Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 января 2012 года по делу N 33-64/2012 А-77

Денежные средства, находящиеся на депозитных счетах, не являются доходом нотариуса, занимающегося частной практикой, поэтому нотариус при соблюдении требований закона о принятии денежных сумм в депозит, не обязан в случае банкротства банка выплачивать денежные средства кредитору за счет личных средств с последующим возмещением их в порядке регресса.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 мая 2012 г. по делу N 5-В12-3 // Бегичев А.В. Нотариальная практика в судебных решениях: Учеб.-метод. пособие / А.В. Бегичев. М.: Книга и бизнес, 2014.

 

§ 9. Единая информационная система нотариата

 

В современных условиях активно формирующегося информационного общества процессы информатизации и связанные с ними новые технологии вторгаются во все сферы общественной жизни и правового регулирования.

В эпоху развития информационных технологий нотариат не может осуществлять свою деятельность без использования электронных сервисов. Понимая эту задачу, нотариат уже давно внедрил электронный документооборот. Для расширения использования электронной системы в интересах не только нотариата, но и всех заинтересованных лиц, требовалась правовая база. Ее основой служит Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 379-ФЗ), которым в Основы законодательства РФ о нотариате введена глава "Единая информационная система нотариата".

--------------------------------

<1> РГ. 2013. 25 дек. N 291.

 

Федеральный закон N 379-ФЗ подводит правовую основу под уже существующие электронные сервисы Единой информационной системы нотариата и определяет направления их дальнейшего развития, тем самым значительно расширяя функции нотариата.

Реализация данного Закона предполагает готовность российского нотариата к новым информационным технологиям и активному их использованию в повседневной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См. подробно: Бегичев А.В. Разрешение современных проблем достоверности нотариального удостоверения при реализации функционирования единой информационной системы нотариата России // Проблемы реализации правозащитной деятельности нотариата при обеспечении доказательств. М.: ВАКО, 2015. С. 100 - 109.

 

Целью создания этой системы являлось обеспечение надлежащего уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций в связи с их обращением к нотариусам за совершением нотариальных действий; предоставление нотариусам дополнительной информации при совершении нотариального действия; выполнение публичных полномочий Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Оператором ЕИС является Фонд "Центр инноваций и информационных технологий", учрежденный Федеральной нотариальной палатой специально для развития этой программы.

В ст. 34.1 Основ законодательства РФ о нотариате впервые дано определение единой информационной системы нотариата, под которой понимается автоматизированная информационная система, предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).

Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата.

В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные законодательством о нотариате сведения.

Задачи Федеральной нотариальной палаты как оператора установлены законодателем. Оператор единой информационной системы нотариата решает следующие задачи:

1) обеспечивает бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование единой информационной системы нотариата в соответствии с требованиями Основ законодательства о нотариате;

2) принимает меры по обеспечению доступа к предусмотренным Основами законодательства о нотариате реестрам единой информационной системы нотариата в случаях, предусмотренных Основами законодательства о нотариате;

3) обеспечивает изготовление резервных копий предусмотренных Основами законодательства о нотариате реестров единой информационной системы нотариата;

4) обеспечивает предоставление федеральному органу юстиции резервных копий предусмотренных Основами реестров единой информационной системы нотариата отчетности о функционировании этих реестров ежеквартально, а также по запросу указанного органа не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня поступления такого запроса.

Передача нотариусами в единую информационную систему нотариата сведений, предусмотренных Основами, не является разглашением тайны совершения нотариальных действий.

Нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата, и лица, осуществляющие обработку вносимых в единую информационную систему нотариата сведений, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять сведения, содержащиеся в этой информационной системе, за исключением случаев, установленных Основами законодательства о нотариате. За разглашение или незаконное использование указанных сведений такие лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Защита сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Единая информационная система нотариата включает в себя ведущиеся в электронной форме реестры:

1) нотариальных действий;

2) наследственных дел;

3) уведомлений о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам (далее - реестр уведомлений о залоге движимого имущества);

4) списков участников обществ с ограниченной ответственностью.

Наряду с реестрами единая информационная система нотариата включает в себя иные сведения, в том числе сведения справочно-аналитического характера, которые касаются деятельности нотариусов и состав которых определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата утверждаются Министерством юстиции.

В настоящее время действуют требования, которые утверждены Приказом Минюста России от 17 июня 2014 г. N 128 (в ред. от 29 июня 2015 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минюста России от 17 июня 2014 г. N 128 (в ред. от 29 июня 2015 г.) "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (вместе с Требованиями к содержанию реестров единой информационной системы нотариата, утв. решением Правления ФНП от 2 июня 2014 г., Приказом Минюста России от 17 июня 2014 г. N 128) // РГ. 2014. 20 июня. N 136.

 

Внесение сведений в единую информационную систему нотариата осуществляется нотариусами, а в установленных настоящими Основами или в соответствии с ними случаях - нотариальными палатами.

Нотариусы обязаны вносить в единую информационную систему нотариата сведения:

1) о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата;

2) об открытии наследства при поступлении заявлений, являющихся основанием для заведения наследственного дела;

3) об уведомлениях о залоге движимого имущества при их регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества;

4) иные установленные законодательством сведения, если их внесение не возложено на нотариальные палаты.

Сведения о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата вносятся нотариусом в единую информационную систему нотариата незамедлительно.

Сведения об открытии наследства вносятся нотариусом в реестр наследственных дел единой информационной системы нотариата не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующих заявлений.

Важно отметить, что, расширяя полномочия Федеральной нотариальной палаты, отдавая в ее компетенцию ведение ЕИСН, законодатель предусмотрел контроль за правильностью ведения системы со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата - Министерства юстиции Российской Федерации.

Введение указанных трех реестров ЕИСН представляет удобства для граждан и юридических лиц. В частности, для установления факта открытия наследственного дела всем потенциальным наследникам достаточно будет обратиться с соответствующим запросом в Федеральную нотариальную палату для получения сведений из реестра открытых наследственных дел. После этого они уже обращаются к конкретному нотариусу для оформления своих прав. Данная процедура является не трудоемкой и займет немного времени, что упростит гражданам условия для реализации их наследственных прав и сэкономит их время и деньги. Более того, поскольку сведения в реестре наследственных дел формируются не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующих заявлений, то это обеспечивает оперативность и актуальность получения информации. Ведение реестра в электронной форме осуществляется под контролем Минюста России и его территориальных органов. Это исключает возможность утраты сведений из реестра наследственных дел и различных противоправных манипуляций с ним.

В работе нотариуса, ведущего наследственные дела, встречаются проблемы, связанные с оформлением наследства на основании завещания. А для наследников актуальна проблема розыска завещаний. Действующее законодательство не ограничивает компетенцию нотариусов по удостоверению завещаний, распоряжений об отмене завещаний, принятию на хранение закрытых завещаний. Завещатель вправе обратиться для совершения указанного нотариального действия к любому нотариусу на территории Российской Федерации, который, являясь носителем тайны завещания, не вправе разглашать сведения о факте совершения завещания или его отмены до даты открытия наследства под страхом ответственности за моральный вред, причиненный завещателю. Таким образом, при отсутствии Единого реестра нотариальных действий наследники лишены фактической возможности розыска завещания, так как для этого им нужно обратиться к каждому нотариусу на территории Российской Федерации. Конечно, такой поиск ограничивается разумными критериями, исходящими из предположений места составления завещания. Между тем на это необходимо затратить достаточное количество времени и финансовых средств.

Другая проблема не менее актуальна и в настоящее время. Это подделка завещаний. Создание Единого реестра нотариальных действий значительно облегчит как судопроизводство по гражданским и уголовным делам, так и работу следственных органов, поскольку сделает невозможным оформление наследственных прав по несуществующим, поддельным завещаниям и по завещаниям, составленным "задним числом" после смерти наследодателя, что гарантирует законность оформления наследственных прав нотариусами.

Разрешение этих проблем способствовало бы защите прав граждан, обратившихся к нотариусу за совершением нотариального действия. По мнению законодателя, электронный реестр нотариальных действий может стать, во-первых, удобным сервисом для граждан по поиску завещаний, во-вторых, действенным инструментом противодействия преступным проявлениям.

На сегодняшний день в большинстве профессиональных сообществ нотариусов латинского типа, входящих в Международный союз нотариата, в основном стран Европы, создан единый банк сведений о совершенных завещаниях, который дает наследникам наибольшие правовые гарантии при оформлении наследственных прав. Нотариальное сообщество Российской Федерации входит в Международный союз нотариата, однако действующая редакция ст. 1123 Гражданского кодекса РФ не позволяла создать единый банк сведений о совершенных и отмененных завещаниях. Создание банка данных в виде Единого реестра нотариальных действий, в который входят и сведения о завещаниях, позволит обеспечить реализацию гарантированного Конституцией Российской Федерации (ст. 35) права наследования.

Таким образом, ст. 1123 Гражданского кодекса РФ дополнена положением, устанавливающим, что нотариус, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания, свидетели, нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата, и лица, осуществляющие обработку данных единой информационной системы нотариата, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.

Действующая до внесения этих поправок редакция статьи не позволяла сбор и разглашение в законном порядке сведений об оставленной завещателем последней воле, что значительно ограничивало права наследников.

Важно отметить, что Единая информационная система нотариата включает в себя записи об удостоверенных и отмененных доверенностях и о заключенных брачных договорах. Данная новелла также важна для устойчивого гражданского оборота, особенно при совершении сделок с недвижимым имуществом, поскольку позволяет проверить полномочия представителя по доверенности, а также наличие действующего брачного договора со всеми изменениями к нему.

В соответствии со ст. ст. 1, 37 и 38 Основ законодательства РФ о нотариате, нотариальные действия по удостоверению доверенностей и завещаний совершаются главой местной администрации поселения и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления поселения или главой местной администрации муниципального района и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления муниципального района, а также должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации. Федеральным законом N 379-ФЗ установлено, что сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.

Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к следующим сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата (ст. 34.4 Основ законодательства РФ о нотариате):

1) сведения о доверенности (сведения о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения доверенности, ее регистрационном номере в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр в случае, если доверенность отменена);

2) сведения реестра уведомлений о залоге движимого имущества:

а) регистрационный номер уведомления о залоге движимого имущества;

б) наименование, дата заключения и номер договора залога или иной сделки, на основании которой или вследствие совершения которой возникает залог (при наличии в реестре таких сведений);

в) описание предмета залога, в том числе цифровое, буквенное обозначения предмета залога или их комбинация (при наличии в реестре таких сведений);

г) информация о залогодателе и залогодержателе:

- для физического лица - фамилия, имя и (если имеется) отчество буквами русского алфавита и (при наличии в реестре таких сведений) буквами латинского алфавита, а также дата рождения, субъект Российской Федерации, в котором проживает лицо (для лица, проживающего на территории Российской Федерации), серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность;

- для юридического лица - полное наименование буквами русского алфавита и (при наличии в реестре таких сведений) буквами латинского алфавита, идентификационный номер налогоплательщика, а также для юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, государственный регистрационный номер в Едином государственном реестре юридических лиц, для иного юридического лица - страна регистрации (за исключением международных организаций, имеющих права юридических лиц) и (при наличии) регистрационный номер.

Федеральной нотариальной палатой должна обеспечиваться возможность поиска сведений в реестре уведомлений о залоге движимого имущества по таким данным, как фамилия, имя, отчество залогодателя - физического лица, наименование залогодателя - юридического лица, регистрационный номер уведомления о залоге движимого имущества, идентифицирующие предмет залога цифровое, буквенное обозначения или их комбинация, в том числе идентификационный номер транспортного средства (VIN). При поиске сведений по данным о залогодателе для уточнения поиска используются данные о дате рождения, серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, и данные о субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает залогодатель - физическое лицо, а также регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика залогодателя - юридического лица.

Федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой может быть установлено, что Федеральная нотариальная палата предоставляет возможность поиска сведений также по иным данным, которые содержатся в реестре уведомлений о залоге движимого имущества и к которым согласно настоящей статье предоставляется открытый доступ.

Федеральная нотариальная палата посредством единой информационной системы нотариата в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, обеспечивает по направленным в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в связи с предоставлением ими услуг и исполнением функций и при присоединении к запросу электронного образа проверяемого нотариально удостоверенного документа подтверждение нотариусом содержания удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Указанные сведения предоставляются в электронной форме в автоматизированном режиме незамедлительно, но не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса.

Сведения, содержащиеся в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата и необходимые для совершения нотариального действия или проверки действительности нотариально оформленного документа, предоставляются нотариусам по их запросам, поданным через единую информационную систему нотариата, незамедлительно в автоматизированном режиме.

Сведения, содержащиеся в единой информационной системе нотариата, за исключением сведений, содержащихся в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, а также сведений, которые содержатся в реестре уведомлений о залоге движимого имущества и не предоставляются в свободном доступе, могут быть предоставлены Федеральной нотариальной палатой третьим лицам, в том числе по договору с третьими лицами.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны обеспечивать технические условия для своевременного внесения в единую информационную систему нотариата сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время частью Единой системы нотариата является сайт http://reestr-dover.ru, принадлежащий на праве собственности Федеральной нотариальной палате. Доступ к сайту предоставляется свободно для неограниченного круга лиц без взимания платы. Этот реестр, который в обязательном порядке пополняется исключительно нотариусами, отражает сведения об отмене только нотариально удостоверенных доверенностей, совершенных соответственно в нотариальной форме.

Сведения о зарегистрированных залогах любое заинтересованное лицо может проверить круглосуточно в свободном доступе на сайте www.reestr-zalogov.ru. Особенность данного ресурса выражается в том, что уведомления о возникновении, изменении и исключении залога регистрируют исключительно нотариусы.

Возлагая на нотариат, как публично-правовой орган, выполнение функций по формированию и ведению единой информационной системы, государство обеспечивает построение новых защитных механизмов для осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав и законных интересов. Это дает импульс для дальнейшего эффективного взаимодействия государства и нотариата в осуществлении принципов правового демократического государства. Надеемся, что российский нотариат справится с поставленной задачей и станет, с одной стороны, действующим механизмом противодействия криминализации в гражданско-правовой деятельности общества, а с другой стороны, надежным защитником и оплотом законности для граждан и юридических лиц.

 

Доктрина

"Аккумулирование базы данных одной тематики на одном публичном электронном ресурсе позволило бы более рационально следовать принципу открытости, доступности, достоверности. На этом фоне стройным, содержательным и удобным видится Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>.

--------------------------------

<1> Петровская О.С., Петровская Т.С. Сравнительный анализ современных электронных публично-информационных ресурсов: преимущества и особенности // Нотариус. 2016. N 2. С. 45 - 47.

 

"Со вступлением в силу положений главы VII.1 Основ ("Единая информационная система нотариата") появилась нормативная база для "переформатирования" нотариальной практики в соответствии с реалиями информационной эпохи" <1>.

--------------------------------

<1> Крусс В.И. Некоторые аспекты конституционализации нотариальной практики в Российской Федерации // Нотариус. 2015. N 7. С. 34 - 40.

 

Контрольные вопросы и задания для самопроверки

 

1. Какие органы и должностные лица уполномочены совершать нотариальные действия?

2. Какие ограничения налагаются на деятельность нотариусов?

3. Какие нотариальные действия вправе совершать должностные лица консульских учреждений РФ?

4. Какие документы приравниваются к нотариально удостоверенным доверенностям?

5. Какие документы приравниваются к нотариально удостоверенным завещаниям?

6. Какие требования предъявляются к нотариусу?

7. Какое лицо не может быть нотариусом?

8. Кто входит в состав квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена при территориальном органе юстиции?

9. В каких случаях приостанавливаются полномочия нотариуса?

10. Какие права нотариуса предусмотрены законодательством?

11. Какие установлены обязанности нотариуса?

12. Какие меры дисциплинарной ответственности нотариуса предусматривает Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации?

13. Какие виды контроля за деятельностью нотариусов предусмотрены законодательством?

14. Кто может стать стажером и помощником нотариуса?

15. Что является источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой?

 

Литература по главе

 

1. Бегичев А.В. Разрешение современных проблем достоверности нотариального удостоверения при реализации функционирования единой информационной системы нотариата России // Проблемы реализации правозащитной деятельности нотариата при обеспечении доказательств. М.: ВАКО, 2015. С. 100 - 109.

2. Белицкая А.В. Необходимость института государственного контроля над органами нотариата в РФ: теоретический аспект // Нотариус. 2015. N 5. С. 33 - 36.

3. Бурова А.С. Правовая природа отношений по взиманию государственными и частнопрактикующими нотариусами нотариальных тарифов // Нотариус. 2015. N 6. С. 25 - 29.

4. Крусс В.И. Некоторые аспекты конституционализации нотариальной практики в Российской Федерации // Нотариус. 2015. N 7. С. 34 - 40.

5. Механошина И.А. Этические стандарты нотариальной деятельности // Закон. 2013. N 11. С. 70 - 74.

6. Михеева Л.Ю. Реформа российского нотариата: основные идеи // Актуальные проблемы частного права: Сб. статей к юбилею П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. 272 с.

7. Петровская О.С., Петровская Т.С. Сравнительный анализ современных электронных публично-информационных ресурсов: преимущества и особенности // Нотариус. 2016. N 2. С. 45 - 47.

8. Фельцан А.Е. Проблема определения статуса нотариуса в российском законодательстве // Нотариус. 2014. N 1. С. 7 - 11.

9. Черемных Г.Г. Каким должен быть кодекс нотариуса: профессиональным или этическим? // Нотариус. 2012. N 5. С. 2 - 6.

 

Глава 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НОТАРИАТА

 

Глава направлена на формирование следующих компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: