Характеристика возрастных особенностей школьников. (5-11 классы). Методика преподавания истории с учетом возраста учащихся. Примеры

В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10—11 до 14—15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека — «чувство взрослости». Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости, сенситивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. В среднем звене (подростки) на учебную деятельность оказывает влияние формирование нового типа мышления (дивергентного) или способности решать задачи и проблемы различными в рамках степени правильными способами. Дивергентное мышление обуславливает более творческий характер учебной деятельности и формирование индивидуальных интересов и предпочтений.

Его главная ценность — система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».

Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности — ее предметом, средствами, способами решения учебных задач.

 

Старшеклассник (период ранней юности с 14—15 до 17 лет) как субъект учебной деятельности — это человек, сделавший выбор (или подчинившийся выбору референтного для него окружения) продолжить учение. Именно это определяет его специфику как субъекта. Самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается с стремлением к автономии, правом быть самим собой. Большое значение в этом возрасте имеют дружба, доверительные отношения. В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, как врач, педагог, исследователь, но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность — средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат. Основным предметом учебной деятельности старшеклассника является структурная организация, комплексирование, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника. У старшеклассника складывается особая форма учебной деятельности. Она включает элементы анализа, исследования в общем контексте некоторой уже осознанной либо осознаваемой как необходимость профессиональной направленности, личностного самоопределения. Важнейшее психологическое новообразование данного возраста — умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника. Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника. Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентации, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания. Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно- профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду.

Методика преподавания истории с учетом возраста учащихся. Кризис одиннадцати-двенадцати лет разделяет эпохи детства и подростничества. Помыслы младшего подростка связаны уже не с учебной деятельностью, а с интимно-личным общением. Заметим, что в этот момент в российской системе обучения происходит смена классного руководителя и появляются учителя-предметники. Но изменяются ли формы взаимодействия? По-прежнему преобладает фронтальное обучение, да и способы остаются теми же. А потребности у подростков уже совсем другие, и возможностей стало значительно больше.
Каких трудов учителю стоит прекратить разговоры в классе. И даже если ему это удалось, то вскоре ребята уже перекидываются записками, а в современных условиях – эсэмэсками. Потребность в общении со сверстниками – одна из ведущих в этом возрасте, что заметно любому заглянувшему в класс, если учитель вышел на минутку.

Между тем нужно лишь обратиться к естественным интересам ребят, не идти против течения, а поймать соответствующую волну, настроиться. Если они хотят общаться, то можно просто организовать для этого пространство, предоставить материал, задать тему, устроить обсуждение в группах и парах. Уже давно подмечено, что выражать свои мысли перед большой аудиторией, даже если это твой класс, может быть небезопасно, а если это группа из трех–пяти человек, то доверительность возрастает, уходит тревога, связанная с публичностью, и у каждого появляется шанс высказать свое мнение.

Еще один вид организации познавательной деятельности такие, как коллективные задания. Когда подгруппой из трех человек, а иногда парой делается совместный проект. Желательно, чтобы пары не просто назначались учителем, а выбирались детьми самостоятельно по желанию. При подборе задания тоже важно учитывать их возможности.

Следуя опять же за интересом подростков, учитывая их насущную необходимость взаимодействовать со сверстниками, мы можем обучить их навыкам такого взаимодействия. Как правило, это называют коммуникативными навыками. Обычно в групповой работе ребята сразу же сталкиваются с тем, что далеко не все умеют вести диалог, особенно по острым спорным вопросам. Потребность в обладании этими навыками рождается из практики, из реально возникающих при обсуждении проблем. Вот здесь и появляется мотивация, которую важно не пропустить.

Разумно подобранные, с учетом возраста, уровня знаний и способностей учеников, учебно-исследовательские задания вызывают интерес у школьников и являются хорошим стимулом для мотивации изучения соответствующего предмета.

Весьма успешно эта задача реализуется на уроках-исследованиях. Это могут быть уроки закрепления знаний по определённой тематике, уроки изучения нового материала или уроки решения задач.

При разработке и проведении уроков-исследований учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития учащихся. Структура и содержание таких уроков в 7-8 классах должны отличаться от уроков в 9-11 классах.

Имеющийся у школьников уровень владения исследовательскими процедурами весьма различается. Поэтому на начальном этапе изучения истории и обществознания можно проводить уроки-исследования на «нулевом» уровне, когда учащиеся работают по готовой инструкции, в которой прописана цель и порядок выполнения работы. Работа учеников носит репродуктивный характер. Более того, они зачастую на опыте определяют значение физической величины, которое им уже известно. Именно на нулевом уровне исследования работают учащиеся, выполняя традиционные работы. Далее, когда пройден «нулевой» уровень можно предложить иной уровень урока-исследования, где учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, принимают цель исследования, знакомятся с гипотезой, выполняют работу по готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты.

В 8 классе уже можно изменить немного уровень организации таких уроков и предложить учащимся познакомиться с поставленной проблемой, принимать цель и самим спланировать работу и объяснить полученные результаты. Например, при проведении урока «Смутное время» в 8 классе учитель может сам рассказать о этом событии о основных исторических личностях. Но когда в результате самостоятельно, а точнее при помощи учителя обучающиеся сами получают эти знания тогда они самостоятельно уже могут объяснить причину этого события и сделать соответствующие выводы.

В возрасте 14-15 лет развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – способность к абстрактному мышлению. Школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Организация учебной деятельности должна обеспечить ее направление на формирование теоретического дискурсивного (рассуждающего) мышления; мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому.

Поэтому в старших классах уроки-исследования можно проводить на более высоком уровне, где учащиеся знакомятся с проблемой, сами формулируют цель и выдвигают гипотезу, планируют или, учащиеся сами обнаруживают проблему, формулируют цель исследования, предполагают возможные результаты. Здесь им принадлежит ведущая роль в выборе способов работы с изучаемым материалом. Важно, чтобы учащиеся в своих исследованиях проходили все стадии, которые характерны для «взрослых» исследований: осознание проблемы, определение цели исследования, формулировка гипотезы. Такой поуровневый подход к подготовке и проведению уроков-исследований дает возможность прохождения учениками указанных стадий познавательной деятельности, формирует исследовательский стиль мышления и соответствующие умения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: