Интеллектуальные приемы и умения учащихся: анализ и синтез, сравнение, прием доказательства

Анализ и синтез. Способ мысленного расчленения целого на части называется анализом. Противоположный анализу прием синтез. Но реализуется эта мыслительная операция совместно с анализом, а также обобщением, систематизацией, классифика­цией. Синтез — это мысленное соединение частей в одно целое (раскрытие связей между ними). Синтез лучше всего продемонстрировать в ходе составления логической цепочки признаков (частей) первобытно-общинного строя: простые ору­дия труда → совместный труд → общее имущество → равенство членов общины.

При изучении отечественной истории вводятся простейшие приемы анализа. Например, рассмотреть рисунок древнерусского воина и определить, из каких предметов состоит его вооружение. В этой работе помогает специальная памятка: для сравнения вы­дели сопоставимые признаки; оставь самые существенные из них; на первое место поставь самый важный признак, потом зависящие от него; сравни события и явления; сделай вывод.

Сравнение— это установление общего и различного. Как пока­зывают исследования психологов, ученики 5-7 классов при срав­нении лучше устанавливают черты различия, чем сходства; легче определяют только особенное или только общее; сходство четче видят на фоне различий.

Выявляя сходство и различие, младшие школьники сравнива­ют славянский поселок и древний Киев, Куликовскую битву и Ледовое побоище, Московский Кремль XII и XV вв. Ученики среднего возраста могут сравнить несколько явлений, описанных в тексте, например: мануфактуру и мастерскую ремесленника, регулярную армию Петра I и войско стрельцов вместе с дворян­ской конницей,

Прием доказательства применяется при выяснении сущности понятий. Для доказательства какого-либо положения, высказанно­го как тезис, подбираются аргументы. Каждый из них должен обо­сновать истинность тезиса. В ходе доказательства четко отделяется один ряд умозаключений от другого. Исходным материалом для доказательства могут быть документы, статистические данные.

 

Деятельность учащихся при изучении теоретического материала

Таблицы, логические схемы, задачи, различные виды пла­нов широко применяются при изучении теоретического материа­ла. Распространенный вид работы с учебником — составление простого и сложного плана параграфа. Сначала ученикам предлага­ется обсудить содержание предварительно выделенных учителем частей текста, дать этим частям заголовки и по ним составить план. Затем нужно самостоятельно разделить текст на смыс­ловые части; выделить в каждой из них главную мысль; сформули­ровать заголовки для каждой части (пункта) плана.

План может составляться по пунктам учебника (т.е. подзаголовкам парагра­фа) с нумерацией римскими цифрами. В абзацах выде­ляются основные мысли, сформулированные на их основе пункты плана с арабскими цифрами. Небольшие абзацы при необходимо­сти объединяются в части с единым заголовком. Такая работа способствует обобщению учебного материала.

При обучении составлению сложного плана учитель прибегает к памятке. Памятка-предписание, являясь логической схемой, дает указания о способах деятельности. Итак, памятка-предписание по составлению сложного плана.

В ходе рассуждающего изложения учитель показывает учени­кам, как надо делить параграф на части, выделяя главное и обоб­щая, учит определять соотношение части и целого, более узких и широких понятий. Части должны быть небольшие, содержащие одну-две основные мысли. Учитель ставит вопрос перед классом: на какие части надо разделить данный текст? Дает задание озаг­лавить каждую часть, перечислить факты, явления, раскрываю­щие содержание каждого пункта плана.

Отмечаются основные ошибки, допускаемые школьниками при составлении планов.

Задания и игры. При отработке умений интеллектуального характера следует приучать учеников дополнять ответы товари­щей; делать устные отзывы; излагать исторический материал с учетом знаний по изученным курсам истории, литературе, геогра­фии, обществоведению. Надо научить ставить вопросы к тексту учебника, задавать устные вопросы, логически точно, без лишних фраз отвечать на них. В целях отработки этого умения вводятся игровые моменты. Вот один из видов игры. Ученики каждого ряда получают листки бумаги и подписывают их. Задание состоит в том, что каждому надо сформулировать и записать любой вопрос по пройденному материалу. Ассистенты собирают, перемешивают листки с вопросами и раздают их вновь. Теперь нужно ответить на вопрос. Работы проверяются и анализируются ассистентами. Лучшие вопросы и ответы на них читаются в классе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: