Методика преподавания истории в начале 20 века

Начало XX века в мире ознаменовалось резким ростом промышленности, экономики, приобрели некую динамичность социальные и глобальные процессы. Многие европейские державы вступили на новую ступень своего развития, и Российская империя не была исключением.

К этому времени в России происходит значительный рост интеллигенции, появление новых отраслей науки, все чаще можно было прочесть, в той или иной газете о научных разработках в области: математики, языкознания, химии и в том числе и в области исторической науки.

В этот период появляются мысли о том, что история как наука разделилась уже давно на профессорскую и на школьную.

Первым, кто предложил знакомить учащихся непосредственно с источниками, а потом - с учебником, был профессор М.М. Стасюлевич. В 1863 году он предложил метод, получивший в дальнейшем название «реального», основанный на самостоятельном, активном изучении исторических документов. С этой целью он издал специальную хрестоматию по истории средних веков. По его глубокому убеждению, «кто прочел Тацита, Эйнгарда, Фруассара, тот знает историю, более исторически образован, чем тот, кто усвоил целое историческое руководство».

Педагоги этого периода стремились строить уроки, которые бы стимулировали познавательную деятельность учеников, формировали у них потребность к знаниям.

Рассматривая преподавание истории в гимназиях в начале XIX века, можно выделить некоторые особенности, которые были заложены уставом 1804 года: это энциклопедичность, загруженность гимназического курса истории, преподавание носило поверхностный характер, так как число учебных часов предмета не соответствовало широте программы. Гимназиям того времени не разрешалось иметь много учителей, поэтому учителям приходилось совмещать преподавание нескольких предметов, из-за чего ученики не могли основательно усваивать изучаемый материал. Гуманитарные дисциплины были объединены в один блок с естественнонаучными предметами, например, история и мифология с географией. Учителя должны были собираться к директору на «педагогические советования» для улучшения методической стороны учебного процесса, позднее при учебных заведениях были введены заседания педагогических советов. Главным методом преподавания истории было классическое «отсюда до сюда». Преподаватели, в основном, были незнакомы с педагогическими приемами и методами преподавания, вся методика была рассчитана на зазубривание и память, а не на осмысление материала.

Существенное развитие методов преподавания истории в гимназии началось только с середины 70-х годов XIX века. В них стали вводится методики преподавания, рекомендуемые видными русскими, немецкими педагогами (М.И. Ломоносовым, Д.И. Тихомироваым, А. Дистервегом, И. Гербартом и многих других), стали использоваться их книги и учебные пособия. Можно выделить следующие методы преподавания предметов гуманитарного цикла того времени: 1) метод самостоятельной работы учащихся – работа с текстом, книгой, письменные проверочные работы, упражнения; 2) метод бесед - способ преподавания с помощью проверяющих, повторяющих бесед. Сначала учитель излагал материал, а далее все повторялось и закреплялось учениками; 3) излагательный метод - способ преподавания в форме описательного рассказа, лекций, художественного описания, объяснительного чтения [7, с. 160].

А основными методами преподавания истории были: 1) метод реальный или хрестоматический основывался на чтении и обсуждении первоисточников из хрестоматий, преподаватель знакомил учеников с жизнью народа, «духом» изучаемой эпохи; 2) коллективнокатегорический метод был основан на группировке исторического материала по основным проблемам или идеям с учетом знаменательных дат календаря. По памятным датам писались занимательные и доступные детям рассказы, изучавшиеся в дни этих дат; 3) биографический метод обучения строился на «описании» выдающихся личностей, посредством чего изучались определенные события и факты; 4) наглядный метод – для этого использовались картины и карты, книги для чтения с иллюстрациями. Проводились экскурсии, привлекали краеведческий материал. Преподаватели активно участвовали в изучении истории и культуры своего края, старались сохранять исторические и культурные традиции, развивали наблюдательность и заинтересованность учеников, обучали их, ориентируясь на индивидуальные способности, что затем легло в основу современного личностно-ориентированного подхода; 5) существовали также прогрессивный и регрессивный методы. Прогрессивный метод предполагал изучение событий в хронологической последовательности, начиная с древности, а регрессивный начинал изучение событий с современности, постепенно углубляясь в прошлое отечественной истории. Особое значение методисты XIX в. уделяли изучению родной истории и объединению преподавания теории с практикой.

К концу рассматриваемого периода учителя в гимназиях могли выбирать методы обучения, учебники, учебные пособия, но это должно было утверждаться решением педагогического совета учебного заведения.

Главными методами преподавания истории начала XX века служили: лабораторный, трудовой, реферативный, экскурсионной, драматизации, иллюстративный, большое внимание уделялось самостоятельной работе учеников, разработке конспектов, составлению планов, подбору вопросов к тексту, объяснительному чтению. В настоящее время наиболее актуальными являются методы преподавания истории устного, печатно-словесного, наглядного и практического характера. В современной школе методы преподавания истории XIX – начала XX века являются актуальными и на сегодняшний день, но, исходя из задач настоящего времени, в измененном виде. Осваивая опыт прошлого, можно говорить об эффективности образовательных реформ, об их положительных или отрицательных сторонах, а также об их влиянии на развитие образования в целом [7, с. 4]. Если в своей работе современный учитель истории будет использовать опыт своих предшественников, сочетать традиции российского образования с запросами современности, то, очевидно, он добьется успехов в преподавании своей дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: