Уголовное право в английской правовой системе представлено большим количеством консолидированных нормативных актов. Примечательно, что они включают в себя нормы как уголовного материального, так и уголовно-процессуального права. Как и в гражданском, в современном английском уголовном праве преобладают статуты (законы), которыми регулируется эта отрасль. В Великобритании неоднократно предпринимались попытки принятия Уголовного кодекса, которые до сих пор не увенчались успехом в силу значительного «юридического традиционализма» законодателей.
Среди действующих уголовных законов основную часть составляют акты, принятые в ходе реформы уголовного права 1960– 80-х гг. и после нее, хотя имеются и более ранние нормы (старейший из действующих нормативных актов – уже упоминавшийся Закон о государственной измене 1351 г.). Законодательство в области уголовного права в соответствии с нормами общего права охватывает почти все основные институты Общей части, исключая определение конкретных форм виновности и критериев невменяемости, сформулированных в судебных прецедентах. Консолидированные статуты, таким образом, вполне эффективно заменяют в Англии Уголовный кодекс.
|
|
Основными из них являются:
Закон об уголовном праве 1967 года по-новому классифицировал преступные деяния.
Закон о компетенции уголовных судов 1973 г. регламентировал вопросы назначения наказания.
Закон об исправлении правонарушителей 1974 г. изложил проблемы целей и применения наказаний.
Консолидированный Закон об уголовном праве 1977 г. определил ответственность за сговор и некоторые другие вопросы Общей части.
Закон о преступном покушении 1981 г. изменил порядок привлечения к ответственности за преступную предварительную деятельность.
Закон об уголовной юстиции 1982 г. регламентировал общий порядок осуществления правосудия по уголовным делам.
Закон о наказаниях за преступления 1997 г. усилил уголовную ответственность за совершение особо тяжких преступлений.
После реформы уголовного права 1965 г. в Англии утратила популярность старая классификация преступных деяний на фелонии (тяжкие) и мисдиминоры (менее тяжкие). Все преступления в Англии согласно Закону об уголовном праве 1967 г. в настоящее время классифицируются по новым критериям.
Следует учесть, что даже в настоящее время в Великобритании не выработано общее определение преступления. По последним данным, общее количество составов преступлений насчитывает там более 7 тысяч. Ответственность за совершение конкретных преступлений определяется в ряде статутов, в числе которых: Закон о преступлениях против личности 1861 года; Закон об убийстве 1957 года; Закон о преступном причинении ущерба имуществу 1971 года; Закон о расовых отношениях 1976 года; Закон о похищении детей 1984 года; наконец, Закон о государственной измене 1351 года, действующий до сих пор. Поэтому, хотя в Великобритании с 1970 года смертная казнь отменена, но теоретически она может быть применена за государственную измену (а также за пиратство и поджог королевских доков).
|
|
Первый (процессуальный) критерий – это подразделение преступлений на арестные и неарестные. Так, неарестные – это менее тяжкие уголовные преступления (бывшие мисдиминоры). Арестными же являются преступления, за совершение которых назначается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. Это тяжкие преступления (убийство, государственная измена, терроризм), транспортные преступления, повлекшие смерть человека, а также все другие преступления, совершение которых привело (должно было привести) к ущербу для государства, публичного порядка и отправления правосудия; любое преступление, содержащее угрозу наступления тяжких последствий. Арест по таким преступлениям допускается без приказа судьи (ст. 116 Закона о полиции и доказательствах по уголовным делам 1994 г.).
Второй (подсудность дела) критерий классификации преступлений – суммарные преступления и преступления, преследуемые по обвинительному акту. Суммарные преступления – это те, дела о которых рассматриваются магистратскими судами в упрощенном порядке (менее тяжкие преступные посягательства). В современном уголовном праве Англии существует широкая возможность использования суммарного производства, которое к тому же часто осуществляется заочно. Что же касается преступлений, преследуемых по обвинительному акту, то они разбираются в Суде короны с участием присяжных заседателей и соответственно относятся к тяжким (особо тяжким) преступлениям. Отдельно выделяются деяния «смешанной юрисдикции» (гибридные), которые могут преследоваться в любом из названных судов.
Важное место в XX веке в английской судебной системе и в уголовном процессе по-прежнему занимает суд присяжных. Реформой судов 1971 года была предпринята попытка централизовать подбор присяжных, который осуществляется теперь не шерифами, как это было раньше, а чиновниками, назначенными лорд-канцлером. С 1972 года в отношении присяжных заседателей отменен имущественный и снижен возрастной цензы (все указанные изменения были консолидированы Законом 1974 года о присяжных). Однако в общем, количестве судебных дел роль суда присяжных в уголовном процессе Англии в последние десятилетия снижается за счет расширения числа дел, рассматриваемых судьями единолично – в так называемом суммарном порядке.
Прецедентами также регулируется английская уголовно-правовая отрасль, хотя в настоящее время судья не может создать прецедентом новый состав преступления или установить ответственность за него. Делегированное законодательство в отдельных случаях также может служить источником уголовного права Англии.
Общие тенденции в развитии уголовного права Великобритании – это гуманизация и оптимизация наказания. Наказания, в основном, выступают в форме штрафов или лишения свободы (от 1 года до пожизненного заключения). Кроме того, в современном уголовном праве Англии существует широкая возможность использования суммарного производства, которое к тому же часто осуществляется заочно.
Особенностью английского уголовно-процессуального права является то, что процессуальная сторона деятельности английских судов характеризуется отсутствием завершенной и целостной законодательной базы. Законодательство по процессу в европейском понимании здесь просто отсутствует, так как все процессуальные и процедурные вопросы деятельности судов и других участников процесса регламентируются нормами прецедентного права и актами делегированного законодательства, издаваемыми Верховным судом.