Методические приемы и средства изучения хронологии. Виды заданий и игр по выработке хронологических умений

Хронология - это последовательность исторических событий во времени, а также сам перечень дат этих событий. История без обозначения времени во­шедших в нее фактов, событий, лет жизни и деятельности личностей и т.д. су­ществовать не может. Педагоги стремятся, чтобы даты попали в поле зрения, слуха, внимания учащихся, которые в свою очередь должны выучить и осоз­нанно запомнить даты и оперировать ими.

 

Восприятие времени - самая трудная задача для детей 7-11 -летнего воз­раста, поскольку их жизненный опыт несопоставим ни количественно, ни каче­ственно с многовековой историей человечества. На этом основании методисты рекомендуют начинать работу над хронологическими представлениями школь­ников с эмоционально-зрелищной презентации главных свойств времени. Надо создать на уроке ощущения отдаленности древних культур, поясняя хроноло­гическую отдаленность на более близких для детей примерах (на примерах различных поколений их семьи). Прослеживая жизнь поколений, можно про­следить, какие изменения произошли за последние 100 лет. Подвести детей к пониманию того, что сто лет - это жизнь трех поколений. Школьникам следует предложить составить ленту жизни своей семьи. Таким образом, учащимся пятого класса возможно продемонстрировать поступательность, последователь­ность, преемственность фактов истории.

Сформировать у школьников 5-7-х классов представления о линейности, необратимости, значительной протяженности исторического времени возможно с помощью рисования в тетради «реки Истории» с условными датами-корабликами, плывущими в одном направлении; составления иллюстрирован­ной ленты времени человечества; использования синхронистических комплек­сов, которые отражают события, происходившие в одно и то же время в разных частях земного шара.

При отборе дат на урок надо помнить, что необходимо различать опорные и второстепенные даты. Опорные даты локализуют во времени главные исто­рические факты и важны для запоминания. Второстепенные даты привлекаются на уроке для иллюстрирования опорных дат и для более лучшего понимания учебного материала, их запоминание не обязательно.

Наглядно-образное обозначение времени, созвучное картинному описа­нию местности или сюжетному повествованию о событии, является эффектив­ным приемом конкретизации самих исторических событий и одновременно по­могает запечатлеть в памяти учащихся даты, с ними связанные. Обстоятельства важнейших событий описываются максимально ярко и образно, с использова­нием красочных цитат. С этой же целью учитель может предложить школьни­кам самим проиллюстрировать исторические события на специальной хроно­логической карточке: на ее лицевой стороне будет крупно выведена дата, а на обратной - рисунок события. Такие карточки успешно применяются в устных хронологических диктантах и в логических задачах на сопоставление однород­ных фактов, определение их причинно-следственных связей и т.п.

Создавать представление о времени как пути движения исторических со­бытий и о датах как моментах исторического развития помогают хронологиче­ские комплексы - ряды логически связанных между собой фактов и дат. Хроно­логические комплексы, отражающие длительность исторических явлений, их поэтапность или одновременность, могут быть оформлены в виде различного рода хронологических и синхронистических таблиц. Наиболее общими являют­ся сводные хронологические таблицы. Обычно в них две колонки: даты и собы­тия. Тематические хронологические таблицы посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития. В них добав­ляется к ранее названным колонкам еще одна, которая раскрывает своеобразие или значение каждого факта в отдельности. Календари исторических событий в деталях воспроизводят хронику наиболее важных событий, подчеркивают их динамизм, быстроту и напряженность действий их участников. Своеобразным видом хронологических записей может служить хронотоп - таблица, в которой главное внимание уделяется времени и месту изучаемых событий. Такой спо­соб изучения хронологии эффективен при определении масштабов историче­ских событий, их типичности и закономерности. При изучении всеобщей исто­рии и проведении межкурсовых связей особенно ценным является прием за­полнения синхронистических таблиц, фиксирующих наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время. Составление таких таблиц помогает школьникам воспринимать историю раз­ных стран и народов как единый всемирно-исторический процесс. Взаимосвязь и взаимообусловленность событий, происходивших в одно и то же время в раз­ных сферах общественной жизни одной страны, помогают обнаружить тексто­вые сравнительно-обобщающие таблицы.

Специфическую роль в изложении хронологического материала выпол­няют схемы. Схемы-лесенки, выстраивают цепочку дат и событий, которые не­посредственно привели к тому или иному значительному факту истории. В бо­лее крупных временных масштабах такие схемы представляют этапы, вехи ста­новления определенного исторического феномена и являются альтернативным вариантом графического оформления хронологических комплексов. Круговые схемы фиксируют временные рамки исторических событий, о периодизации которых в науке существуют разные точки зрения. Сопоставляя их, ученики обоснованно выбирают одну из них.

При выборе конкретных приемов и средств изложения хронологических сведений на отдельном уроке нужно помнить главное методическое правило: этот выбор определяется характером исторического факта, его местом в исто­рии и задачами установления егосвязей и отношений с другими фактами.

При диагностике хронологических знаний и умений школьников исполь­зуются самые разнообразные виды заданий: хронологические задачи (стандарт­ные и нестандартные); хронологические примеры; хронологические уравнения; хронологические диктанты; тесты: а) с выбором ответа, б) на восстановление соответствия, в) на группировку хронологической информации, г) с ограниче­ниями на ответ, д) на определение хронологической последовательности, е) на исключение лишнего; хронологические игры: чайндаты, домино, лото, кроссворды и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: