Методические указания

При изучении данной темы важно понять, что плодородие является отличительным признаком почвы от горной породы. Она приобрела его в процессе своего развития. Плодородие за­висит от многих условий. Плодородная почва должна обеспе­чивать растения питательными веществами, водой, воздухом, теплом, иметь благоприятную реакцию почвенного раствора и не содержать токсичных веществ.

В процессе своей жизни растения потребляют различные химические элементы в разном количестве - одни в большем, другие в меньшем. Соответственно их делят на макро- и мик­роэлементы, но запасы питательных веществ в различных почвах сильно варьируют. Например, азота содержится в де­рново-подзолистых почвах всего 5 - 6 т/га, а в черноземах – 25 - 30 т/га.

Несмотря на сравнительно высокие запасы некоторых пита­тельных веществ, в отдельных почвах часть их находится в трудноусвояемой форме, и растения, как правило, нуждаются в дополнительном питании в виде удобрений, поэтому при изу­чении темы «Плодородие почвы» важно знать не только виды почвенного плодородия и условия, влияющие на него, но и ка­ков запас и доступность питательных элементов, находящихся в почве, как их можно пополнить за счет внесения удобрений. Будущим специалистам лесного и лесопаркового хозяйства не­обходимо знать виды и формы удобрений, их физические и хи­мические свойства, дозы и способы внесения с учетом лесо-растительного районирования.

Важно уяснить, что основные потери плодородия почв про­исходят в результате неправильного использования их челове­ком в процессе его хозяйственной деятельности, что ведет к эрозии, засолению, заболачиванию почв. Исключительно боль­шой вред наносит почвам эрозия, поэтому нужно обратить внимание на причины возникновения, меры борьбы с эрозией почв и защите их от всевозможных загрязнений.

Накопление ядохимикатов приводит к гибели почвенных микроорганизмов, что сказывается на почвообразовательных процессах и снижает плодородие почв.

В целях защиты почв от загрязнения необходимо ограничи­вать использование токсичных веществ на лесохозяйственных объектах, а при необходимости их применения строго соблю­дать дозы, сроки, способы внесения.

Радиоактивное загрязнение почв происходит, главным обра­зом, при испытаниях ядерного оружия и при авариях на атом­ных электростанциях.

Работники лесного и лесопаркового хозяйства должны со­хранять и приумножать плодородие почв путем правильного проведения различных лесохозяйственных мероприятий.

В настоящее время особенно остро стоит вопрос о загрязне­нии почвы минеральными удобрениями, пестицидами, рядом химических реагентов, используемых в санитарных целях и производственных процессах. Установлено, что при неправильном применении минеральные удобрения могут оказывать не­гативное действие на урожай и окружающую среду, круговорот питательных веществ, следовательно, и агрохимические свойст­ва почвы. Нарушение технологии применения минеральных удобрений приводит к снижению продуктивности сельскохо­зяйственных культур и качества продукции.

Так как почвы теряют свою хозяйственную ценность не только в результате загрязнения, но и в результате нарушения, то необходимо знать методы восстановления нарушенных земель.

Важно знать, что в лесном хозяйстве могут происходить по­тери высокопродуктивных земель в результате непродуманной хозяйственной деятельности. Изучите Земельный и Лесной кодексы об охране почв, о рациональном использовании почв в лесном и лесопарковом хозяйстве.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимают под плодородием почвы? Какие условия оказывают на него влияние?

2. Какие виды почвенного плодородия Вам известны?

3. Что такое бонитировка почв? Какова ее практическая цель?

4. Как можно устранить вредные для растений химические соединения, находящиеся в почве?

5. Как классифицируются удобрения по происхождению?

6. Назовите основные виды азотных удобрений, которые Вы знаете.

7. Какие виды фосфорных и калийных удобрений Вам изве­стны?

8. Что необходимо учитывать при применении удобрений и определении способов их внесения?

9. Какие органические удобрения Вы знаете?

10. Что такое эрозия почв и каковы причины их возникно­вения?

11. Какие мероприятия проводятся для защиты почв от эрозии?

12. Назовите основные источники загрязнения почв.

13. Что такое рекультивация земель? Назовите основные ее этапы.

14. Какое влияние оказывают лесохозяйственные мероприя­тия на почвенное плодородие?

Тема 2.7 Строение и морфологические признаки почв

Студент должен

знать:

- строение почвенного профиля;

- генетические горизонты, их название и обозначение;

- морфологические признаки почв и их характеристику;

уметь:

- выделять почвенные горизонты;

- определять морфологические признаки и устанавливать по ним типы почв.

Понятие о морфологии почв. Строение почвенного профиля. Название горизонтов по генезису, их обозначение и описание. Морфологические признаки почв и их характеристика.

Литература

Основная: (2), с. 40-50; (3), с. 93-103; (4), с. 38-45.

Дополнительная: (5), с. 79-90.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: