Зарождение историко-методической работы

Считается, что преподавание истории впервые началось в двух частных учебных заведениях: Московская гимназия пастора Глюка, открылась в 1705 году; Школа, действовала в СПб, в 1721 году открылась.

В Московской гимназии занимались по желанию дети бояр, служилых людей, купеческого люда. Они платили деньги за образование.

В школе Феофана Прокоповича был более либеральный состав, историю изучали люди всякого звания, но тоже за деньги.

Хотя первые частные школы открылись в XVII веке, но там история не преподавалась.

С 1726 года появилось государственное обучение истории. Оно проходило в академической гимназии при Академическом университете в Петербурге. Он был создан в 1724 году, в 1725 году он начал функционировать по постановлению, по которому создавалась трехчленная система: Академия наук, Академический университет, подчиненный Академии наук, и гимназия при университете.

Первым школьным учебником по русской истории считается произведение Ломоносова «Краткий летописец с родословием», 1760 год. Этот Летописец представлял собой краткий обзор русской истории от Рюрика до Петра I. Содержалась периодизация истории, перечислены важнейшие события и даты. Изложение исторического материала доводилось до времен правления Екатерины II.

В 1769 году появился новый учебник «Изображение Российской истории», автор Август Людвиг Шлецер. Это было 2 небольших книжки для иностранцев.

В последней четверти XVIII века количество учебной литературы начинает расти. Это было связано с реформой школьного образования, осуществленной Екатериной II. Появились новые книги. При Екатерине II была осуществлена важная реформа в 1768 году. Были созданы народные училища по всем губерниям. В них была введена классно-урочная система преподавания. Было введено использование доски.

В 1770е годы XVIII века отечественная история была отделена от всеобщей, правда всеобщая история рассматривалась в школах, как основная. Отечественная история преподавалась обычно в последнем классе, и служила завершением всеобщей истории.

Методика оставляла желать много лучшего. Уроки строились по принципу заучивания наизусть материала и повторения его на следующем уроке.

Методика обучения истории. Как независимая отрасль методика преподавания истории оформилась в последней трети XIX в. Сложилась за полтора века. Официально преподавание истории началось в Российской Федерации в эру Петра Великого (перв. четверть XVIII в.), Школы, где давались исторические знания, назывались разноязычными (6 языков). История была несамостоятельной дисциплиной, употреблялась как грамматика для зарубежного языка. В 1-й половине XIX века появлялись работы по методике. В 1840-45 годах появились работы по методике преподавания истории автор А. Язвинский. Он предлагал записывать важнейшие факты на листы бумаги разного цвета. Эти листы ученики должны были расчертить на 100 клеточек. Каждая клетка означала год, 100 клеточек – век. Игровая форма проведения урока.

В середине XIX века наиболее распространенным было краткое комментирование учителем текста учебника, не было раскрытия внутренних связей между фактами, не было документального материала, не применялись средства наглядности.

Октябрьская революция 1917 г. и последующая перестройка всех общественных отношений обусловили основные направления глобальной реформы системы образования в России. Законодательной основой этой реформы стал декрет ВЦИК от 16 декабря 1918 г., утвердивший «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР».

Решение теоретических вопросов методического построения школьного учебника истории стало одной из центральных тем в трудах историков-методистов конца XIX – начала ХХ вв., однако можно говорить лишь о складывании элементов теории школьного учебника; целостной теории еще не было создано в данный период;

В 20 веке появляются мысли о том, что история как наука разделилась уже давно на профессорскую и на школьную. Искусство преподавания истории должно быть оформлено в отдельную науку, прежде всего педагогического цикла, которое бы несла в своей основе не теоретические знания, а практические умения.

Педагоги этого периода видели самые разные методы ведения урока истории, одни пробовали выдвигать тезис о том, что дискуссия и беседа вот база для рождения образованного, духовно воспитанного человека. Другие придерживались системы реферирования и докладов, закладывая в этот метод принцип самостоятельности, умения выделять главное. Третьи полагали, что только работа с источником может дать истинное знание предмета, а отсюда и умения грамотно преподать материал. К этому времени появляется само понятие методики и распространяется в широком контексте.

 

Б.А. Влохопулов выпускает в 1914 году пособие под названием «Методика истории. «Курс 8 - го класса женских гимназий»», где придает особое значение одному из важнейших элементов в преподавание истории, это - домашняя подготовка учителя. Общая подготовка в университете оказывается недостаточной для преподавания истории, а тем более практические приемы для многих молодых учителей так и остаются неизвестными. В основу своей методики он вкладывает концентрический принцип, прежде всего исходя из того, что лишь при выборе материала приходится принимать во внимание, что может скорее заинтересовать учащихся.

С 1917 г. школьное историческое образование в России претерпевает коренные изменения. И прежняя методика преподавания, и старые учебники признаются непригодными для обучения подрастающего поколения. Вместо гражданской истории предлагается изучать историю труда и социологию. Исходя из этого, начинается проведение революционных преобразований в области исторического образования.

В советской школе 30-50-х гг. вводится также линейный (с 1934 г.) и частично-концентрический (с 1959 г.) принцип и структура исторического образования.. В 60-80-е гг. на первое место выдвигается цель развития активности и самостоятельности учащихся на уроках истории. Все больше внимания уделяется проблеме активизации познавательной деятельности учащихся, формированию у них приемов работы, умений, поднимается вопрос о развивающем обучении.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в 90-е гг. началось введение обязательного (основного) девятилетнего образования. Школа стала переходить с линейной на концентрическую структуру образования.

В 90-е гг. решили отказаться от традиционных для России программ и ввести по западному образцу Госстандарт, определяющий обязательный минимум исторического образования, количественные критерии оценки качества обучения. Во временном Госстандарте излагаются основные требования к историческому образованию учащихся в средней школе. В пояснительной записке определяются цели обучения истории в школе, объект изучения истории (прошлое человечества) и основные системные характеристики объекта (историческое время, пространство, движение).

 

Реформа 1786 года

Реформа 1786 г. Ф.И. Янкович де Мириево подготовил «Руководство учителям народных училищ» (133). В нем говорилось:
«Ученики должны ответствовать не «да» и не «нет», но полною
речью»... «Лучше, если они ответствуют исправно своими словами, нежели теми словами, какие находятся в книге; ибо из того
видеть можно, что они дело понимают». «При всех учениках, а
особливо больших, стараться учителя должны более об образовании и изощрении разума их, нежели о наполнении и упражнении памяти». И далее: «Учитель должен все слова выговаривать громко, плавно и ясно, глаза обращать всюду и ходить около всех учеников, дабы видеть, все ли прилежно его слушают и дело свое исправляют» (133, с. 20—21).

Особое место в преобразованиях России XVIII в. занимает
реформа 1786 г. по созданию народных училищ. В соответствии с Уставом народных училищ 1786 г. в школах вводится классно-урочная система преподавания, начинается использование доски
и мела. На специально образованную комиссию Екатерина II возложила обязанность «перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства». Комиссией был составлен план «Сочинения российской истории для народных училищ
в Российской империи», в котором настоятельно рекомендовалось
«всякое важное происшествие или дела описывать таким образом,
чтобы оно служило или в поощрение или в предосторожность
людям нынешних и будущих времен». Согласно уставу, учреждались два типа училищ – малые и главные, кроме них существовали приходские училища.

Малые училища принимали на два года обучения. Преподавалось письмо, нумерация, рисование, чистописание – то, что должен знать грамотный человек.

Главные училища подготавливали на протяжении пяти лет по гораздо более обширной, многопредметной программе – курсы естественно-научных дисциплин, языки, архитектура и другие искусства.

Таким образом сформировалась трехзвенная структура учебных заведений для городского сословия – приходские – малые – главные училища.

Для функционирования новой системы необходимы были учительские кадры, поэтому из главного училища впоследствии выделилась учительская семинария — центр по подготовке будущих педагогов.

Екатерина II планировала запуск проекта организации сельских школ и обеспечение минимальным образованием вне зависимости от сословия или пола. Тем не менее, крестьянство так и осталось не затронутым образовательной реформой. Опасалась ли императрица недовольства дворян, или же сочла казну неспособной вынести дополнительную нагрузку – остаётся неизвестным.

Этим указанием и руководствовался Ф.И. Янкович, когда писал свой учебник «Всемирная история, изданная для народных
училищ Российской империи» (132). В книге излагалась история
стран и народов. В предисловии содержались новаторские указания учителю о ведении урока: ученики попеременно читают по
частям учебное пособие, учитель объясняет прочитанное, заставляет учеников, если нужно, показывать на карте места событий,
походов, переселений народов или делать отметки в синхронистической таблице.

Ф.И. Янкович делил курс истории на основные части. В разделе описывались основные события с указанием конкретных лиц и исторических дат. Материал структурировался в виде схем, которые ученики заучивали и по ним отвечали урок.

Ф.И. Янкович требовал не дословного пересказа текста учебника, а изложения его своими словами, в определенной связи и с опорой на ландкарты — специально изданные настенные географические карты. При этом следовало придерживаться следующей
методики: «При изъяснении земель учитель показывает границы, реки и места оных, сказывая ученикам, какие ныне страны заключают те места, о которых в истории говорится, и проводит на карте мелом бывшие переселения народов из одной земли в другую».

Таким образом, в 70-е гг. XVIII в. отечественная история отделяется от всеобщей. Однако именно с всеобщей истории начиналось историческое образование и в последнем классе при повторении завершалось отечественной историей. Между курсами отсутствовала какая-либо связь.. Вместе с тем выделение русской
истории в специальный курс не привело к ее изъятию из курсов
всеобщей истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: