Проблемы повышения квалификации учителей истории на семинаре в Нижнем Новгороде (15-17 апреля 1999 года) рассматривались в тесной связи с вопросами экспертизы исторического образования и аттестации.
Участники семинара отметили, что одна из главных задач аттестации – это оценка уровня профессионально-педагогической компетентности учителя истории. Главное назначение аттестации – выстраивание траектории профессионального роста учителя на очередные пять лет. В ходе ее прохождения определяются резервы и индивидуальные пути совершенствования мастерства педагога.
Результатом аттестации, по мнению выступающих, должно стать объективное заключение об уровне педагогической деятельности учителя, сделанное на основании сопоставления современных требований с достигаемыми педагогическими результатами, и выводов по итогам всестороннего изучения и оценки профессиональной деятельности педагога.
Методисты признают, что достаточно сложно быть объективными во время аттестации учителей истории. Тем более, когда одни из них преподают только в классах первой ступени основной школы, другие – лишь во второй ступени, а третьи преподают только в старших классах или имеют классы разных уровней. При этом некоторые из аттестуемых ведут экспериментальную работу, имеют авторские программы и курсы; есть педагоги, добившиеся качественного роста в развитии учебной деятельности у учащихся компенсирующих классов.
|
|
Отсутствие четких критериев аттестации усложняет изучение опыта работы учителей истории, экспертную оценку их деятельности, что порой ведет к уравниванию всех педагогов и неудовлетворенности такой ситуацией большинства аттестуемых.
По мнению участников семинара, аттестуемый учитель должен:
· отслеживать ход учебно-воспитательного процесса с учетом тенденций и новаций педагогической науки, строить систему обучения, основываясь на этих тенденциях развития;
· обеспечивать баланс политических, культурных, этнокультурных и других ценностей при доминанте общенациональных;
· в процессе обучения помогать каждому учащемуся осваивать этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие ценности;
· использовать в учебном процессе современные достижения в преподаваемой области знаний;
· выстраивать уроки, реализуя системный, целостный подход;
· творчески подходить к использованию инновационных технологий обучения, оптимально использовать современные компьютерные и мультимедийные технологии;
· творчески использовать концепции, принципы, методы, средства, организационные формы выбранной педагогической системы;
|
|
· широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний учащихся по предмету;
· проводить интегрированные уроки с целью формирования у учащихся целостной картины мира.
Точка зрения учителей
Участники семинаров дали характеристику изменениям, происходящим в содержании исторического образования. В частности, они отметили, что:
· в настоящий момент идет переосмысление мирового, европейского, российского и регионального аспектов истории, активно развивается процесс регионализации образования;
· образовательные программы и курсы по региональной истории вводятся в различные формы подготовки и переподготовки учителей;
· растет интерес педагогов к гуманистической интерпретации истории, к новому осмыслению мировой и европейской жизни;
· развивается комплексный подход к пониманию исторического процесса;
· в школах, университетах, в системе повышения квалификации растет потребность во введении интегрированных курсов историко-географического, экономико-исторического, культурно-исторического содержания;
· растет понимание воспитательного значения исторических дисциплин в школе, их интеграционной роли в школьном образовании;
· достаточно высокой остается доля академического компонента в образовании учителя истории;
· изменяется содержание образования учителя: оно не сводится сегодня к систематизации фактов и теорий, а все больше становится инструментом осмысления и воспроизведения целостности исторического процесса.
Выступавшие отмечали, что при активном содействии Совета Европы в Российской Федерации происходят существенные изменения в технологиях и формах организации образования учителей:
· формируются многоуровневый и блочно-модульный подходы в организации образования;
· происходит дифференциация видов образовательных услуг и форм образования в зависимости от уровня квалификации и профессионального опыта педагога;
· вошли в практику международные обмены в сфере подготовки и повышения квалификации учителей;
· реализуются международные проекты и программы, предполагающие активное участие преподавателей истории европейских стран;
· образование педагога направлено, с одной стороны, на новую модель профессионально-педагогической компетенции, а с другой стороны, – на реальное многообразие образовательной практики, потребности и профессиональный уровень учителей (это находит выражение в поиске оптимальных моделей структурирования содержания образования и образовательного процесса, а также в стремлении реализовать в различных формах принципы вариативности)[6].