Дисциплина. Предмет, цели и задачи курса

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Методические указания по выполнению контрольной работы,

Написанию реферата и самостоятельной работе студентов

УФА 2008

Автор-составитель: С.Д. Галиуллина

 

 

УДК 159:005(076.5)

    М 54

 

 

Психология управления: Методические указания по выполнению контрольной работы, написанию реферата и самостоятельной работе студентов по дисциплине / Авт.-сост.: С.Д. Галиуллина. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экономики и сервиса, 2008. – 47 с.

 

 

Содержит учебную программу дисциплины, методические указания по выполнению контрольных и самостоятельных работ, написанию реферата, список основной и дополнительной литературы. Предназначены для студентов, обучающихся по направлениям экономики и сервиса всех форм обучения, для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации.

 

Рецензент: канд. психол. наук, доцент Политика О.И.

 

Рекомендовано к изданию УМС УГАЭС

 

 

© Галиуллина С.Д., 2008

© Уфимская государственная академия

экономики и сервиса, 2008

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Психология управления» входит в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин изучаемых в вузах Российской Федерации и направлена на решение конкретных практических задач. Данная дисциплина относится к отрасли практической (прикладной) психологии и тесно связана с психологией личности и социальной психологией. Основные требования к содержанию курса определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Требуемая подготовка: изучение курса осуществляется на основе усвоения дисциплин «Философия», «Культурология», «Этика и эстетика», «Педагогика и психология», «Основы самостоятельной работы», «Социология управления», «Психодиагностика», «Психологический практикум», «Социология», «Профессиональная этика и эстетика», «Культурология». Данный курс является преемником дисциплин «Введение в специальность», «Менеджмент», «Профессиональная этика и эстетика», «Организационный менеджмент», «Кадровый менеджмент», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Психодиагностика», «Психологический практикум».

«Психология управления», являющаяся частью современной практической психологии, имеет свой предмет, сущность и специфику которого можно обозначить как «человеческое измерение в менеджменте». Включение этого измерения в управленческую деятельность является задачей психологии управления, а использование его в своей работе помогает процессу личностного самоопределения менеджера (управленца, профессионала), которому приходится взаимодействовать и управлять людьми.

 

 

ЦЕЛЯМИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» ЯВЛЯЮТСЯ:

1. формирование у студентов глубоких знаний в области психологии управления;

2. выработка целостного представления о функциях и стилях управления, содержании деятельности руководителя;

3. приобретение практических навыков, позволяющих ориентироваться в проблемах личности менеджера, развития его самосовершенствования и саморазвития;

4. знакомство с основными приемами организации управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности;

5. развитие психологической культуры управления;

6. формирования понятия малой группы как объекта управления, ее классификация и основные процессы развития и изменения;

7. приобретение научных сведений о социально-психологических закономерностях общения и взаимодействия людей диагностики, профилактики конфликтов в организации.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

В результате изучения курса студент должен знать:

1. Основные современные подходы и законы психологии управления к проблемам человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента;

2. Основные и дополнительные методы эффективного управления: психологические критерии;

3. Основные теории и подходы к проблеме мотивации, контроля и стимулирования труда;

4. Психологический анализ управленческой деятельности: планирование и решение управленческих задач;

5. Общение и управление: коммуникативные навыки и взаимодействие;

6. Признаки сильного и слабого руководителя, и формирование его команды. Психологические условия эффективной командной работы;

7. Механизмы возникновения, развития и преодоления конфликтов в производственном коллективе. Роль менеджера в их преодолении.

 

В результате изучения курса студент должен уметь:

1. Использовать полученные знания в практической деятельности;

2. Определять индивидуально-психологические особенности личности;

3. На основе полученных знаний уметь составлять для себя примерную программу совершенствования и саморазвития;

4. Самостоятельно оценивать, анализировать и контролировать психологические аспекты управления, а так же эффективно использовать методы психодиагностики в управлении;

5. Самостоятельно находить оптимальные пути достижения жизненных целей и уметь преодолевать сложные жизненные ситуации;

6. Применять на практике коммуникативные навыки и методику организации, проведения и завершения переговоров, совещаний, публичных выступлений;

7. Прогнозировать конфликт в организации и разрешать его.

 

В результате изучения курса студент должен иметь представление:

о механизмах и методах приобретения научных сведений о теориях мотивации и их видах, о социально-психологических закономерностях общения и взаимодействия людей диагностики, профилактики конфликтов в организации.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

 

РАЗДЕЛ 1.

ДИСЦИПЛИНА «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ».

ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

МЕНЕДЖЕРА (РУКОВОДИТЕЛЯ, СПЕЦИАЛИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА)

ЛЕКЦИЯ 1.

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК НАУЧНАЯ

ДИСЦИПЛИНА. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Психология управления как отрасль практической психологии. Предмет современной психологии управления. Личность менеджера (руководителя, специалиста-профессионала), его самосовершенствование и саморазвитие. Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности. Коммуникативные умения менеджера (руководителя, специалиста-профессионала). Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера (руководителя, специалиста-профессионала) в их преодолении. Связь психологии со смежными науками. Основные методы психологии управления. Дополнительные методы практической психологии управления.

 

ЛЕКЦИЯ 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: