На семинарах была проанализирована система подготовки и повышения квалификации учителей истории в Советском Союзе. По мнению профессора Людмилы Андрюхиной ее характеризовали[2]:
· доминирование политической истории, истории коммунистической партии в ущерб истории культуры, истории этнокультурного развития, региональной истории;
· унификация содержания образования учителей истории, не допускавшая различия позиций, оценок и мнений;
· ограничение круга исторических источников и нормативно-дидактический характер учебно-методического обеспечения (идеологически выверенные государственные программы, учебники, учебно-методические материалы для учащегося и учителя);
· крайний академизм высшей школы, узко методическая ориентация системы переподготовки учителей, когда педагог фактически выступал в качестве «передатчика» идеологизированных исторических знаний;
· замкнутый характер системы подготовки и переподготовки, практическая невозможность, в силу идеологических и политических барьеров, участия учителей истории в международном сотрудничестве;
|
|
· вопросы подготовки и переподготовки учителей долгое время относились к разделу организационных и не являлись предметом систематических научных исследований;
· недостаточное внимание к концептуальному осмыслению проблем образования в целом и учителя в истории в частности.
Вместе с тем, по мнению выступавших, нельзя игнорировать положительный опыт системы подготовки и повышения квалификации учителей истории, накопленный в Советском Союзе. В разные годы в стране шел поиск и практическое открытие новых форм подготовки педагогов, которые формировали потенциал развития образования. Практический опыт дореволюционного периода, гуманистические устремления 20-х, 60-х годов 20 века сегодня вновь становятся востребованными. Система образования в современной России по сравнению с советской системой стала более гибкой и вариативной. Сегодня она в большей степени, чем ранее, интегрируется в мировое образовательное пространство.
Учитель – ключевая фигура
Учитель – ключевая фигура в школе. Учитель – доверенное лицо общества, которому оно доверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свое будущее.
В аналитических материалах семинаров Совета Европы отмечалось, что:
· в современном процессе образования учитель занимает одно из центральных мест;
· возрастает необходимость в эффективной подготовке и поддержке учителей истории;
· изменения, происходящие в образовании, открывают большие возможности для творчества и самостоятельности учителя. «Образование на протяжении всей жизни» понимается сегодня как новая стратегическая позиция во всем мире;
|
|
· новая социокультурная и политическая ситуация, в условиях которой развивается современное образование, неоднозначно сказывается на профессиональной деятельности учителя, ставит перед ним ряд проблемных вопросов;
· историческое образование и преподавание истории в школе испытывают наибольший объем, как социальных воздействий, так и реформирующих изменений.
· изменяются цели и задачи, содержание и технологии исторического образования. Решить поставленные временем задачи невозможно без существенных изменений в подготовке и повышении квалификации учителей;
· современный учитель истории – это не только профессионал, глубоко, владеющий знаниями и психологией ребенка, но и человек, на которого возлагается миссия гармонизации человеческих отношений;
· система подготовки и особенно переподготовки и повышения квалификации должна в целом перестраиваться таким образом, чтобы своевременно помогать учителю в реализации его образовательных запросов;
· следует поощрять сравнительные исследования относительно задач, структур и норм начальной и последующей подготовки преподавателей истории и, таким образом, способствовать институциональному сотрудничеству и обменам информацией относительно потребностей в реформировании системы начальной и последующей подготовки преподавателей истории и курсов повышения квалификации профессорского состава;
· необходимо уделять особое внимание подготовке профессорско-преподавательского состава, в чью задачу входит повышение профессионального уровня преподавателей истории[3].