начальной и последующей подготовки преподавателей истории и курсов повышения квалификации профессорского состава;

 

· необходимо уделять особое внимание подготовке профессорско-преподавательского состава, в чью задачу входит повышение профессионального уровня преподавателей истории[3].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: