Предмет и задачи методики обучения истории.
Предмет и задачи методики обучения истории. «Методика» в переводе с древнегреческого — «способ познания», «путь исследования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методика обучения истории — это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Таким образом, методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.
Как отмечал выдающийся методист начала XX в. К.А. Иванов, важнейшие задачи методики — выявление, описание и оценка способов обучения, которые ведут к лучшей постановке данной науки как учебного предмета. Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать историю. Таким образом, предметом методики является педагогический процесс обучения — преподавание учителем и изучение учениками истории. Объектом же будут содержание, организация, формы и методы обучения.
|
|
Значение методики для студента, школьного учителя истории состоит в том, что она позволяет:
· выявить уровень знаний и умений по истории у учеников конкретного возраста;
· конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;
· ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность работы на разных этапах;
· отбирать содержание в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся;
· соотносить содержание обучения с применяемыми приемами и методами;
· разрабатывать тесты, логические задания и задачи, конспекты с опорными сигналами;
· применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;
· предвидеть и выявлять результаты обучения, вносить коррективы в педагогическую деятельность.
Основная задача методики - научить:
1) конкретизировать цели по классам, темам, урокам;
2) отбирать содержание в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся;
3) моделировать способы, формы и средства обучения с учётом содержания и познавательных возможностей. Программировать результаты обучения.
Одной из задач является раскрытие методических условий успешного решения единстве основных целей воспитания, образования и развития при обучении истории. Разрабатывая систему обучения истории, методика решает ряд практических вопросов: а) какие цели (намечаемые результаты) нужно и можно ставить перед обучением истории?; б) чему учить? (структура курса и отбор материала); в) какая учебная деятельность школьников необходима?; г) какие виды учебных пособий и какое их методическое построение способствует достижению оптимальных результатов в обучении?; д) как преподавать?; е) как учитывать результат обучения и использовать полученные сведения для его совершенствования?; ж) какие межкурсовые и межпредметные связи устанавливаются в обучении?
|
|
Обогатить и усовершенствовать память учащихся знанием основных исторических фактов — вот одна из важнейших задач обучения истории в школе.
Основные факторы обучения
Определение основных факторов процесса обучения является основной темой всего курса. Процесс обучения представлен пятью основными факторами:
1. Цели обучения истории - прогнозируемые результаты образования, воспитания и развития личности.
2. Содержание обучения – программа, система исторических знаний и умений учащихся.
3. Познавательные возможности учащихся - уровень исторических знаний и умений, развития мышления, воображения и других познавательных процессов мотивационно-
волевой и эмоциональной сфер.
4. Организация процесса обучения истории: формы, методы, приёмы и средства обучения - взаимодействие учителя и учащихся.
5. Результаты обучения истории - достигнутый уровень знаний и умений учащихся.
Цели обучения, исторические и социально обусловленные, определяют содержание школьного образования. В то же время они могут быть реализованы только на основе этого содержания, конкретизированы им и разработаны применительно к отдельным курсам и урокам истории. Поэтому связь между первым и вторым фактором обучения носит двусторонний характер.
Так же взаимосвязаны второй и третий факторы обучения истории: содержание исторического образования формируется с учетом возрастных познавательных возможностей школьников, в свою очередь, их развитие происходит в процессе усвоения этого содержания.
В совокупности три первых, исходных фактора процесса обучения истории определяют соотношение способов преподавания и учения, характер познавательной деятельности учеников. В частности, если в цели доминирует идея передачи учащимися знаний, умений и навыков, а в содержании учебного предмета их круг жестко очерчен, то в соотношении "деятельность учителя – деятельность ученика" ученик выступает объектом педагогического воздействия, а весь процесс обучения нацелен на методы и средства организации познавательной деятельности репродуктивного характера.
В зависимости от используемых в обучении форм, методических приемов и средств преподавания и учения более или менее успешно происходит развитие познавательных способностей учащихся, раскрытие и поощрение их индивидуальных склонностей и интересов.
Наконец, результаты обучения определяются взаимодействием четырех предыдущих факторов. Если учитель и ученики в процессе изучения истории пользовались не случайными приемами и средствами учебной работы, а выбирали их в соответствии с целями обучения и особенностями содержания учебного материала, согласованно с познавательными возможностями учащихся, то есть объективные основания полагать, что они достигнут высоких результатов.
Знание основных факторов и закономерностей процесса обучения помогает учителю видеть и моделировать его целостно, осознанно ставить цели конкретных уроков, определять их содержание, изучать познавательные возможности своих учащихся, подбирать эффективные формы и методы совместной работы, объективно оценивать ее результаты.