Историческое образование в 19 веке

Рассматриваемый период — время становления организационных форм функционирования исторической науки и ее внутренней специализации.

В начале XIX века, после войны 1812 года и восстания декабристов, изучение курса истории в училищах и гимназиях было сокращено с 4-х лет на 2 года в старших классах, в младших же классах историю и вовсе отменили. В учебниках по истории сократили материал, касающийся светской истории, за счет увеличения информации об истории христианской церкви, наполнили фактологической информацией о жизни монархов, святых, полководцев, чтобы показать незыблемость царской власти, поддерживаемой народом и церковью. Все учебники того времени содержали в себе повествование о различных исторических событиях с обязательным акцентом на идеи национального самосознания и патриотизма, но основывались на охранительно-монархической концепции, писались в стиле нравоучений. В 1864 году проводится реформа народного образования, следствием которой стало возникновение начальных народных школ, в которых проходило обучение по ряду общеобразовательных предметов, в том числе и истории. В народных школах было разрешено пользоваться только официально утвержденными Министерством учебниками, была составлена программа по истории, содержавшая в себе набор фактов, обязательных к изучению, историю христианства и «рассказы» о жизни царей. В конце XIX — начале XX века историческое образование стало стремительно развиваться. Историю было решено преподавать во всех классах за счет расширения курса Отечественной истории. Всё чаще стали подниматься и обсуждаться вопросы, касающиеся поиска новых концептуальных основ, методик преподавания, содержания учебных курсов. Уже в начале XX века педагоги ставили вопрос об изучении регионального компонента в курсе общей истории России, считая, что это способствует усвоению исторических событий страны в целом. По мнению Е. Е. Вяземского, «в дореволюционной России сложилась своеобразная система исторического образования, предполагавшая преемственность в изучении прошлого, целостность освещения исторического процесса» [9, с. 215]. Вместе с развитием школьного исторического образования находили свое применение и практики конструирования исторического прошлого в зависимости от политического курса страны и воздействия власти на структуру и содержание исторического знания. Таким образом, на XVIII-XIX века приходится зарождение истории как школьной дисциплины, появляются первые учебники, начинает формироваться методика преподавания этого предмета в школах. Регуляция процессов становления истории как школьной дисциплины, содержание учебников и инструкции для преподавателей — все это находилось в ведомстве государственной власти и практики исторической политики начали использоваться практически с самого зарождения дисциплины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: