Профессиональные компетенции

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

 

§ 1. Система органов и уполномоченных лиц нотариата

 

Нотариат по своему строению представляет систему. Система - это не просто совокупность определенных элементов, в данном случае нотариусов. Система предполагает наличие определенных взаимосвязей между элементами, которые определяют новое качество данной совокупности. В случае с нотариатом эти взаимосвязи формируются на основе действующих правовых норм, которые нацелены на обеспечение наиболее эффективной работы института нотариата по решению возложенных на него задач.

Задача нотариальной деятельности заключается в юридическом закреплении гражданских прав и обязанностей граждан и юридических лиц в целях предупреждения в дальнейшем их возможного нарушения. Решение данной задачи возложено на две группы органов и уполномоченных лиц:

1) органами и уполномоченными лицами, наделенными правом совершать нотариальные действия, в соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате являются:

1.1) нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;

1.2) нотариусы, занимающиеся частной практикой;

1.3) глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района (при условии отсутствия нотариуса в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте);

1.4) должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение нотариальных действий (только на территории других государств);

2) органами и уполномоченными лицами, совершающими действия, приравненные к нотариальным, в соответствии со ст. ст. 185.1, 1127, 1128, 1153, 1159 ГК РФ являются:

2.1) начальник, его заместитель по медицинской части, а при их отсутствии старший или дежурный врач госпиталя, санатория и другого военно-лечебного учреждения;

2.2) командир (начальник) воинской части, соединения, учреждения и военно-учебного заведения;

2.3) начальник места лишения свободы;

2.4) руководитель (его заместитель) учреждения социальной защиты населения;

2.5) главный врач, его заместитель по медицинской части или дежурный врач больницы, госпиталя и другого стационарного лечебного учреждения, а также начальник госпиталя, директор или главный врач дома для престарелых и инвалидов;

2.6) капитан судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

2.7) начальник разведочной, арктической, антарктической или другой подобной экспедиции, российской антарктической станции или сезонной полевой базы;

2.8) служащий банка, иной кредитной организации, имеющий право принимать к исполнению распоряжения клиента в отношении средств на его счете.

Количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, немногочисленно. По состоянию на 1 января 2017 г. их число составляло 12 (3 должности вакантны) нотариусов против 8 039 (111 - вакантны) нотариусов, занимающихся частной практикой <1>. Динамика изменения статистических данных показывает, что за 5 лет количество должностей нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, сократилось более чем в 3 раза. Таким образом, основная нагрузка по совершению нотариальных действий ложится на нотариусов, занимающихся частной практикой. При этом частные и государственные нотариусы обладают равными полномочиями по совершению любых видов нотариальных действий. Перечень нотариальных действий, относящихся к компетенции нотариусов, представлен в ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате.

--------------------------------

<1> См.: Сводный отчет по Минюсту России. Сведения за 2016 год о нотариате в Российской Федерации // Сайт Минюста России. URL: http://minjust.ru/ru/2016/svedeniya-o-notariate-v-rossiyskoy-federacii (дата обращения: 19.08.2017).

 

Каждый гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу (ст. 13 Основ законодательства РФ о нотариате), вне зависимости от того, частный это нотариус или государственный. Вместе с тем, исходя из особенностей имущественных прав, законодательство накладывают определенные ограничения в этом праве. В основном эти ограничения связаны с территорией деятельности нотариуса (нотариальным округом). В частности, ст. 40 Основ законодательства РФ о нотариате к таким исключительным случаям относит:

- удостоверение договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества производится нотариусом, осуществляющим свою деятельность в любом из нотариальных округов, расположенных в пределах субъекта РФ, на территории которого находится указанное имущество (ст. 56);

- принятие нотариусом по месту открытия наследства заявления о принятии наследства или об отказе от него (ст. 62);

- принятие нотариусом по месту открытия наследства претензии от кредиторов наследодателя (ст. 63);

- принятие нотариусом по месту открытия наследства мер к охране наследственного имущества (ст. 64);

- выдача нотариусом по месту открытия наследства до принятия наследства наследниками распоряжения об оплате за счет наследственного имущества расходов на уход за наследодателем во время его болезни, а также на его похороны и на обустройство места захоронения, а также на охрану наследственного имущества и на управление им, а также на публикацию сообщения о вызове наследников (ст. 69);

- выдача нотариусом по месту открытия наследства свидетельства о праве на наследство (ст. 70);

- выдача нотариусом по месту открытия наследства в случае смерти одного из супругов свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов (ст. 75);

- принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг производится нотариусом по месту исполнения обязательства (ст. 87);

- принятие для предъявления к платежу чека производится нотариусом по месту нахождения плательщика (ст. 96);

- совершение нотариусом нотариального действия, не предусмотренного законодательством РФ, отнесенного к его компетенции международным договором РФ (ст. 109).

Статья 40 Основ законодательства РФ о нотариате упоминает еще об одном ограничении - нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков) (ст. 47).

В целях упорядочивания деятельности нотариусов территория России поделена на нотариальные округа. По состоянию на 1 января 2017 г. насчитывается 2 188 нотариальных округов (при этом в 45 нотариальных округах все должности нотариусов вакантны) <1>. Согласно ст. 13 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус вправе совершать нотариальные действия только в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ только для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя и при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса.

--------------------------------

<1> См.: Сводный отчет по Минюсту России. Сведения за 2016 год о нотариате в Российской Федерации // Сайт Минюста России. URL: http://minjust.ru/ru/2016/svedeniya-o-notariate-v-rossiyskoy-federacii (дата обращения: 19.08.2017).

 

В силу экономических причин в некоторых нотариальных округах отсутствуют нотариусы, однако законодатель, исходя из минимизации ущемления прав и законных интересов граждан, проживающих на данной территории, наделил главу местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или главу местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района правом совершать нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах (ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате). Они вправе совершать нотариальные действия только на территории поселения или расположенном на межселенной территории населенном пункте.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения и муниципального района имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса (п. 3 ч. 1 ст. 14.1; п. 12 ч. 1 ст. 15.1).

Совершение нотариальных действий отнесено указанным Законом к вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения поселений и муниципальных районов, поэтому для указанных должностных лиц это не является обязанностью. Основная их деятельность связана с организацией местного самоуправления, и совершение нотариальных действий не является основной, а носит больше факультативный характер. Их компетенция по совершению нотариальных действий значительно уже компетенции нотариусов.

В соответствии со ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате указанные должностные лица имеют право совершать следующие нотариальные действия:

1) удостоверять завещания;

2) удостоверять доверенности;

3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;

4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствовать подлинность подписи на документах;

6) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) удостоверять факт нахождения гражданина в живых;

8) удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;

9) удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;

10) удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

11) удостоверять время предъявления документов;

12) удостоверять равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;

13) удостоверять равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

Законодательными актами РФ может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.

При совершении нотариальных действий должностные лица органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов помимо общих правил о нотариальном делопроизводстве, используемых нотариусами, также применяют Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, утвержденную Приказом Минюста России от 27 декабря 2007 г. N 256, и Указ Президента РФ от 29 декабря 2008 г. N 1873 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов", согласно которому указанные должностные лица должны на нотариально оформленных документах проставлять печать с изображением Государственного герба РФ.

Граждане Российской Федерации, находящиеся за границей, вправе обратиться за совершением нотариальных действий в консульские учреждения РФ. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" совершение нотариальных действий относится к консульской функции, т.е. к полномочию консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств РФ по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан РФ и российских юридических лиц за пределами РФ.

Консульским должностным лицом является гражданин РФ, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства РФ и уполномоченный на выполнение консульских функций (ст. 13). К ним, в частности, относятся главы консульских учреждений: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты (ст. 14). Указанные лица обязаны совершать нотариальные действия в пределах своего консульского округа. Консульское должностное лицо совершает нотариальные действия в соответствии с законодательством РФ о нотариате.

В соответствии со ст. 38 Основ законодательства РФ о нотариате в совокупности с практически дублирующей нормы ст. 26 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" должностные лица консульских учреждений РФ совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки (в том числе договоры, завещания, доверенности), кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, и сделок, направленных на отчуждение либо залог доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, созданного на территории РФ;

2) принимают меры к охране наследственного имущества;

3) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

4) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

5) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

6) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

7) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

8) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

9) удостоверяют время предъявления документов;

10) совершают морские протесты;

11) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

12) удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.

Законодательными актами РФ могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений РФ.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" консульское должностное лицо обязано соблюдать тайну совершения нотариальных действий и несет ответственность за ее разглашение в соответствии с законодательством РФ. Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых документов после уплаты консульских сборов. Нотариальное делопроизводство в консульском учреждении ведется на государственном языке Российской Федерации. Совершение нотариальных действий может быть отложено в случае необходимости истребования дополнительных сведений. Консульское должностное лицо не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков). Лицу, которому отказано в совершении нотариального действия, по его просьбе должны быть изложены в письменном виде причины отказа и разъяснен порядок его обжалования.

За совершение консульскими должностными лицами нотариальных действий взимаются консульские сборы, а также сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением указанных действий (ст. 36) по ставкам, предусмотренным п. 4 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. N 889 "Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий".

Гражданский кодекс РФ наделяет правом удостоверения некоторых сделок специально уполномоченных лиц. К ним относятся должностные лица, имеющие право удостоверять только две односторонние сделки, приравненные к нотариальным, - доверенности и завещания. А также, в определенных ст. ст. 1153, 1159 ГК РФ случаях, - свидетельствовать подлинность подписи в заявлении о принятии или отказе от наследства. Предоставление такого права ограниченному кругу должностных лиц обусловлено необходимостью осуществления реализации имущественных прав граждан в тех местностях, учреждениях, где нет нотариусов или возможность обращения к нотариусу ограничена состоянием здоровья либо по иным причинам.

Следует отличать лиц, имеющих право совершать нотариальные действия, которые перечислены в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате (нотариусы, должностные лица органов местного самоуправления и консульских учреждений), от лиц, совершающих действия, приравненные к нотариальным, перечень которых представлен в ст. ст. 185.1, 1127, 1128, 1153, 1159 ГК РФ. Для данной категории лиц удостоверение доверенностей и завещаний является несвойственным их основной функции и они вправе, но не обязаны, совершать эти действия в интересах осуществления и защиты принадлежащих гражданам прав.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, которые удостоверены администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения (ст. 185.1 ГК РФ).

К нотариально удостоверенным завещаниям приравниваются:

1) завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других стационарных лечебных учреждений, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов;

2) завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под Государственным флагом РФ, удостоверенные капитанами этих судов;

3) завещания граждан, находящихся в разведочных, арктических, антарктических или других подобных экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций, российских антарктических станций или сезонных полевых баз;

4) завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также завещания работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей;

5) завещания граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы (ст. 1127 ГК РФ);

6) завещательное распоряжение гражданина правами на денежные средства в банке (его филиале) или ином кредитном учреждении, удостоверенное служащим этого банка (его филиала) или иного кредитного учреждения, имеющим право принимать к исполнению распоряжения клиента в отношении средств на его счете (ст. 1128 ГК РФ).

При подаче наследником нотариусу заявления о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство, а также заявления об отказе от наследства по почте или через другое лицо, такое заявление может также быть засвидетельствовано лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии со ст. 185.1 ГК РФ.

Завещание, приравненное к нотариально удостоверенному завещанию, должно быть подписано завещателем в присутствии лица, удостоверяющего завещание, и свидетеля, также подписывающего завещание. После удостоверения завещания, как только для этого представится возможность, лица, удостоверившие завещание, должны направить его нотариусу по месту жительства завещателя.

При подписании завещательного распоряжения присутствие свидетелей не предусмотрено. Такое распоряжение должно быть собственноручно подписано завещателем с указанием даты его составления.

Указанные должностные лица при удостоверении доверенностей и завещаний руководствуются Основами законодательства РФ о нотариате, а также специальными инструкциями, не противоречащими законодательству о нотариате.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает четкую и при этом достаточно обширную систему органов и должностных лиц, которые имеют право совершать нотариальные действия. Нотариусы в этой системе выступают как центральное, системообразующее звено.

 

§ 2. Статус нотариуса: наделение, приостановление,

прекращение полномочий

 

Правовой статус нотариусов представляет собой совокупность прав и обязанностей, которыми они наделены в соответствии с действующим законодательством.

Важнейшие вопросы правового статуса нотариусов связаны с их полномочиями, в первую очередь с установленным порядком наделения, приостановления, прекращения полномочий нотариусов.

Часть 1 ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате предусматривает, что должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

В соответствии с Порядком учреждения и ликвидации должности нотариуса, утвержденным решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 28 августа 2009 г. и Приказом Минюста РФ от 23 декабря 2009 г. N 430, решение об учреждении и ликвидации должности нотариуса принимается территориальным органом юстиции по согласованию с нотариальной палатой субъекта РФ в рамках установленного органом государственной власти субъекта РФ количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

В течение 15 дней территориальный орган юстиции оформляет приказ, в котором указываются:

- основание принятия решения об учреждении или ликвидации должности нотариуса;

- наименование нотариального округа, в котором учреждаются или ликвидируются должности нотариуса.

Основанием для принятия указанного решения является:

а) принятие органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении количества должностей нотариусов в нотариальном округе;

б) издания территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в установленном порядке приказа о переводе нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность нотариуса, занимающегося частной практикой.

В зависимости от оснований для принятия решения об учреждении и ликвидации должности нотариуса наступают различные последствия. Так, приказ территориального органа юстиции об учреждении должности нотариуса, принятый в связи с изменением количества должностей нотариусов в нотариальном округе, является основанием для издания распоряжения территориального органа юстиции об объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса. При переводе государственного нотариуса на должность частного нотариуса принимается решение о ликвидации должности нотариуса в государственной нотариальной конторе и об учреждении должности нотариуса, занимающегося частной практикой, которое оформляется приказом территориального органа юстиции.

Важно отметить, что решение о ликвидации должности нотариуса может быть принято только в отношении вакантной должности нотариуса. Решение об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе возможно только при наличии на территории субъекта РФ государственной нотариальной конторы. При этом приказ об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе должен быть согласован с органом государственной власти субъекта РФ.

2. Часть 2 ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате предусматривает, что количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Конкретное количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта РФ (ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

В соответствии с Порядком определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, утвержденным решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18 сентября 2008 г. и Приказом Минюста РФ от 26 ноября 2008 г. N 275, количество должностей определяется не чаще одного раза в год на основании согласованного предложения территориального органа юстиции и нотариальной палаты субъекта РФ, которые должны учитывать в совокупности следующие критерии:

1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;

2) численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:

- в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, - один нотариус на 15 000 человек;

- в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, - один нотариус на 20 000 - 25 000 человек;

- в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), - один нотариус на 25 000 - 30 000 человек.

3. Статья 2 Основ законодательства РФ о нотариате предъявляет особые требования к лицам, претендующим на должность нотариуса, что обусловливается публично-правовым характером нотариальной деятельности. Совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации характеризует специальный статус нотариуса, как лица имеющего властные полномочия, делегированные ему государством.

Нотариусом в РФ может быть только лицо, удовлетворяющее следующим требованиям:

1) имеющее гражданство Российской Федерации;

2) не имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

3) получившее высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

4) имеющее стаж работы по юридической специальности не менее чем 5 лет;

5) достигшее возраста 25 лет, но не старше 75 лет;

6) сдавшее квалификационный экзамен;

7) не признанное недееспособным или не ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;

8) не состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

9) не осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда;

10) не имеющее не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;

11) не представлявшее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;

12) не освобождавшееся от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным Основами законодательства РФ о нотариате, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).

Соответственно, не может быть нотариусом лицо:

1) имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

2) признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;

3) состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

4) осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;

5) представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;

6) ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным настоящими Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).

Требование о наличии только Российского гражданства является императивным и не подразумевает наличие у лица, претендующего на должность нотариуса, какого-либо еще гражданства или подданства (двойное гражданства) помимо Российского гражданства. Основы законодательства РФ о нотариате предусмотрели в качестве исключения из этого правила условие, которое может быть предусмотрено международным договором РФ - возможность стать нотариусом РФ для лица, являющегося иностранным гражданином, либо имеющим как Российское, так и иностранное гражданство. Такое положение вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. На сегодняшний день такого международного договора не существует. Поэтому, если лицо имеет только иностранное гражданство либо наряду с гражданством РФ имеет гражданство (подданство) иного государства (двойное гражданство), то оно не может претендовать на должность нотариуса. Наличие указанных признаков у действующего нотариуса влечет для него лишения права нотариальной деятельности.

Требование о наличии у кандидата на должность нотариуса высшего юридического образования, полученного в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, реализуется с учетом норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с данным Законом, в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Требование о наличии государственной аккредитации у образовательной организации актуализирует обращения к соответствующим нормам законодательства об образовании.

Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации "Об образовании", и в отношении указанных образовательных программ.

В некоторых случаях при назначении нотариуса на должность может возникнуть вопрос о признании иностранного образования. В этом случае надлежит руководствоваться ст. ст. 106 и 107 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Нотариальной деятельностью вправе заниматься только тот гражданин Российской Федерации, который успешно сдал квалификационный экзамен (ст. 3.1 Основ законодательства РФ о нотариате). К квалификационному экзамену допускаются лица, прошедшие стажировку в соответствии с требованиями ст. 19 Основ законодательства РФ о нотариате. Срок стажировки составляет не менее одного года.

Решение о допуске к квалификационному экзамену лиц, желающих сдать квалификационный экзамен, принимается в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой и квалификационной комиссией.

В соответствии с Положением о квалификационной комиссии, утвержденной Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 150 (в редакции Приказа Минюста России от 22 декабря 2016 г. N 298) <1> квалификационный экзамен проводится два раза в год - в апреле и октябре. За 60 дней до даты проведения квалификационного экзамена на стендах территориального органа Минюста России и нотариальной палаты субъекта РФ, а также на их официальных сайтах в сети Интернет размещается информация о сроках приема документов и проведения экзамена, а также перечень документов и перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене, и порядок обжалования решений квалификационной комиссии.

--------------------------------

<1> См.: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 июня 2015 г.

 

Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в том числе ранее получившее лицензию на право нотариальной деятельности, прилагает к заявлению:

- документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации;

- документ о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

- трудовой договор о прохождении стажировки;

- копию заключения руководителя стажировки об итогах стажировки.

По итогам рассмотрения документов лиц, желающих сдать квалификационный экзамен, квалификационная комиссия принимает одно из следующих решений:

1) о допуске к квалификационному экзамену;

2) об отказе в допуске к квалификационному экзамену.

Список лиц, допущенных к сдаче квалификационного экзамена, размещается не позднее 3 рабочих дней после заседания квалификационной комиссии.

Лица, которым отказано в допуске к квалификационному экзамену, вправе обжаловать это решение в апелляционную комиссию в месячный срок.

Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов сдачи квалификационного экзамена.

Требования к автоматизированной информационной системе проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Федеральной нотариальной палатой по согласованию с федеральным органом юстиции.

Автоматизированная информационная система проведения квалификационных экзаменов является составной частью единой информационной системы нотариата и включает в себя:

1) удаленные автоматизированные рабочие места для сдачи квалификационных экзаменов;

2) центр обработки тестовых заданий и сопровождения квалификационных экзаменов (далее - центр обработки).

Организация работ по проектированию и внедрению автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов осуществляется Федеральной нотариальной палатой и включает в себя:

1) разработку специального программного обеспечения проведения квалификационного экзамена на удаленных автоматизированных рабочих местах в режиме реального времени с применением сетей связи общего пользования, предусматривающего систему хранения и генерации набора тестовых заданий для каждого претендента на оборудовании центра обработки;

2) консультирование квалификационных комиссий по вопросам использования специального программного обеспечения, его внедрение и сопровождение.

Перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, утверждены решением правления ФНП от 24 октября 2016 г. N 10/16, Приказом Минюста России от 30 ноября 2016 г. N 268 <1>. В данный перечень включено 130 тем, и они подлежат размещению на сайтах федерального органа юстиции и ФНП. Подготовка вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы, и вариантов ответов на них осуществляется апелляционной комиссией. Публикация вопросов и вариантов ответов на них не допускается.

--------------------------------

<1> См.: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 12 декабря 2016 г.

 

В соответствии с Положением о квалификационной комиссии для сдачи квалификационного экзамена секретарь квалификационной комиссии выдает лицу, желающему сдать квалификационный экзамен, логин и пароль для входа в автоматизированную информационную систему (далее - экзаменуемый). Квалификационный экзамен проводится в помещениях, оборудованных компьютерной техникой, позволяющей формировать и доводить до каждого экзаменуемого тестовое задание (далее - задание) в режиме реального времени путем произвольной выборки из вопросов.

Квалификационный экзамен проводится путем выполнения задания, включающего пятьдесят теоретических вопросов в форме теста (далее - тест) и один вопрос в форме практической задачи (далее - задача). На выполнение задания экзаменуемым предоставляется 2 часа (120 минут) и одна попытка. Экзаменуемым запрещается пользоваться литературой, средствами связи и вести переговоры с другими экзаменующимися.

Проверка правильности ответов экзаменуемых на задание осуществляется автоматизированной информационной системой. За каждый правильный ответ на вопрос теста экзаменуемый получает один балл, за правильный ответ на задачу - пять баллов. Также за правильное пояснение к задаче членами квалификационной комиссии может быть доначислено от 1 до 5 баллов.

Квалификационный экзамен считается сданным, если экзаменуемый набрал сорок пять баллов за выполнение задания. Результаты квалификационного экзамена сообщаются экзаменуемому в день проведения квалификационного экзамена и в течение 2 дней размещаются на официальных сайтах территориального органа юстиции и нотариальной палаты субъекта РФ.

Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии экзаменуемому в апелляционную комиссию. Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к его повторной сдаче не ранее чем через год. При этом прохождение дополнительной стажировки не требуется.

Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся территориальным органом в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, в течение 10 рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена.

Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, но не приступившее к работе в должности помощника нотариуса либо к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенное на должность нотариуса в течение трех лет с момента сдачи экзамена, или имеющее перерыв свыше 5 лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса либо в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускается к конкурсу на должность нотариуса, к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

Согласно ст. 4 Основ законодательства РФ о нотариате для организации квалификационного экзамена при территориальном органе юстиции образуется квалификационная комиссия, деятельность которой также регулируется Положением о квалификационной комиссии.

Квалификационная комиссия формируется при территориальном органе Минюста России нотариальной палатой субъекта Российской Федерации и территориальным органом на паритетной основе в составе не менее шести человек. В состав квалификационной комиссии входят представители территориального органа юстиции, представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее чем 10 лет. Представители федерального органа юстиции вправе принимать участие в работе квалификационной комиссии.

Квалификационная комиссия создается сроком на три года. Члены квалификационной комиссии не получают вознаграждения за участие в работе квалификационной комиссии. Заседание квалификационной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решения квалификационной комиссии принимаются простым большинством голосов членов квалификационной комиссии, присутствующих на заседании.

Апелляционная комиссия образуется при федеральном органе юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. Согласно Приказу Минюста России от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему квалификационных экзаменов" (в редакции Приказа Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 294) апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.

Установленные законодательством правила и ограничения для кандидатов на должность нотариуса направлены на то, чтобы обеспечить занятие этой должности лицами, безупречными в правовом и моральном отношении и обладающими высоким уровнем профессионализма.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен.

Согласно Положению о порядке выдачи нотариальными палатами субъектов Российской Федерации рекомендаций лицам, желающим принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденному решением Правления ФНП от 18 - 19 августа 2011 г., протокол N 05/11, основным критерием выдачи рекомендации для участия в конкурсе является стаж работы от 3 лет в качестве сотрудника нотариальной конторы, региональной (федеральной) нотариальной палаты по юридической специальности. При этом время стажировки не учитывается. Для участия в конкурсе действующие нотариусы должны отработать минимум 2 года. Эти требования не распространяются на отбор, проводимый в отдаленных, экономически слабо развитых и (или) малонаселенных округах с численностью населения до 10 тыс. человек.

Заявление о получении рекомендации с приложением необходимых документов подается минимум за 10 дней до окончания срока приема документов соответствующим территориальным органом юстиции от лиц, желающих участвовать в конкурсе. Рекомендации для участия в конкурсе выдаются в форме выписки из протокола на основании решения правления нотариальной палаты на следующий день после заседания.

Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. Согласно Положению о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденному Приказом Минюста России от 17 февраля 1997 N 19-01-19-97 (в редакции от 29 июня 2015 г.) <1>, целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

--------------------------------

<1> См.: Российские вести. 1997. 27 марта. N 57.

 

Конкурс объявляется распоряжением территориального органа Минюста не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса. Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через 2 месяца после объявления конкурса.

Для проведения конкурса приказом территориального органа при территориальном органе образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек, Комиссия создается из равного количества работников территориального органа и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 5 членов комиссии.

Объявление о проведении конкурса, сроках, месте приема и перечне документов публикуется территориальным органом Минюста России совместно с нотариальной палатой субъекта РФ в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях территориального органа и нотариальной палаты.

Лицо, желающее участвовать в конкурсе, подает секретарю конкурсной комиссии заявление и представляет следующие документы:

- диплом о высшем юридическом образовании, выданный имеющей государственную аккредитацию образовательной организацией высшего образования;

- трудовую книжку или иные документы, подтверждающие стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет;

- лицензию на право нотариальной деятельности или выписку из протокола квалификационной комиссии, подтверждающую сдачу квалификационного экзамена после 1 января 2015 г.;

- справку из наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что лицо, желающее участвовать в конкурсе, не состоит в них на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

- справку из органов внутренних дел об отсутствии судимости;

- заявление об отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств.

На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске лиц, желающих участвовать в конкурсе, к участию в конкурсе.

При исчислении стажа работы по юридической специальности конкурсная комиссия учитывает периоды работы по юридической специальности со дня получения высшего юридического образования.

Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, вывешивается в зданиях территориального органа и нотариальной палаты, а также размещается на официальных сайтах территориального органа и нотариальной палаты не позднее чем за 7 дней до начала проведения конкурса.

В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.

Оценка кандидатов производится по 10-балльной системе. По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурсной комиссии. В конкурсном бюллетене каждым членом комиссии должна быть кратко изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта.

После оценки всех участников конкурса и подсчете набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов. При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссией принимается открытым голосованием.

Результаты голосования и решение конкурсной комиссии оглашаются лицам, принимавшим участие в конкурсе, на следующий день после окончания конкурса.

Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе и решение конкурсной комиссии по результатам конкурса может быть обжаловано в суд.

Действующее законодательство предусматривает возможность приостановления полномочий нотариуса (ст. 14.1 Основ законодательства РФ о нотариате).

Полномочия нотариуса приостанавливаются в случае:

1) отсутствия у нотариуса договора страхования гражданской ответственности или несоответствия заключенного договора требованиям Основ законодательства о нотариате до дня заключения такого договора;

2) избрания меры пресечения в виде заключения нотариуса под стражу или его домашнего ареста до дня отмены или истечения срока применения указанной меры пресечения;

3) временного отстранения от исполнения обязанностей в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством до дня отмены или истечения срока применения указанной меры принуждения;

4) избрания нотариуса депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе, или депутатом представительного органа муниципального образования, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе.

Приостановление полномочий нотариуса производится судом по представлению нотариальной палаты.

Копия определения суда направляется нотариусу, полномочия которого приостанавливаются, в нотариальную палату и территориальный орган юстиции.

Полномочия нотариуса возобновляются автоматически со дня заключения договора страхования гражданской ответственности, соответствующего требованиям настоящих Основ. Нотариус, заключивший такой договор, обязан направить его копию в нотариальную палату в течение одного рабочего дня со дня заключения такого договора.

Полномочия нотариуса возобновляются автоматически со дня принятия решения об отмене мер пресечения или принуждения, предусмотренных Основами законодательства о нотариате, в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, или на следующий день после дня истечения срока применения соответствующей меры.

Для временного отстранения от исполнения обязанности нотариуса следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора в соответствии со ст. 114 УПК РФ возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

Приостановление полномочий нотариуса в случае его избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе, или депутатом представительного органа муниципального образования, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе, производится по заявлению нотариуса, поданному в территориальный орган юстиции в течение одного рабочего дня со дня вступления в должность.

На время приостановления полномочий нотариуса в случае его избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе, или депутатом представительного органа муниципального образования, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе, другой нотариус того же нотариального округа по предложению нотариальной палаты наделяется территориальным органом юстиции полномочиями по совершению нотариальных действий, требующих использования нотариального архива нотариуса, полномочия которого приостановлены, а также нотариальных действий, совершение которых отнесено к исключительной компетенции нотариуса, полномочия которого приостановлены. Нотариус другого нотариального округа может наделяться этими полномочиями в порядке, установленном законодательством для изменения территории деятельности нотариуса.

Полномочия нотариуса возобновляются автоматически со дня прекращения у нотариуса полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего деятельность на профессиональной постоянной основе, или депутата представительного органа муниципального образования, осуществляющего деятельность на профессиональной постоянной основе. Нотариус, у которого прекратились такие полномочия, обязан направить соответствующее извещение в территориальный орган юстиции в течение одного рабочего дня со дня прекращения таких полномочий.

Законодательство предусматривает различный порядок для увольнения государственных нотариусов и прекращения полномочий частных нотариусов (ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате).

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Сложение полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста осуществляется без решения суда. Порядок и сроки сложения полномочий нотариуса, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность определяются Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 157 "Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность" <1>.

--------------------------------

<1> См.: официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 июня 2015 г.

 

Согласно данному Приказу полномочия нотариуса прекращаются на следующий день после достижения им 75-летнего возраста. В течение 30 дней нотариус обязан сдать гербовую печать в территориальный орган Минюста России, закрыть расчетные, депозитные счета и счета депо. При наличии денежных средств, ценных бумаг на депозите нотариус обязан заключить соответствующие договоры с банком, в котором открыты депозитный счет и счет депо, для передачи указанных ценностей другому нотариусу.

Конкурс проводится в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса. Он объявляется территориальным органом Министерства за 3 месяца до дня достижения нотариусом 75 лет.

 

§ 3. Права, обязанности и ответственность нотариуса

 

Основные права и обязанности нотариуса, которые составляют основы его правового статуса и обеспечивают исполнение профессиональных обязанностей, установлены главой 3 Основ законодательства о нотариате.

Права нотариуса выражены законодателем в следующих базовых положениях:

1) право совершать предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

2) право составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

3) истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий;

4) право представлять в установленных законодательством случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы или подведомственное ему государственное бюджетное учреждение, наделенное соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее - орган регистрации прав), и получать выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющие государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество, и иные документы, выдаваемые этим органом;

5) право получать бесплатно в форме электронного документа сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Следует отметить, что законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

Обязанности нотариуса, установленные законодательством и направленные на качественное исполнение им должностных полномочий, могут быть выражены в следующих основных позициях:

1) нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;

2) нотариус обязан разъяснять физическим и юридическим лицам права и обязанности;

3) нотариус обязан предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

4) в соответствии с Налоговым кодексом РФ нотариусы обязаны сообщать в налоговые органы о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения;

5) нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия;

6) нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам;

7) нотариус обязан не реже одного раза в четыре года повышать (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) квалификацию в осуществляющей образовательную деятельность организации, образовательная программа которой аккредитована Федеральной нотариальной палатой.

Высокая социальная значимость профессии нотариуса определяет факт установления законодательством мер ответственности, которые фактически дополняют раздел об обязанностях. Именно неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей выступает основанием ответственности нотариуса.

Законодательством предусмотрено 4 вида ответственности для нотариусов, занимающихся частной практикой: гражданско-правовая, уголовная, административная, дисциплинарная. Ответственность нотариусов в зависимости от степени правонарушения и вины регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ, Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. Государственный нотариус несет ответственность в соответствии с трудовым законодательством, а также уголовную и административную.

Согласно ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона.

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях.

Вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица в случаях, предусмотренных законодательством, возмещается за счет страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, или в случае недостаточности этого страхового возмещения - за счет страхового возмещения по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса, заключенного нотариальной палатой, или в случае недостаточности последнего страхового возмещения - за счет личного имущества нотариуса, или в случае недостаточности его имущества - за счет средств компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность также за вред, виновно причиненный его работниками или лицом, временно замещающим нотариуса, при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением нотариальной деятельности. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе предъявить лицу, временно его замещавшему, регрессный иск в размере вреда, причиненного по вине такого лица и возмещенного за счет личного имущества нотариуса.

Государство, органы государственной власти не несут ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, занимающегося частной практикой.

Государство несет ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ нотариус, работающий в нотариальной конторе, обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. При этом за причиненный ущерб нотариус, работающий в нотариальной конторе, несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 Трудового кодекса РФ).

При определении размера причиненного действиями (бездействием) нотариуса вреда, связанного с применением последствий недействительности сделки, предмет которой подлежал оценке, общий размер ответственности нотариуса в связи с признанием сделки недействительной не может превышать итоговую величину стоимости предмета оценки, данную ему ее участниками (сторонами).

Таким образом, особенности деятельности нотариуса определяют возможность применения к нему мер гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности. Следует учитывать, что ответственность нотариуса наступает только в том случае, если его действия были противоправными.

Меры дисциплинарной ответственности нотариусов конкретизированы в Кодексе профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

В главе 9 данного документа содержится понятие дисциплинарного проступка как виновное совершение дисциплинарного проступка, предусмотренного настоящим Кодексом. К таким проступкам, в частности, относятся:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: