Основные приемы изучения фактического материала

Прежде всего, необходимо разобраться с понятием «факт». В истории факт рассматривается как некоторый имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации. Инструменты познания истории – это обобщение и систематизация фактов.

Название приема

Исторические

факты,

излагаемые

приемом

Действия, входящие в состав приема Средства обучения, используе­мые в сочета­нии с прие­мом Роль приема в организа­ции познава­тельной деятельности и формиро­вании исторических знаний

Приемы по­вествования

1. Сюжетное повествова­ние

Главные фак­ты. Неповто­римые собы­тия политиче­ской жизни общества; во­енные сраже­ния, события военных дей­ствий

Все приемы повествова­ния передают развитие еди­ничных собы­тий или ти­пичных явле­ний во време­ни и про­странстве. Воссоздают живой, дина­мично разви­вающийся об­раз событий. Изложение ведется по сюжетной ли­нии Учебные со­бытийные картины, ап­пликации, схемы Создает исто­рическое представле­ние о собы­тии, активи­зирует вни­мание, вызы­вает интерес, эмоциональ­ное сопере­живание, раз­вивает вооб­ражение

2. Образное повествова­ние

Главные факты урока. Типич­ные явления и процессы эко­номической жизни обще­ства; культур­ные явления

В образной форме вос­создает раз­витие типич­ного истори­ческого явле­ния в услови­ях определен­ного времени. Привлекают­ся характер­ные эпизоды, яркие детали Типологичес­кие картины, аппликации, пиктограммы, например Создает ис­торическое представле­ние об изучае­мом явлении, которое слу­жит основой для выявле­ния его суще­ственных черт. Развивает воссоздаю­щее вообра­жение и мыш­ление

3. Конспек­тивное пове­ствование

Неглавные факты урока. События по­литической жизни; воен­ные сражения

Краткая, ли­шенная об­разности ин­формация о развитии ис­торического Исторические карты, схемы, графики Помогает по­нять процесс развития. Развивает ло­гическую па­мять

4. Простое ин­формативное сообщение

Неглавные факты урока, например, пе­речисление мест и дат событий

Перечисле­ние фактов, дат, имен, географичес­ких мест, взаимосвя­занных друг с другом и с главным фак­том урока

Исторические карты, кален­дари событий В соответст­вии с главны­ми фактами содействует созданию це­лостных кар­тин изучае­мых явлений и событий об­щественной жизни. Разви­вает память

Приемы опи­сания

5. Картинное описание

Главные фак­ты урока: ти­пичные явле­ния экономи­ческой, социально-политической и культурной жизни обще­ства. Природ­ные условия стран и мест, где происхо­дили события, излагаемые как главные факты урока

Описания, образно вос­создавая факт, не пока­зывают его развитие. Воссоздание образа отно­сительно ста­тичного исто­рического факта с соб­людением единства вре­мени, места и действия

Документаль­ные фотогра­фии местно­сти. Монумен­тальные па­мятники и па­мятные места Реконструк­ции истори­ческих памят­ников. Изо­бражения ис­торических объектов. Ло­кальные схе­мы. Докумен­ты, беллетри­стика Создает отно­сительно ста­тичные исто­рические представления (основа фор­мирования по­нятий и знания теоретических выводов). Ак­тивизирует внимание и мышление. Вызывает эмо­циональное сопережива­ние. Развивает воссоздающее воображение
6. Аналитиче­ское описа­ние

Главные фак­ты урока. Объ­екты матери­альной культу­ры: орудия труда, ору­жие, памятни­ки архитекту­ры. Устройст­во аппарата гос. власти

Описание со­ставных час­тей, деталей историческо­го объекта, их взаимодейст­вия и назна­чения

Документаль­ные изобра­жения объек­тов матери­альной культу­ры (фото, ри­сунки). Маке­ты, модели, муляжи. Схе­мы, чертежи, изображаю­щие устройст­во предметов Создает дета­лизированные истори­ческие пред­ставления. Активизирует внимание, вы­зывает инте­рес к теме. Содействует осмыслению изучаемого, развитию ис­торического воображения
7. Портретное описание

Главные фак­ты урока. Вы­дающиеся ис­торические личности

С помощью фактов о дей­ствиях лич­ности, ее вы­сказываний, портретного изображения, биографичес­ких сведений создается об­раз истори­ческого дея­теля

Портреты, фотографии исторических деятелей. До­кументы. Опи­сания исто­рических дея­телей из худо­жественной и научно-попу­лярной лите­ратуры. Кари­катуры. Учеб­ные памятки Создает жи­вые представ­ления о исто­рических дея­телях
                 

 

Типологические планы в обучении истории: виды, методическое построение, приемы применения.

Составление плана - неотъемлемая часть создания устного или письменного текста, его понимания. Умение составлять план – это качество человека, владеющего речью, это актуальное и необходимое умение.

А) Простой

Начинать работу в данном направлении рекомендуем с простого плана. Порядок работы над простым планом известен обучающимся еще из начальной школы. Умения составлять простой план мы развиваем в основной школе, работая с историческими текстами, различных типов: описательным, повествовательным, объяснительным. При этом, сначала используем более простой вариант плана - в виде вопросительных предложений, а затем переходим к предложениям повествовательным. Работая над составлением простого плана, мы совершенствуем умения школьников выделять в тексте главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно, соблюдая внутренние связи и отношения между его компонентами, воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу.

Б) Развернутый

Уже в 6-7 классах переходим к обучению школьников составлять сложный план. Он отличается более сложной структурой и несет дополнительную функцию- научить школьников не только выделять и кратко формулировать основные идеи источника, но и находить в нем положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли. Работа над развернутым планом тоже начинается с чтения, (прослушивания) и осмысления текста целиком, расчленения его на законченные по смыслу части и их оглавление. При повторном чтении школьники анализируют содержание каждой части, выделяют и в виде подпунктов выписывают необходимые сведения. Проверяя работу, важно убедиться, что названия пунктов и подпунктов не дублируют друг друга, последних достаточно для аргументации основных положений, а в целом содержание плана не искажает и не сужает информацию и логику источника. Порядок действий при выполнении нового приема закрепляется в памятке, «Учись составлять развернутый план», которую учитель отрабатывает с обучающимися:

1.Прочти текст, вдумайся в него, разбей его на законченные части (выделение микротем).

2. Каждую часть озаглавь по ведущей мысли. Это основные пункты плана. Пронумеруй их римскими цифрами.

3. В каждой части выдели несколько положений, уточняющих главное. Озаглавь их и обозначь подпункты арабскими цифрами.

4. Проверь правильность своей работы.

В) Типовой

Еще одним видом планов, которые могут эффективно использоваться в процессе изучения истории и обществознания является стереотипный план. Стереотипный план - это рассмотрение однородных исторических, обществоведческих фактов с целью выявления их единичных, особенных и общих признаков. Этот прием вводится в средних классах, когда у школьников накапливается достаточный для обобщения запас фактографических знаний об аналогичных исторических событиях, явлениях и процессах (народных восстаниях, завоевательных и освободительных войнах, образовании государств, развитии ремесла и т.п.) и практический опыт составления простых и развернутых планов. Используя стереотипный план, школьники получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, сформировать целостное представление о прошлом, выявить закономерности исторического развития общества и оценить уникальность каждого отдельного факта истории. Работа над стереотипным планом проходит в два этапа. На первом учитель сначала предлагает учащимся план в готовом виде, а потом вместе с учениками составляют простой информативный план, определяющий порядок изучения однородных фактов. На втором этапе в тексте ученики находят конкретные факты, поясняющие каждый пункт стереотипного плана и раскрывающие особенности уже конкретных, единичных исторических событий. Они заносятся в план в виде подпунктов, придавая ему форму развернутого плана.

Г) Картинный

Интересным видом плана является картинный план. Он представляет собой воспроизведение внешних деталей/эпизодов главного исторического или какого-либо факта в кратких, но образных формулировках с целью сохранения его уникального эмоционально окрашенного образа. По форме картинный план может быть простым и сложным, но работа над ним возможна по яркому, красочному с множеством художественных деталей тексту.

Работа с планом весьма разнообразна. При проверке знаний учащихся, например, учитель записывает на доске пункты плана параграфа, а ученики находят соответствующие части текста. Сначала каждый составляет свой план, потом все вместе — общий план параграфа. По плану учителя ученики готовят сообщение на основе одного или нескольких параграфов.

В старших классах ученики получают задание составить сложный план нескольких параграфов, темы или раздела. В план вносят основные понятия, идеи, факты и события. Такая работа позволяет осмыслить логическую структуру учебника, увидеть перспективы изучения материала.

При изучении нового материала ученики, например, сами дают заголовок параграфу (отдельным пунктам плана), анализируя текст учебника.Или же ученикам предлагается проанализировать заголовок и, выделив ключевые слова, определить порядок изучения темы урока. Также план можно составлять под руководством учителя. В начале обучения составлению плана возможно использование первых двух форм. Вопросительные и повествовательные формы пунктов плана помогают сосредоточить внимание учеников на главном в тексте, но они не обобщают главного.

Поэтому в дальнейшем целесообразно требовать от учеников составлять план из назывных, обобщающих и конкретизирующих содержание предложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: