Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Анемия, сидеропения, гипоксия, внутриклеточный и внутрисосудистый гемолиз, мембранопатии, энзиопатии, гемоглобинопатии, мегалобластический тип кроветворения, осмотическая резистентность эритроцитов.

3.Вопросы к занятию:

1. Анемии. Общие сведения (понятие, классификация, неспецифические и специфические клинико-лабораторные проявления).

2. Постгеморрагическая анемия. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика.

3. Железо-дефицитная и железо-рефрактерная анемия. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика.

4. В12-, фолиеводефицитная анемия. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика.

5. Гипо- и апластические анемии. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика.

6. Механизмы разрушения эритроцитов.

7. Приобретенные гемолитические анемии. Этиология, классификация патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика.

8. Наследственные гемолитические анемии. Мембранопатии. Этиопатогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика.

9. Наследственные гемолитические анемии. Энзимопатии. Этиопатогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика.

10. Наследственные гемолитические анемии. Гемоглобинопатии. Этиопатогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика.

4.Вопросы для самоконтроля:

1. Как определяется регенераторная способность костного мозга?

2. Назовите признаки мегалобластического кроветворения?

3. Опишите основные этапы обмена железа.

4. Назовите признаки дефицита железа в организме.

5. Назовите основные лабораторные признаки железодефицитной анемии.

6. Какие органы и системы поражаются при дефиците витамина В12?

7. Объясните появление мегалобластов, телец Жолли, колец Кебо при В12-дефицитной анемии.

8. Как определяется осмотическая резистентность эритроцитов?

9. Назовите клинико-лабораторные признаки внутриклеточного гемолиза.

10. Назовите клинико-лабораторные признаки внутрисосудистого гемолиза.

11. Назовите причины гемолитических анемий.

12. Как классифицируют анемии по диаметру эритроцитов?

13. Назовите причины гипопластических анемий.

 

Примерные тестовые задания.

1. Укажите изменения гематологических показателей, характерные для анемии Аддисона-Бирмера

а) умеренная гипохромия эритроцитов

б) анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов

в) нейтропения с ядерным сдвигом вправо

г) тромбоцитоз

д) появление в крови эритроцитов с тельцами Жоли и кольцами Кебо

е) нейтрофилия с ядерным сдвигом влево

 

2. Выберите гематологические признаки, характерные для гипопластической анемии

а) высокий процент неэффективного эритропоэза

б) укорочение средней продолжительности жизни эритроцитов

в) нейтропения различной степени

г) гиперхромия эритроцитов

д) нормообластический тип эритропоэза

е) уменьшение латентной железосвязывающей способности сыворотки

 

3. Основные патогенетические факторы, обусловливающие развитие анемий:

а) недостаточная продукция эритроцитов

б) повышенное разрушение эритроцитов

в) повышенная продукция эритроцитов

г) недостаточное разрушение эритроцитов

д) нарушение выхода эритроцитов из костного мозга

Ответы к тестам: 1 - б, в, д; 2 – а, в, д; 3 – а, б.

 

Основная и дополнительная литература

Основная литература

7. Литвицкий П.В. Патофизиология: Учебник: В 2-х т., Т.2 /П.Ф. Литвицкий. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002. – 808 с.

8. Зайчик А.Ш. Механизмы развития болезней и синдромов /А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. – СПб.: ЭЛБИ, 2005 - 502 с.

9. Зайчик А.Ш. Основы патохимии /А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. – СПб.: ЭЛБИ, 2001 - 688 с.

Дополнительная литература

10. Абдулкадыров К.М. Клиническая гематология: справочник /К.М. Абдулкадыров. - М.: Питер, 2006. - 447 с.

11. Бэйн Б.Дж. Справочник гематолога: пер. с англ. Т.Н. Мосоловой под ред. О.А. Рукавицина / Б.Дж. Бэйн, Р. Гупта. - М.: БИНОМ. Лаб. Знаний, 2004. - 278 с. - пер.изд.

12. Клетки крови — современные технологии их анализа / Г.И. Козинец, В.Н. Погорелов, Д.А. Шмаров и др. - М.: Триада-Фарм, 2002. - 535 с.

13. Наглядная гематология: пер. с англ. /Под ред. ВИ. Ершова.- 2-е изд. -М.: ГОЭТАР -Медиа, 2008.-115 с.

14. Руководство по гематологии: в 3 т., Т.1 (Т.2) / под ред. А.И. Воробьева — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ньюдиамед, 2002 — 280 с. (277 с).

15. Шиформан Ф.Дж. Патофизиология крови /Ф. Дж. Шиформан; пер. с англ. - М.: «Издательство БИНОМ», 2000 - 448с.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Темы для подготовки рефератов.

- Наследственный микросфероцитоз (болезнь Минковского-Шоффара): этиопатогенез, клинико-лабораторные симптомы.

 

 

Тема: Лейкон - норма и патология

Тема занятия: Морфофункциональная характеристика лейкоцитов в норме и патологии. Лейкоцитозы, лейкопении.

Цель занятия: Изучить морфофункциональную характеристику лейкоцитов в норме и патологии. Изучить этиологию, патогенез и классификацию лейкоцитозов, лейкопений. Научиться оценивать лейкоцитарную формулу при различных патологических состояниях.

Задачи занятия – студент должен:

З н а т ь:

- стадии созревания и функции различных видов лейкоцитов;

- морфологические свойства гранулоцитов, лимфоцитов, плазмоцитов и моноцитов (внешний диаметр, особенности ядра и цитоплазмы);

- лейкоцитарную формулу периферической крови взрослого и детского организма, причины ее нарушений;

- этиология, механизмы развития и классификацию лейкоцитозов;

- причины, виды, механизмы развития и последствия лейкопений.

У м е т ь:

- подсчитать лейкоцитарную формулу в мазке крови;

- дать заключение лейкоцитарной формулы;

- оценить вид ядерного сдвига в лейкоцитарной формуле;

- подсчитать индекс ядерного сдвига и интерпретировать полученные результаты.

Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Лейкон, лейкопоэтин, дегенеративные изменения нейтрофилов, лейкоцитоз, лейкопения, агранулоцитоз, абсолютный и относительный лейкоцитоз, нейтрофилия, эозинофилия, лимфоцитоз, моноцитоз, сдвиг влево, сдвиг вправо.

Вопросы к занятию

1. Лейкон, понятие, кинетика.

2. Кинетика, цитохимические маркеры, функции нейтрофильных гранулоцитов.

3. Кинетика, цитохимические маркеры и функции эозинофильных и базофильных гранулоцитов.

4. Кинетика, цитохимические маркеры, секреторные факторы и функции моноцитов.

5. Кинетика лимфоцитов. Цитохимическая и функциональная характеристика основных CD-субпопуляций лимфоцитов.

6. Виды и характеристика регенеративных и дегенеративных патологических форм лейкоцитов.

7. Лейкоцитозы. Виды, причины и механизмы развития. Физиологические и патологические лейкоцитозы.

8. Изменения лейкоцитарной формулы. Нарушения структуры и функции отдельных видов лейкоцитов, их роль в патологических процессах.

9. Понятие об ядерных сдвигах. Виды. Клиническое значение подсчета индекса ядерного сдвига.

10. Лейкопении. Виды, причины и механизмы развития. Клинические проявления и осложнения.

11. Агранулоцитоз. Понятие. Виды. Причины и механизмы развития, основные проявления.

                                              4.Вопросы для самоконтроля

1. Назовите отличительные признаки и функции лимфоцитов и моноцитов.

2. Назовите отличительные признаки и функции нейтрофилов.

3. Назовите отличительные признаки и функции базофилов и эозинофилов.

4. Назовите признаки дегенерации нейтрофилов, в каких случаях они появляются?

5. Что такое истинный лейкоцитоз?

6. Назовите причины физиологического лейкоцитоза.

7. В каких случаях развивается эозинофилия?

8. Как оценить наличие и степень сдвига нейтрофильной формулы?

9. Назовите механизмы развития лейкопении.

10. Назовите последствия лейкопении.

11. Назовите механизмы развития лейкоцитозов.

12. При каких состояниях развивается сдвиг вправо?

13. Дайте определение агранулоцитоза.

14. Назовите виды агранулоцитоза.

15. Назовите последствия агранулоцитоза.

 

Ситуационная задача. В медсанчасть поступил рабочий 38 лет, пострадавший несколько часов назад во время пожара на производстве. У него имеются ожоги кожи степени I‑II правой половины туловища (около 10% поверхности тела). Состояние средней тяжести. Температура тела 37,8 °C. На пятые сутки состояние пострадавшего усугубилось в связи с инфицированием обожжённой кожи; появились признаки выраженного гнойно‑экссудативного воспаления кожи и подкожной клетчатки; температура тела 40,2 °C.

В медсанчасти у пострадавшего дважды проводили анализ крови:

  Анализ «А» Анализ «Б»
Hb 125 г/л 125 г/л
Эритроциты 4,51012 4,71012
Ретикулоциты 0,5% 0,8%
Лейкоциты 10,5109 18,0109
Нейтрофилы:    
миелоциты 0% 1%
метамиелоциты 0% 4%
палочкоядерные 6% 14%
сегментоядерные 68% 60%
Эозинофилы 2% 0%
Базофилы 0% 0%
Лимфоциты 21% 16%
Моноциты 3% 5%

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: