Хронология - это последовательность исторических событий во времени, а также сам перечень дат этих событий. История без обозначения времени вошедших в нее фактов, событий, лет жизни и деятельности личностей и т.д. существовать не может. Педагоги стремятся, чтобы даты попали в поле зрения, слуха, внимания учащихся, которые в свою очередь должны выучить и осознанно запомнить даты и оперировать ими.
Восприятие времени - самая трудная задача для детей 7-11 -летнего возраста, поскольку их жизненный опыт несопоставим ни количественно, ни качественно с многовековой историей человечества. На этом основании методисты рекомендуют начинать работу над хронологическими представлениями школьников с эмоционально-зрелищной презентации главных свойств времени. Надо создать на уроке ощущения отдаленности древних культур, поясняя хронологическую отдаленность на более близких для детей примерах (на примерах различных поколений их семьи). Прослеживая жизнь поколений, можно проследить, какие изменения произошли за последние 100 лет. Подвести детей к пониманию того, что сто лет - это жизнь трех поколений. Школьникам следует предложить составить ленту жизни своей семьи. Таким образом, учащимся пятого класса возможно продемонстрировать поступательность, последовательность, преемственность фактов истории.
|
|
Сформировать у школьников 5-7-х классов представления о линейности, необратимости, значительной протяженности исторического времени возможно с помощью рисования в тетради «реки Истории» с условными датами-корабликами, плывущими в одном направлении; составления иллюстрированной ленты времени человечества; использования синхронистических комплексов, которые отражают события, происходившие в одно и то же время в разных частях земного шара.
При отборе дат на урок надо помнить, что необходимо различать опорные и второстепенные даты. Опорные даты локализуют во времени главные исторические факты и важны для запоминания. Второстепенные даты привлекаются на уроке для иллюстрирования опорных дат и для более лучшего понимания учебного материала, их запоминание не обязательно.
Наглядно-образное обозначение времени, созвучное картинному описанию местности или сюжетному повествованию о событии, является эффективным приемом конкретизации самих исторических событий и одновременно помогает запечатлеть в памяти учащихся даты, с ними связанные. Обстоятельства важнейших событий описываются максимально ярко и образно, с использованием красочных цитат. С этой же целью учитель может предложить школьникам самим проиллюстрировать исторические события на специальной хронологической карточке: на ее лицевой стороне будет крупно выведена дата, а на обратной - рисунок события. Такие карточки успешно применяются в устных хронологических диктантах и в логических задачах на сопоставление однородных фактов, определение их причинно-следственных связей и т.п.
|
|
Создавать представление о времени как пути движения исторических событий и о датах как моментах исторического развития помогают хронологические комплексы - ряды логически связанных между собой фактов и дат. Хронологические комплексы, отражающие длительность исторических явлений, их поэтапность или одновременность, могут быть оформлены в виде различного рода хронологических и синхронистических таблиц. Наиболее общими являются сводные хронологические таблицы. Обычно в них две колонки: даты и события. Тематические хронологические таблицы посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития. В них добавляется к ранее названным колонкам еще одна, которая раскрывает своеобразие или значение каждого факта в отдельности. Календари исторических событий в деталях воспроизводят хронику наиболее важных событий, подчеркивают их динамизм, быстроту и напряженность действий их участников. Своеобразным видом хронологических записей может служить хронотоп - таблица, в которой главное внимание уделяется времени и месту изучаемых событий. Такой способ изучения хронологии эффективен при определении масштабов исторических событий, их типичности и закономерности. При изучении всеобщей истории и проведении межкурсовых связей особенно ценным является прием заполнения синхронистических таблиц, фиксирующих наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время. Составление таких таблиц помогает школьникам воспринимать историю разных стран и народов как единый всемирно-исторический процесс. Взаимосвязь и взаимообусловленность событий, происходивших в одно и то же время в разных сферах общественной жизни одной страны, помогают обнаружить текстовые сравнительно-обобщающие таблицы.
Специфическую роль в изложении хронологического материала выполняют схемы. Схемы-лесенки, выстраивают цепочку дат и событий, которые непосредственно привели к тому или иному значительному факту истории. В более крупных временных масштабах такие схемы представляют этапы, вехи становления определенного исторического феномена и являются альтернативным вариантом графического оформления хронологических комплексов. Круговые схемы фиксируют временные рамки исторических событий, о периодизации которых в науке существуют разные точки зрения. Сопоставляя их, ученики обоснованно выбирают одну из них.
При выборе конкретных приемов и средств изложения хронологических сведений на отдельном уроке нужно помнить главное методическое правило: этот выбор определяется характером исторического факта, его местом в истории и задачами установления егосвязей и отношений с другими фактами.
При диагностике хронологических знаний и умений школьников используются самые разнообразные виды заданий: хронологические задачи (стандартные и нестандартные); хронологические примеры; хронологические уравнения; хронологические диктанты; тесты: а) с выбором ответа, б) на восстановление соответствия, в) на группировку хронологической информации, г) с ограничениями на ответ, д) на определение хронологической последовательности, е) на исключение лишнего; хронологические игры: чайндаты, домино, лото, кроссворды и т.п.