Психологические особенности восприятия истории младшими школьниками. Психологические особенности восприятия истории старшеклассниками

Психологические особенности восприятия истории учащимися разных возрастов оцениваются по разным критериям.

I. Познавательная активность. В зависимости от возраста, выделяются несколько стадий познавательной активности у детей:

1. Приобретение знаний и умений: от любознательности переход к целенаправленному получению информации. Ребенок проявляет интерес к конкретным действиям. Возраст: начальная школа.

2. Изучение свойств предметов и явлений, понимание связей между ними. Возраст: 5-8 классы. На конец этого периода приходится кризис подросткового возраста, потому третий уровень наступает далеко не у всех.

3. Самостоятельная познавательная активность, ориентация на дополнительные источники, причинно-следственные связи, механизмы окружающих явлений, событий и себя самого. Возраст: Старший школьный.

 

II. Психические особенности возрастов:

Младшая школа:

- трудности восприятия времени и карты.

Средняя школа:

- трудности восприятия времени и карты остаются;

- гиперболизация;

- переход от образного мышления к логическому.

Ближе к старшей школе:

- формирования причинно-следственных связей. Причины должны быть связаны с последствиями.

Старшая школа:

- можно заниматься актуализацией личного опыта.

 

Также на восприятие истории влияет не только возраст учащихся, но и их индивидуальные особенности:

1. Восприятие – осмысленный и означенный синтез ощущений, получающихся от целостного предмета. Идет через зрительный и слуховой каналы. Типы восприятия:

- Аналитический тип – обращается внимание на детали

- Синтетический тип – на картинки

- Эмоциональный тип – воспринимается не текст, но атмосфера.

Задача учителя – сформировать аналитическо-синтетический тип восприятия.

2. Мышление – преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Типы мышления:

- Наглядно-действенный – картинки и алгоритм.

- Наглядно-образный – образы

- Теоретически-образный – теория преподносится через образы.

- Теоретически-понятийный – развивается в ходе познавательной активности учащихся.

Способы мышления:

- Критический

- Творческий

3. Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов на основе прошлых восприятий и знаний.

3 типа:

- Репродуктивное – воссоздает старые образы

- Творческое – вносит новые образы.

- Фантастическое – создает совсем новые картины.

Или

- Вербальное – символы

- Невербальное – системы знаков.

4. Память – психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Бывает: кратковременная, долговременная и оперативная,

А также: зрительная, слуховая и механическая.

Разнообразие психических особенностей познавательных интересов, наклонностей в обязательном порядке должны рассматриваться учителем.

Характеристика познавательных возможностей учащихся основной школы в обучении истории.

Познавательные возможности учащихся (ПВУ) - достигнутые на данный момент уровень физиологических, психологических и моральных качеств ученика, которые обеспечивают определенный результат во владении учебным предметом. Есть зоны ближайшего развития ученика. ПВ – это и уровень исторических знаний, степень развития его исторического мышления, уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти/, речи, восприятия, эмоций, чувств, воли, степень интереса ученика к истории, мотивации овладения учебными предметами. Мотивация – ученик может не любить историю, но он знает, что ее нужно сдавать в вузе. Все перечисленные компоненты очень мобильны, они могут измениться в течении четверти. К ним нужно подходить комплексно. Это породило новый термин – обучаемость.

Обучаемость – это способность экономно (по затрате времени и сил) взять из истории максимум образовательно-воспитательных ценностей. В этом термине показано, как при минимальных затратах ученик быстро осваивает ту или иную тему.

3 уровня обучаемости:

- слабая (ученики недостаточно подготовлены, не владеют и не применяют знания, мешают учителю работать);

- средняя (ученики, которые имеют удовлетворительные знания по истории, но сегодня им нравиться, завтра нет);

- сильная (небольшой процент – хорошо подготовлены, интерес к истории устойчив).

Нужно учитывать все уровни – давать задания разного познавательного уровня, все должно быть разнообразным.

 

Мотивация обучения истории. Мотивы есть у всех – субъективное отношение школьника к учению, в основе которого лежит его личная цель. Все мотивы делятся на познавательные и социальные.

Познавательные:

1) широкие познавательные мотивы;

2) самообразование;

3) процессуальные (интересен сам процесс занятия историей).

Социальные:

1) мне нужен аттестат;

2) позиционно-оценочный: мне нужно 5, а не 2, иначе мне мозг вынесут;

3) мотив сотрудничества – очень хорошо общаться с девочкой, которая сидит на первой парте.

Почему историю не любят? Страх, обида, неудовлетворенность, устойчивая неуверенность, скука, низкий уровень притязаний (ничего нам не надо), очень трудно учиться.

Положительная мотивация – всегда интересно, учитель настроен оптимистично, нравиться история, что изучаем культуру, никогда на уроке не унизят, не обидят, никогда ему никакую едкость кажут, от которой он будет обижаться, а потом делать из этого проблему,

Интерес – положительная потребность – хочу на урок истории. 2 типа – ситуативный (вот сегодня хочу заниматься, а завтра нет), и устойчивый (интересно из урока в урок).

 

Определение уровня развития познавательных способностей школьников к изучению истории. Познавательные задания как средство диагностики и развития познавательных возможностей учащихся в обучении истории.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Необходимо считаться с индивидуальными способностями ребёнка.

Учитель в первые недели изучения истории с помощью бесед, индивидуальных заданий, разговоров с родителями, тестирований выявляет способности каждого обучающегося (к истории, обществознанию, гуманитарным наукам вообще; способности мыслить и т.д.).

Как определить познавательные возможности ребёнка?

1. Внимание. Тест на концентрацию внимания – описание объекта. Даются гравюры и картины, и спрашиваем, сколько каких было. Как эти тесты повлияют на работу? Темп урока (сколько времени на картинку посмотреть), объем информации (отбор материала), разнообразие приемов (при плохой переключаемости нельзя много наглядности, в подвижном классе все дается поверхностно и быстро, а в спокойном классе фиксируем по времени).

2. Восприятие. Прочитать текс, а потом спросить про него. Кто-то будет вдаваться в мелкие подробности, а кто-то общее и главное. Это дает возможность развивать противоположное.

3. Воображение. Задание: Даем 10 кружочков на листе. Надо подписать максимальное количество объектов – нарисовать круглую монет, круглую маску, круглый амфитеатр, круг колесницы.

Познавательное задание – это определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов – мышления, воображения, памяти, внимания и т.д. Традиционно их делят на образные, логические и оценочные:

Образное задание – это такое, которое помогает учащимся воссоздать историческое прошлое в образах и оперировать ими. Пример: Составить исторический портрет видного деятеля той или иной эпохи.

В каждом конкретном случае общие требования к образным заданиям дополняются более точными, вытекающими из своеобразия темы и формы задания.

Интеллектуальные или логические задания направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстрактно – логического мышления. Пример: «Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится от великого числа продавцов и от вольного умножения товара». Определите кому: Петру I или Екатерине II, принадлежат эти слова. Свой ответ обоснуйте.

Оценочные задания побуждают учеников высказывать свои ценностные суждения, личностное отношение к изучаемому. В современной системе заданий оценочные задания играют значимую роль. Пример: прочитав материалы о судьбе американских безработных по их собственным задачам, учащиеся должны ответить на вопрос: «почему в указанный период значительно возрос процент самоубийств среди мужчин 25-40 лет?»

Познавательные задания, с одной стороны, диагностируют психологические особенности, а с другой – развивают, совершенствуют их, помогают добиваться до конца учебного года заметных сдвигов в развитии своих способностей учеником.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: