При изучении данной темы важно понять, что плодородие является отличительным признаком почвы от горной породы. Она приобрела его в процессе своего развития. Плодородие зависит от многих условий. Плодородная почва должна обеспечивать растения питательными веществами, водой, воздухом, теплом, иметь благоприятную реакцию почвенного раствора и не содержать токсичных веществ.
В процессе своей жизни растения потребляют различные химические элементы в разном количестве - одни в большем, другие в меньшем. Соответственно их делят на макро- и микроэлементы, но запасы питательных веществ в различных почвах сильно варьируют. Например, азота содержится в дерново-подзолистых почвах всего 5 - 6 т/га, а в черноземах – 25 - 30 т/га.
Несмотря на сравнительно высокие запасы некоторых питательных веществ, в отдельных почвах часть их находится в трудноусвояемой форме, и растения, как правило, нуждаются в дополнительном питании в виде удобрений, поэтому при изучении темы «Плодородие почвы» важно знать не только виды почвенного плодородия и условия, влияющие на него, но и каков запас и доступность питательных элементов, находящихся в почве, как их можно пополнить за счет внесения удобрений. Будущим специалистам лесного и лесопаркового хозяйства необходимо знать виды и формы удобрений, их физические и химические свойства, дозы и способы внесения с учетом лесо-растительного районирования.
|
|
Важно уяснить, что основные потери плодородия почв происходят в результате неправильного использования их человеком в процессе его хозяйственной деятельности, что ведет к эрозии, засолению, заболачиванию почв. Исключительно большой вред наносит почвам эрозия, поэтому нужно обратить внимание на причины возникновения, меры борьбы с эрозией почв и защите их от всевозможных загрязнений.
Накопление ядохимикатов приводит к гибели почвенных микроорганизмов, что сказывается на почвообразовательных процессах и снижает плодородие почв.
В целях защиты почв от загрязнения необходимо ограничивать использование токсичных веществ на лесохозяйственных объектах, а при необходимости их применения строго соблюдать дозы, сроки, способы внесения.
Радиоактивное загрязнение почв происходит, главным образом, при испытаниях ядерного оружия и при авариях на атомных электростанциях.
Работники лесного и лесопаркового хозяйства должны сохранять и приумножать плодородие почв путем правильного проведения различных лесохозяйственных мероприятий.
В настоящее время особенно остро стоит вопрос о загрязнении почвы минеральными удобрениями, пестицидами, рядом химических реагентов, используемых в санитарных целях и производственных процессах. Установлено, что при неправильном применении минеральные удобрения могут оказывать негативное действие на урожай и окружающую среду, круговорот питательных веществ, следовательно, и агрохимические свойства почвы. Нарушение технологии применения минеральных удобрений приводит к снижению продуктивности сельскохозяйственных культур и качества продукции.
|
|
Так как почвы теряют свою хозяйственную ценность не только в результате загрязнения, но и в результате нарушения, то необходимо знать методы восстановления нарушенных земель.
Важно знать, что в лесном хозяйстве могут происходить потери высокопродуктивных земель в результате непродуманной хозяйственной деятельности. Изучите Земельный и Лесной кодексы об охране почв, о рациональном использовании почв в лесном и лесопарковом хозяйстве.
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимают под плодородием почвы? Какие условия оказывают на него влияние?
2. Какие виды почвенного плодородия Вам известны?
3. Что такое бонитировка почв? Какова ее практическая цель?
4. Как можно устранить вредные для растений химические соединения, находящиеся в почве?
5. Как классифицируются удобрения по происхождению?
6. Назовите основные виды азотных удобрений, которые Вы знаете.
7. Какие виды фосфорных и калийных удобрений Вам известны?
8. Что необходимо учитывать при применении удобрений и определении способов их внесения?
9. Какие органические удобрения Вы знаете?
10. Что такое эрозия почв и каковы причины их возникновения?
11. Какие мероприятия проводятся для защиты почв от эрозии?
12. Назовите основные источники загрязнения почв.
13. Что такое рекультивация земель? Назовите основные ее этапы.
14. Какое влияние оказывают лесохозяйственные мероприятия на почвенное плодородие?
Тема 2.7 Строение и морфологические признаки почв
Студент должен
знать:
- строение почвенного профиля;
- генетические горизонты, их название и обозначение;
- морфологические признаки почв и их характеристику;
уметь:
- выделять почвенные горизонты;
- определять морфологические признаки и устанавливать по ним типы почв.
Понятие о морфологии почв. Строение почвенного профиля. Название горизонтов по генезису, их обозначение и описание. Морфологические признаки почв и их характеристика.
Литература
Основная: (2), с. 40-50; (3), с. 93-103; (4), с. 38-45.
Дополнительная: (5), с. 79-90.