Сайт образовательного учреждения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ»

 

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО САЙТА

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Алматы 2010

 

 

УДК 371:004.6

ББК 74.204+32.973.202

Н 90

 

Рецензенты:

Мусин К.С., доктор педагогических наук, профессор

Мұхамбетжанова С.Т., кандидат педагогических наук, доцент

 

Методика создания школьных сайтов. – Алматы, 2010г. – 27 с.

 

В учебно-методическом пособии рассматривается методика создания и развития школьных сайтов. Особое место занимают перспективы создания школьных сайтов на основе свободного программного обеспечения.

 

 

© НЦИ, 2010

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 4

 

Сайт образовательного учреждения 7

Примерная структура школьного сайта. 9

Вариант структуры школьного сайта: 9

 

Технологии создания школьных сайтов. 10

 

Основы и общее описание интерфейса Moodle 11

Где скачать систему Moodle 11

Что такое Мoodle?. 11

Принципы Moodle 13

 

Работа в HTML-редакторе 15

Вставка ссылки. 18

Вставка изображения 19

Работа с таблицами. 20

 

Методика создания ресурсов. 21

 

Проблемы, решаемые в процессе разработки и поддержки сайта 25

Использованная литература 27

 

 

Введение

 

Информатизация образования на современном этапе рассматривается как часть процесса информатизации общества, как «процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [1]. Информатизация в сфере образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, профессиональные предпосылки информатизации всего общества.

Необходимый социальный и экономический эффект информатизация образования может дать лишь при условии, что информационно-коммуникационные технологий (ИКТ) не станут некоторой надстройкой к существующей системе обучения, а естественным образом интегрируются в нее. «Возможности ИКТ обогащают педагогические технологии, способствуют научно-методической деятельности преподавателей и облегчают решение задач управления. А опыт, знания, традиции, накопленные в системе образования, пополняют содержательную, общекультурную составляющую информационного пространства – от локальной сети Интернет, позволяя говорить о формировании «глобального интеллекта» [2].

Анализ опыта и внедрения ИКТ технологий в образовательный процесс показывает, что обучение осуществляется в особой среде, где электронные учебные издания и Интернет-ресурсы не только дополняют, также позволяют учителям предметникам методы и организационные формы работы на уроках.

В Послании Н А.Назарбаева к народу Казахстана говорится: «Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоёмких производств будущего… Необходимо принять адекватные меры, направленные на развитие технического и профессионального образования на всех уровнях».

В послании Главы государства народу «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» отмечено: «К 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году - она уже должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране». Поэтому внедрение современных ИКТ, соответствующих международным образовательным стандартам, а также обеспечение всех необходимых условий для плодотворной работы учителей в IT-пространстве являются стратегическими приоритетами в сфере образования. Ведь информационные технологии помогают преподавателям вывести учебный процесс на качественно новый уровень, предоставляя ученикам широкий спектр возможностей для обучения и развития.

В ноябре 2009 года независимая исследовательская компания ICT-Marketing провела ежегодное исследование Интернет-аудитории. Как показали его результаты, на конец 2009 года количество пользователей Интернета в Казахстане составляло 3,16 млн. человек, или 19,8% от населения республики. При этом 8 из 10 домохозяйств подключаются к глобальной сети через «Мегалайн».

Что касается оценок количества пользователей Интернета в Казахстане участниками рынка, то они несколько разнятся с представленными данными. Так, в Интернет-компании PROFIT Online интернет-аудиторию в Казахстане по состоянию на январь 2010 года оценивают в 4,3 млн. пользователей.

 На сегодняшний день тарифы на безлимитный доступ к Интернету в западных странах сравнимы с нашими и составляют около 30–40 долларов в месяц. Однако за эту цену западный потребитель получает скорость до 1 Мб и более в секунду, у нас же такой доступ к Интернет предоставляют через Мегалайн только в гг. Алматы и Астане.

В Казахстане действуют 7576 дневных общеобразовательных школ (2486,3 тыс. детей). К сети Интернет подключено 98% городских и 97% сельских школ. 34 процента школ имеют широкополосный доступ [3].

Однако, несмотря на техническое оснащение школ средствами ИКТ, разработку и оснащение учебных заведений программными педагогическими средствами, все же влияние ИКТ на школьную культуру и образовательную практику недостаточно велико. Необходимо обеспечить согласованное развитие трех направлений информатизации образования, которые в настоящее время развиваются несогласованно и бессистемно, а именно: электронный содержательный обоснованный контент, обеспечение компьютерными сетями для доставки и представления электронных образовательных ресурсов, подготовка преподавателей и специалистов, внедряющих и обслуживающих электронные образовательные ресурсы.

Информатизация образования, если ее понимать не только как увеличение количества компьютеров и пропускной способности сетей, но и как смену образовательной парадигмы, возникновение и освоение новых технологий работы с информацией, включает в себя и появление новых форм внешней самопрезентации образовательного учреждения. Разумеется, сайт — не единственная форма информационного представительства образовательного учреждения: есть буклеты, информационные справочники и пр., хотя именно сайт школы, при грамотном проектировании, разработке и содержательной поддержке, может быть достаточно мощным инструментом, представляющим «вовне» те данные, которые школа готова сообщить о себе, и способным аккумулировать многообразную и многоаспектную информацию. Для этого, обращаем внимание, он должен быть грамотно создан. А проблема создания хорошо сделанного сайта школы — это решение целого комплекса задач.

А.В.Хуторский подчеркивает, что школьный сайт может быть серъезным, занимательным, дискуссионным или даже озорным и должен решать не отдельную частную задачу, а выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы. «Основной его разработки должна быть целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одно ее направление, например, информационное» [4].

Сайт учебного заведения в сети Интернет — сравнительно новое образовательное средство, педагогические основы которого нуждаются в разработке. В связи с бурным развитием информационных технологий роль образовательных сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Хотя сайт зачастую рассматривается как технологическая проблема, нужно все же понимать, что только техническими вопросами дело не ограничивается. Это вопросы в большей степени контентные. В техническом смысле школьный сайт не отличается от любого другого.

Анализ школьных ресурсов в Интернете показывает, что очень часто инициаторами и основными разработчиками школьных сайтов являются школьники, и, естественно, созданные ими сайты получаются однобокими, реализующими не все цели, стоящие перед образовательным учреждением. Это закономерно, так как школьникам, даже при наличии высокого уровня подготовки в области web-дизайна, не хватает знаний в других областях, необходимых для создания полноценного образовательного Интернет-ресурса. Поэтому необходимо, чтобы в состав рабочей группы обязательно входили педагоги, знания и опыт которых позволит выправить возможную деформацию направленности школьного сайта.

Наполнение сайта учебно-методическими материалами усилиями только одной рабочей группы невозможно. Поэтому крайне актуальна проблема привлечения к сотрудничеству с разработчиками сайта педагогов школы.

Отдельная проблема — специфика подачи информации на школьном сайте. Обзор сайтов школ показывает, что большинство текстов на них перегружены образовательной терминологией, непонятной человеку, не имеющему прямого отношения к образованию.

Многие действующие школьные сайты созданы с использованием бесплатных шаблонов, не поддерживающих мультиязычный пользовательский интерфейс. Один существенный недостаток использования подобных шаблонов в нашем регионе – невозможность создания страниц на государственном языке.

Анализ казахстанских школьных сайтов показывает, что большинство из них являются презентационными, то есть представляют собой информацию об очной деятельности школы: фотографии здания, директора, учителей и учащихся, сведения о планах и мероприятиях, проводимые в школе. Иногда рекламируется набор услуг, предоставляемых образовательным учреждением - пансион, туристические поездки, консультации психологов и др. В целях привлечения публики некоторые школы размещают на сайте большое количество ссылок на другие сайты. Дизайн также зачастую не выдерживает никакой критики: перегруженность ничем не обоснованной анимацией, плохая структурированность содержимого, длительное время загрузки страниц. И самое главное, цели, которые преследовали авторы многих сайтов, зачастую не соответствуют целям школьного сайта.

Таким образом, школьные сайты в основном пока являются информационно-рекламным отражением традиционной очной деятельности школы и не используют многообразия средств и возможностей, предоставляемых телекоммуникационными технологиями.

Сайт образовательного учреждения

Создания сайта школы — это проблема по сути своей комплексная, которую необходимо рассматривать одновременно в двух аспектах — управленческом и технологическом. Управленческая проблематика здесь важна: ведь сайт должен быть своеобразным зеркалом, отражающим школу во всем ее многообразии, во всей сложности. Кроме того, работа по созданию сайта требует решения ряда организационных вопросов. Технологическая, информационная составляющая не менее важна: ведь сайт — это целый комплекс специфических проблем, если использовать метафору, то это новый язык, которым наше образование еще только овладевает. И в процессе создания сайта школы эти два круга проблем существуют в неразрывном единстве — как форма и содержание.

Сайт (от анг. Site – место; синонимы – веб узел, веб сайт, ресурс) – это место в Интернете, имеющее свой адрес (URL), своего владельца и состоящее из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое. Веб-страница (от анг. web-page) – это логическая единица Интернета, однозначно определяемая адресом (URL) [5]. Она может включать картинки, скрипты, форматированный текст, звук, видео, ссылки на другие веб-страницы или ресурсы Интернета. Таким образом, веб-сайт – это группа веб-страниц, которые должны иметь общий стиль оформления и быть связаны между собой единой темой.

Чёткого разграничения между различными сайтами нет, так как слишком велико их разнообразие по структуре и способу представления информации. Можно привести лишь общие различия, которые, в основном, и позволяют разделить сайты на группы.

Б.П.Сайков предлагает следующую классификацию веб-сайтов:

· сайты пропаганды, использующиеся для изменения общественного мнения или поддержания социальной активности населения (сайты политических партий, различных общественных организаций и т.д.);

· коммерческие сайты, содержащее рекламуи прочие сведения о товарах для продажи;

· информационные сайты, на которых размещаются статистика, различного рода списки, перечни, справочники и др.;

· сайты развлечений, предлагающие музыку, игры, анекдоты, головоломки, а также новости и другую информацию об индустрии развлечений;

· образовательные сайты, содержащие сведения об образовательных учреждениях различных уровней, предлагающие репетиторскую помощь и т.д.; сайты дистанционного образования;

· сайты новостей, сообщающие о событиях местного, регионального, международного значения (могут быть связаны с печатной версией журнала, газеты или с телевизионной передачей);

· персональные сайты – визитная карточка, фотоальбомы и другая персональная информация о конкретном человеке.

Структура школьного сайта может формироваться как с ориентацией на пользователя ресурса, так и по видам деятельности школы. Определим пользователей сайта:

Родители смогут получить исчерпывающую информацию о школе: координаты, специализацию, педагогический состав, расписание занятий, советы учителей и психолога. Если нет времени ходить на родительские собрания, то с преподавателями можно пообщаться, например, на форуме. Родителям предлагаются дополнительные образовательные услуги для их детей, формы заявлений и договоров с родителями, другая полезная информация.

Ученикам сайт позволяет не только узнать последние новости, домашние задания, расписание, увидеть фотоотчёты о внеклассных мероприятиях и пообщаться он-лайн, но и зачастую служит средством самовыражения. Интернет даёт возможность публиковать свои стихи, рассказы, рисунки и т.п. У учеников может быть на сайте своя виртуальная папка, в которой размещена необходимая информация; набор инструментов для размещения своих работ на сайте. Свою учебную продукцию школьники могут размещать в специально отведенных местах на сайте, например, картины – в живописной мастерской, сочинения – в литературной хрестоматии или в школьной электронной газете, работы по естествознанию – в научном ученическом журнале и т.д.

Учитель на своей страничке может указать личные данные, учебные заведения, которые он окончил, опыт преподавания. Кроме того, он может размещать учебные материалы, тексты, фотографии, презентации с постоянно пополняемой методической базой, в которую входят учебные планы, программы, конспекты уроков и материалы к ним. По всем учебным предметам могут создаваться веб-квесты – страницы сайта со ссылками на внешние ресурсы сети Интернет, которые могут использоваться как во время занятий, так и в самостоятельной работе школьников. Учителю не придется тратить драгоценное время урока на объяснение домашнего задания и рекомендаций к ним, все это можно оставлять для детей на сайте. Там же могут размещаться и выполненные учениками работы, что обеспечит их наглядность для желающих и ускорит организацию контроля. Каждый учитель может открыть на сайте свой блог [1].

Социальные партнеры – организации культуры, образования, коммерции, международных проектов. Партнеров, прежде всего, может интересовать статусная информация: достижения школы, насколько сотрудничество с ней будет способствовать повышению статуса самого партнера и т. д.

Учащиеся других школ участвуют в межшкольных проектах или олимпиадах, обучаются на отдельных курсах, предлагаемых школой, переписываются со сверстниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: