Умение – подготовленность к сознательным и точным действиям, умственным и практическим, а также способность ученика последовательно применять всю совокупность учебных и умственных действий при изучении нового, отличающегося от ранее изученного материала или при решении незнакомых познавательных вопросов и заданий.
По Студеникину, под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По его понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.
При обучении истории, согласно Студеникину, школьники должны уметь:
1) воссоздавать исторические образы;
2) выполнять логические операции, осмысливая теоретический материал, анализировать источники исторических знаний;
3) грамотно излагать свои мысли;
4) работать с картографическим материалом;
5) давать оценку историческим явлениям;
6) хронологические умения.
Подробный перечень умений, которыми должен обладать выпускник школы после окончания изучения школьных курсов истории в старших классах, содержится в государственном стандарте среднего (полного) образования 2004 г.:
|
|
* проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
* осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
* классифицировать исторические источники по типу информации;
* использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
* различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
* использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
* систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
* формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
* участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
|
|
* представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
Методика формирования умений при обучении истории включает в себя четыре этапа. Вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема, необходимого, например, для составления сравнительной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, ученики начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно самостоятельность их увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием. После этого обучающиеся могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, у них вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником. Основной признак владения тем или иным умением — это способность ученика применять как материализованные, так и умственные действия, составляющие прием, в новой учебной ситуации на новом материале и во время решения незнакомых познавательных задач. Умение нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает способность ученика самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале. Ученики овладевают умениями воссоздавать образы людей, анализировать исторические факты, сравнивать события и 2 явления, находить объективные связи между фактами. Самый надежный и традиционно проверенный способ развития умений — это система познавательных задач и заданий. Познавательное задание - это определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов — мышления, воображения, памяти, внимания и т.д.