Сотрудничество на Северном Кавказе

 

Серия семинаров, которые были организованы в рамках Объединенной программы сотрудничества между Европейской Комиссией и Советом Европы для укрепления демократической стабильности на Северном Кавказе прошли в течение 2001 и 2002 годов в российской Федерации.

В них приняли участие представители 10 территорий-субъектов Российской Федерации – Республики Адыгея, Республики Дагестан, Ингушской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Чеченской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Ставропольского края.

 

Как известно, Северный Кавказ является одним из самых многонациональных регионов земного шара (здесь проживают более ста наций и народностей) и отличается специфическими историко-этнографическими особенностями. Здесь проходили торговые пути, по которым шли люди различных национальностей. Некоторые народности оседали здесь навсегда. В процессе совместного проживания многочисленных народов сформировался уникальный этнический анклав.

 

К сожалению, одной из тяжелейших проблем современного Кавказа является обострение межэтнических конфликтов. Серьезным препятствием на пути стабилизации этнических отношений, как в регионе, так и в стране в целом является отсутствие позитивного образа межэтнических отношений в молодежной среде.

 

Между тем такой образ – исключительно важный элемент любого поликультурного общества. Для преодоления подобной ситуации, по мнению участников семинаров, могут быть использованы принципы мультикультурализма, среди которых:

 

· признание иных культур;

 

· признание права людей на иной образ жизни;

 

· свободное выражение своих взглядов и ценностей;

 

· положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации; способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для самого себя.

 

Эти принципы приобретают все больше сторонников на Северном Кавказе и успешно сочетаются с идеей интеграции.  Сегодня система образования на Северном Кавказе претерпевает значительные изменения: обновляются звенья системы образования, формы и методы учебно-воспитательной работы, в школах внедряются современные средства и технологии обучения.

 

Содержание сотрудничества по вопросам преподавания определялось здесь следующими приоритетными вопросами:

 

· цели и задачи изучения истории в средней школе;

 

· отбор и изучение материала в школьных курсах истории: проблемы интерпретаций и оценок, утверждение демократических и гуманистических ценностей;

 

· диалог учителя и ученика как равно значимых субъектов учебного процесса;

 

· учебники и другие пособия, используемые при изучении истории: современное состояние и перспективы;

 

· современные педагогические технологии, методы преподавания;

 

· система подготовки и переподготовки учителей истории.

 

Участие в этой работе специалистов из ряда европейских стран, таких как Майкл Райли и Черил Стаффорд из Объединенного Королевства Великобритании, Метте Молланд и Харальд Фроде Скрама из Норвегии, Луиза де Бивар Блэк из Португалии, приглашенных Советом Европы, позволило провести сопоставительное рассмотрения названных выше вопросов, выявить общие проблемы и возможные пути их решения.

 

Заключения и рекомендации семинаров

 

Заключения и рекомендации семинаров, проведенных в 2001-2002 годах в Северо-Кавказском регионе и посвященных разным проблемам преподавания истории в современных средних школах, в значительной степени дополняли и развивали друг друга. Общими для всех семинаров были следующие положения:

 

· Признание большого значения и практической пользы семинаров 2001-2002 годов. Эти семинары позволили привлечь к обсуждению актуальных проблем преподавания истории в средних школах авторов программ и учебников, учителей истории, работников министерств образования, издателей, преподавателей педагогических вузов и институтов повышения квалификации учителей. Высказано общее пожелание о продолжении таких семинаров.

 

· Участники семинаров полагают в высшей степени своевременным обсуждение вопросов о том, как изучение истории в средних школах может способствовать укреплению согласия, взаимопонимания и толерантности. Это обсуждение побуждает каждого педагога обратить особое внимание на цели изучения истории, их гуманитарную направленность.

 

· На семинарах высказана поддержка использованию современных обучающих методов, таких как интерактивное обучение, работа с многообразными историческими источниками и др. Внесены предложения о необходимости дальнейшего практического внедрения прозвучавших на семинарах идей.

 

Учителя сформулировали рекомендации в адрес авторов современных российских учебников истории для средних школ. В их числе - пожелания:

 

· устранить стереотипы, преодолеть односторонность исторических версий и оценок, обратить внимание на существование разных интерпретаций событий (учитывая при этом возрастные возможности школьников);

 

· усовершенствовать дидактический аппарат учебников, переориентировать его с воспроизведения учебного материала на активную познавательную деятельность учащихся;

 

· сделать более сбалансированным изложение всеобщей и отечественной, в том числе национальной и региональной истории;

 

· уделить больше места истории материальной и духовной культуры народов, населяющих Россию.

 

Участники семинаров поддержали прозвучавшие на заседаниях предложения о расширении источниковой базы, используемой на уроках истории в средней школе, об использовании, наряду с учебниками, разнотипных источников. Они считают это необходимым условием продуктивной работы учащихся, их личностного развития, средством повышения интереса молодого поколения к истории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: