Идеальное пожелание, которое, очевидно, высказал бы каждый участник работы, подводя итоги десятилетнего сотрудничества: пусть будут новые десять лет!
Практическое пожелание: продолжать работу над вопросами подготовки, издания и использования в школе учебников истории. Они по-прежнему остаются актуальными для российского образования. В качестве наиболее перспективных сюжетов можно назвать:
· вопросы об учебниках для старшей, профилированной ступени школы;
· вопросы подготовки региональных учебников;
· глобальный вопрос (метавопрос) - учебник как поле диалога между эпохами, народами, поколениями, автором и учащимся.
Глава 3
Сотрудничество между Советом Европы и Российской Федерацией в области подготовки и повышении квалификации учителей истории
Кандидат исторических наук Алексей КРУГОВ
Проректор, Ставропольский государственный университет
Введение
Последнее десятилетие 20 века и начало 21 века явились периодом реформирования школьного исторического образования в Российской Федерации. В процессе реформы роль и место учителя в российской школе существенно изменились. Статус педагогов трансформировался под влиянием всей совокупности социально-педагогических факторов. Учителя, в том числе учителя истории, получили большую свободу деятельности, но одновременно повысилась их роль и ответственность за выбор собственной эффективной образовательной стратегии (включая цели, задачи, подходы к своей профессиональной деятельности) и качество образования. Реформа школы поставила педагогов перед необходимостью поиска ответов на мировоззренческие вопросы, формулирования своей гражданской позиции[1].
Школьные учителя истории, преподаватели вузов, научные сотрудники академических институтов, педагогическая общественность стали деятельными участниками этого процесса. В 1996 году к нему активно подключился Департамент образования, культуры и спорта Совета Европы, который способствовал реформированию исторического образования в России, позволил соотнести российскую образовательную практику с подходами и опытом зарубежных коллег.
По мере продвижения демократических преобразований в России на первый план все больше выдвигались проблемы подготовки и повышения квалификации учителей истории. На конференции, состоявшейся в Суздале (1996 год ), переподготовка и повышение квалификации учителей истории были признаны в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Совета Европы в России. Эта тема стала сквозной и обсуждалась в разных аспектах практически на всех семинарах, проводимых Советом Европы и Министерством образования и науки Российской Федерации.
Десять семинаров для российского учителя истории
За прошедшее десятилетие в общей сложности было проведено 10 семинаров, посвященных данной проблематике. Среди них наиболее значимыми стали семинары:
· «Подготовка учителей и развитие системы повышения квалификации в области преподавания истории в средней школе» (Екатеринбург, 1-3 апреля 1998 года);
· «Проблемы повышения квалификации учителей и экспертизы в историческом образовании» (Нижний Новгород, 15-17 апреля 1999 года);
· «Новые методы в преподавании истории в современных средних школах Российской Федерации» (Волгоград, 19-21 июня 2000 года);
· «Преподавание истории в средней школе: подготовка учителей и учебники истории» (Домбай, Карачаево-Черкесская Республика, 23-24 апреля 2001 года);
· «Новые интерактивные методы при изучении истории в средней школе» (Кисловодск, 20-21 ноября 2002 года);
· Обучающий семинар для преподавателей истории из Чечни (Кисловодск, 18-19 ноября 2002 года);
· «Проблемы и перспективы подготовки учителей истории в Российской Федерации» (Улан-Удэ, 19-23 октября 2003 года);
· «Новые интерактивные методы в преподавании мировой и национальной истории в поликультурной среде» (Пятигорск, 23-25 июня 2005 года);
· «Подготовка учителей истории для работы в поликультурной среде» (Томск, 29 сентября – 1 октября 2005 года).
Практически все вышеперечисленные семинары относились к разряду инновационных. Они были направлены на анализ процессов, связанных с переподготовкой и повышением квалификации учителей истории в Российской Федерации.
Доклады и докладчики
В семинарах наряду с российскими учеными принимали участие специалисты из европейских стран, которые делились опытом переподготовки преподавателей истории, помогали осмыслить пути решения данной проблемы в Российской Федерации. Наибольший интерес у учителей истории России вызвали доклады следующих европейских специалистов:
· Джульетты Савовой (Болгария) «Выводы и рекомендации многостороннего семинара по подготовке и повышению квалификации учителей истории в европейских странах, осуществляющих демократические преобразования»;
· Алоиса Эккера (Австрия) «Профессиональный портрет идеального учителя истории»;
· Луизы де Бивар Блэк (Португалия) «Ключевые вопросы подготовки и повышения квалификации учителей истории: на примере Португалии)»;
· Черил Стаффорд (Великобритания)«Новые методы в преподавании истории: на примере Северной Ирландии»;
· Джона Хеймера (Великобритания) «Базовая подготовка учителей истории, задачи и достижения: на примере Соединенного Королевства Великобритании»;
· Мартина Саксе (Германия) «Подготовка учителей истории: проблемы и достижения: на примере Германии».
Среди российских участников семинаров наиболее интересными были выступления:
· Людмилы Андрюхиной «Результаты, достигнутые за период с 1996 года, и последующие шаги в подготовке и переподготовке учителей истории в Российской Федерации»;
· Людмилы Алексашкиной «Учитель истории в современной школе: профессиональная подготовка, ответы на вызовы времени»;
· Людмилы Разбегаевой «Новое в преподавании истории: поиски, проблемы, тенденции».