Понятие «команды», ее сущность и необходимость. Виды «команд» с психологической точки зрения. Как возникают и развиваются команды (и что может сделать руководитель для их развития). Пути создания команды. Мотивация. Четко определенные роли и функции. Коммуникации и общий язык. Совместимость. Однородность. Равенство. Специализация и профессионализм. Лидерство. Обратная связь. Экстремальные условия. Психологические условия эффективной работы команды. Психологические аспекты эффективной командной работы: численный аспект эффективности; временной аспект эффективности; организационный аспект. Стадии развития команды. Стадия 1: формирование команды. Стадия 2: преодоление шторма. Стадия 3: возвращение к норме. Стадия 4: возвращение к нормальной деятельности. Типичные ошибки руководителя, пытающегося создать команду. Приемы в устранении ошибок.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Соответствует лекционным занятиям.
На практических занятиях студенты знакомятся и выполняют серии тестов, которые позволят самостоятельно оценивать, анализировать, контролировать психологические аспекты управления в будущей деятельности, а так же решают кроссворды для закрепления ключевых понятий в области психологии управления.
|
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ)
1. Предмет современной психологии управления.
2. Методы современной психологии управления.
3. Психологические критерии эффективного управления.
4. Личность менеджера: психологический анализ (социально-биографические характеристики, управленческие способности, личностные качества).
5. Стили управления: авторитарный, демократический, нейтральный. Сравнительный анализ.
6. Мотивация в системе управленческих действий. Мотивы и стимулы. Мотивация и стимулирование.
7. Мотивационные факторы и регуляторы мотивации
8. Целеполагание и управление.
9. Виды управленческих целей. Психологическая сущность и знание целеполагания.
10.Планирование в системе управленческих действий.
11.Основные психологические компоненты управленческой деятельности.
12.Правила эффективного планирования рабочего времени.
13.Делегирование, как вид управленческого действия и его специфика.
14.Виды делегирования.
15.Правила эффективного делегирования.
16.Ошибки при делегировании и их последствия.
17.Контроль в системе управленческих действий. Роль контроля в решении управленческих задач.
18.Типы и виды управленческого контроля.
19.Мотивирующий контроль (система внутреннего стимулирования) и его психологические преимущества.
20.Самоконтроль в работе менеджера. Виды и формы самоконтроля. Самоконтроль и коррекция управленческой деятельности.
|
|
21.Понятие об общении. Общение и деятельность.
22.Управленческое общение: сущность и специфика.
23.Виды управленческого общения: краткая характеристика.
24.Правила эффективного планирования рабочего времени.
25.Контроль в системе управленческих действий. Роль контроля в решении управленческих задач.
26.Коммуникативные потоки и их психологические особенности.
27.коммуникативные барьеры и пути их преодоления.
28.Коммуникативная, персептивная и интерактивная стороны общения.
29.Виды управленческих коммуникаций.
30.Правила организации и проведения деловой беседы.
31.Совещание как вид управленческого общения.
32.Психология переговоров.
33.Манипулятивные приемы при проведении переговоров и противостояние им.
34.Учет национально-культурных особенностей партнеров при проведении переговоров.
35.Типы и виды команд в менеджменте.
36.Роль руководителя в создании и развитии команды.
37.Психологические аспекты эффективной работы команды.
38.Типичные ошибки руководителей при создании команды.
39.Совещание как вид управленческого общения.
40.Типы и виды команд в менеджменте.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ
1. Проблемы и научные дисциплины о человеке.
2. Психические свойства и специальность.
3. Психологическое состояние и работоспособность.
4. 4.Психологические типы личности и деловые качества руководителя.
5. Человек как объект управления.
6. Понятие о мотивации и ее роли в управлении.
7. Теории трудовой мотивации и их роль в управлении.
8. Основные стили управления и их влияние на психологический климат в коллективе.
9. Управление лидерством в организации
10.Культурный портрет руководителя.
11.Организационная культура и ее функции.
12.Способности и личностные качества подчиненных.
13.Этика и этикет управленческой деятельности.
14.Публичные выступления, основные требования к речи.
15.Коммуникативная компетентность руководителя и ее характеристики.
16.Роль психологической защиты в деловом общении.
17. Особенности различных видов деловых бесед в работе руководителя.
18.Трансактный анализ Э. Берна и практика делового общения.
19.Психологические особенности деятельности по выработке управленческих решений.
20.Управленческие решения в структуре деятельности руководителя.
21.Психологические особенности реализации функции планирования в организации.
22. Конфликты в управлении и возможности их разрешения.
23.Причины и последствия конфликтов в организации.
24.Психология стресса и основные методы его преодоления.
25. Доктрина командного менеджмента и процесс командообразования в современных организациях.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ