Синергия в макроэкономике

Провидимые исследования взаимодействия государства и экономики с использованием синергетических принципов анализа сложных систем в условиях неустойчивого развития позволяет сделать ряд выводов.

Традиционный для современной литературы подход к оценке роли и функций государства в рыночной экономике не дает возможности предложить разумный выход из затянувшегося кризиса реформ в российской экономике. С одной стороны, в зарубежной и основанной на ней отечественной учебной и научной литературе представлены типичные трактовки государства, характерные для неоклассического и неокейнсианского подходов. Несмотря на сохраняющиеся между ними различия (связанные главным образом с оценкой возможностей государства в области стабилизации экономики и допускаемой степенью патернализма в области социальной политики), оба они остаются в рамках «рыночного» подхода к государству, определяющего его функции по «остаточному принципу» — государство делает то, что не может рынок, и при необходимости сглаживает негативные эффекты, возникающие в результате свободного функционирования рыночного механизма. Дальнейший функциональный анализ выясняет, какой эффект может быть получен от использования различных мер фискальной и денежной политики. Однако сложность реальных экономических процессов очень часто дает непредсказуемые результаты, не укладывающиеся в рамки экономических моделей. Лишь в хорошо отрегулированных экономиках с жестким институциональным каркасом и четко усвоенными экономическими агентами правилами поведения результаты, в ряде случаев, оказываются недалеки от модельных. Но современные условия развития экономики становятся все более динамичными и непредсказуемыми, особенно в связи с ускоряющимся развитием средств коммуникации и усилением взаимозависимости различных сфер жизнедеятельности человека.

В отечественной литературе сохраняется и другой подход к оценке государства и его функций по отношению к экономике — с позиций синтеза представлений о роли государства, существовавших в дореформенной плановой системе, и рыночных требований и ограничений по поводу сфер активности государства и целей регулирования.

Однако и в том, и другом случае остается либо впечатление бесконечности ряда функций государства (при множественности конкретных направлений и моделей регулирования), либо нереалистичности предлагаемых схем (в случае слишком оптимистичной оценки возможностей рыночного механизма).

Неудачи реформирования российской экономики на протяжении уже почти десятилетия также заставляют усомниться в правильности подхода к данной проблеме. О серьезных вопросах, остающихся нерешенными в теории и практике рыночной экономики, свидетельствуют и широкие дискуссии в зарубежной литературе, сопровождавшие появление доклада Всемирного банка «Государство в меняющемся мире».

Изменяется набор требований к государству, предлагаются различные инструменты регулирования, но редко ставится вопрос о том, каким закономерностям подчинено функционирование как собственно экономики, так и ее взаимоотношений с государством как особой общественной подсистемой.

С другой стороны, в области естественных наук уже несколько десятилетий успешно изучаются и используются в прикладных исследованиях закономерности эволюции сложных систем самой различной природы. Лежащие в основе этой эволюции механизмы самоорганизации исследуются не только применительно к гомеостатическим состояниям, когда функционирование отрицательных обратных связей стремится вернуть систему к равновесию, но и применительно к более сложным ситуациям, когда система стремительно уходит от равновесия (в этом случае работают положительные обратные связи). Это неравновесное, неустойчивое состояние системы, испытывающей воздействие множества внешних факторов, может резко измениться: достигая определенной критической точки, система начинает обретать новую структуру, поведение элементов становится согласованным, они начинают работать в едином ритме, заданном новыми параметрами функционирования системы. Это динамическое равновесие сохраняется до следующего периода нарастания неустойчивости системы, когда она перестает эффективно выполнять свои функции и требует реконструкции.

Уровень познания окружающего мира, достигнутый к настоящему времени, пока не позволяет предусмотреть все возможные варианты развития системы в период обострения ее неустойчивости. Многие потенциальные свойства системы актуализируются лишь при стечении определенных обстоятельств, часто представляющихся случайными или неизвестными наблюдателю. Но именно в таких условиях и приходится осуществлять выбор дальнейшего направления движения управляющему субъекту в социальных системах.

Самоорганизация в социальных системах вовсе не тождественна отсутствию регулирования. Хаотичность процессов, появляющаяся в экономике при свертывании регулирующего воздействия государства (что ассоциируется с рыночным механизмом), не является гарантом выхода экономики на оптимальную структуру.

Все социальные процессы, в том числе и экономические, протекают в определенной институциональной среде, создаваемой людьми. Каждая общественная подсистема, функционирующая в этой среде, выполняет свою функцию, поддерживая жизнеспособность всего общественного организма. Процессы переструктурирования, обновления протекают во всех частях системы, встраиваясь в единый ритм, сохраняя взаимную согласованность. В то же время нарушение поведения какой-то из подсистем, несоответствие параметров ее движения более общим параметрам порядка всей системы может привести к негативным последствиям вплоть до разрушения системы в целом, если механизмы адаптации не в состоянии погасить возникающие отклонения.

Применительно к экономике государство, выполняя определенные регулирующие функции, обеспечивает согласованность работы экономической и других подсистем общества, не допуская, чтобы возникающие противоречия привели к разрушению всей системы. С другой стороны, ряд функций государства направлен на работу собственно экономических механизмов — на согласование действий различных секторов экономики и, соответственно, координацию различных направлений экономической политики — то есть на поддержание экономики в таком состоянии, когда она способна эффективно выполнять свои функции в обществе.

Значительная степень спонтанности процессов в рыночной экономике обусловливает необходимость поиска оптимального соотношения прямых и косвенных методов воздействия на экономические процессы, количественных пропорций между частным и государственным секторами экономики, поиск оптимальной доли средств, перераспределяемых через бюджеты разных уровней и т.д.

Знание того, как ведут себя сложные открытые нелинейные системы на разных этапах своей эволюции — в периоды относительной устойчивого развития и в периоды обострения неустойчивости, когда происходит выбор дальнейшей траектории движения — может оказать существенную помощь в выработке конкретных стратегий государственного регулирования экономики. Множество факторов, способных повлиять на поведение экономической системы (причем не только внутренних, на которых акцентировала внимание, например, марксистская экономическая теория, но и внешних по отношению к экономике); поливариантность развития, предполагающая наличие множества путей движения в пределах поля возможностей системы (а значит — не единственность курсов экономической политики, причем именно в момент сильно неравновесного состояния, поскольку в устойчивом состоянии система более детерминирована существующим курсом макрорегулирования); возможность с помощью воздействия на резонансные точки системы вызывать резкое ускорение процессов самоструктурирования, что также характерно для неустойчивых состояний системы, — все эти и другие особенности сложных систем, переживающих момент неустойчивости развития, заставляют переосмыслить ситуацию, сложившуюся, в частности, в российской экономике, и выявить возможные пути выхода из затянувшегося переходного периода.

Лекция №3.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: