Методические указания

Изучая данную тему, важно понять, что выветривание - это механическое и химическое разрушение горных пород, а также слагающих их минералов под влиянием условий окружающей среды. Процессы выветривания протекают под воздействием различных факторов, которые действуют одновременно и ком­плексно. Суммарный результат их влияния не идентичен сумме воздействий каждого из факторов в отдельности. В зависимо­сти от условий, участвующих в этом процессе, выделяют три вида выветривания: физическое, химическое и биологи­ческое. Важно понять, что в результате процессов выветрива­ния формируется минеральная часть, но минеральный рухляк, хотя и приобретает новые свойства, еще не является почвой. Основой для их образования являются молодые осадочные по­роды, которые образовались в результате геологической дея­тельности воды, ветра, ледников. Важно уяснить влияние почво­образующих пород на состав и свойства почв, которые на них формируются, а также их воздействие на состав и продуктив­ность лесов.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимают под выветриванием горных пород?

2. Какие факторы вызывают физическое, химическое вывет­ривание? Как происходит образование вторичных минералов?

3. Какова роль биологического выветривания?

4. Какие породы называются материнскими или почвообразующими?

5. Чем отличаются ледниковые отложения от отложений ледниковых вод?

6. Какие материнские породы образовались под влиянием текучих вод?

7. Чем отличаются лессы от лессовидных суглинков?

8. Какова закономерность распространения почвообразую­щих пород?

9. Какое влияние оказывают почвообразующие породы на строение и лесорастительные свойства почв?

 

РАЗДЕЛ 2. ОБРАЗОВАНИЕ, СОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВ

Тема 2.1 Почвообразовательный процесс

Студент должен

иметь представление:

- о сущности почвообразовательного процесса;

знать:

- факторы почвообразования.

Сущность почвообразовательного процесса. Факторы почвообразования. Значение природных и антропогенных факторов в образовании и дальнейшем развитии почв.

Литература

Основная: (2), с. 33—40; (3), с. 43—48.

Дополнительная: (5), с. 55—61.

Методические указания

При изучении этой темы необходимо, прежде всего, уяснить взаимосвязь между процессами выветривания и почвообразова­ния и в то же время качественные различия между ними. Не­обходимо знать сущность почвообразовательного процесса, в основе которого лежит биохимическое превращение верхних слоев земной коры, т. е. процесс превращения материнской породы в почву. Для этого нужны определенные условия (фак­торы) почвообразования. При этом следует четко представлять значение их в процессе почвообразования.

Образование почв - сложный процесс, основой которого является биологический круговорот веществ, поэтому важно знать суть его и значение в развитии главного свойства почвы - плодородия, формировании почвенного профиля определен­ного строения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова сущность почвообразовательного процесса?

2. Каково значение почвообразующих пород в процессе формирования почв?

3. В чем заключается влияние климата на процесс почвооб­разования?

4. Как влияет рельеф на формирование почв?

5. Какова роль зеленых растений в почвообразовании?

6. Дайте понятие «возраст почв».

7. Как влияет хозяйственная деятельность человека на почво­образование?

 

Тема 2.2 Минеральная часть почвы

Студент должен

иметь представление:

- о минералогическом и химическом составе почв;

знать:

- классификацию почв по механическому составу;

- методы определения механического состава почв;

- влияние механического состава на физические и лесорастительные свойства почв;

уметь:

- определять механический состав почв простейшими методами;

- оценивать лесорастительные свойства почв в зависимости от их механического состава.

Минералогический и механический составы почв, их влияние на плодородие почвы. Классификации механических элементов и почв Н.А.Качинского. Методы определения механического состава почв. Влияние механического состава на физические и лесорастительные свойства почв.

 

Литература

Основная: (2), с. 50-55; (3), с. 48-51; (4), с. 28-37.

Дополнительная: (5), с. 62-66.

Методические указания

Минеральная часть составляет 80-90% массы почвы, за ис­ключением органогенных почв, в которых ее доля может уменьшаться до 10-15%. Минеральные частицы почвы пред­ставляют собой продукты выветривания горных пород, и поэ­тому при изучении данной темы следует понять, что минера­логический состав почв представлен первичными и вторичны­ми минералами, также необходимо уяснить классификацию механических элементов, названия механических фракций, на основе которых построена классификация почв по механиче­скому составу Н. А. Качинским. Обратить особое внимание на влияние механического и химического состава на плодородие почвы и ее лесорастительные свойства. Нужно научиться опре­делять механический состав почв простейшими методами, в частности, полевым методом.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие первичные минералы широко распространены в рыхлых породах, почвах и почему?

2. Как классифицируют почвы по механическому составу?

3. Как определить механический состав почвы в полевых ус­ловиях?

4. Как влияет механический состав на лесорастительные свойства почв?

 

Тема 2.3 Органическая часть почвы

Студент должен

иметь представление:

- о формировании органического вещества в почве;

- о влиянии природных условий на превращение органических остатков в почве и образование гумуса;

знать:

- виды и значение лесных подстилок;

- состав гумуса и его роль в почвообразовании;

уметь:

- определять количество органического вещества и гумуса в почве.

Общая схема формирования органической части почвы. Источники органического вещества в почве и их характеристика. Формирование органического вещества в почве под лесными насаждениями. Виды лесной подстилки и её значение. Превращение органических остатков в почве. Образование и состав гумуса, его роль в почвообразовании и плодородии почв.

Литература

Основная: (2), с. 55-60; (3), с. 52-60; (4), с. 35-37.

Дополнительная: (5), с. 66-79.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: