Проблема поэтики, генезиса и историзма русских былин

1. Чем можно объяснить то, что эпос любого народа всегда состоит только из разрозненных отдельных песен? Почему сам народ никогда не создает эпопеи, а эпопея не соответствует внутренней системе фольклора?

2. Почему фольклорная логика, по-своему глубокая и сложная, не требует мотивировок?

3. Как вы понимаете слова В.Я.Проппа о том, что «народный эпос обладает не внешней целостностью, а внутренним единством»?

4.  Какие стадии развития эпоса влияет выделяет В.Я.Пропп в работе «Русский героический эпос»? Как исследователь решает вопрос о взаимоотношении эпоса и истории?

5.  Почему в книге «Русский героический эпос» В.Я.Пропп обращается к рассмотрению эпических произведений народов Севере, генетически с русским народным эпосом не связанным.

6.  Как доказать, что эпосы разных народов развиваются по общим закономерностям (на примере функционирования древнейших форм эпохи первобытнообщинного строя)?

7.  Как определяли отношение былин к русской истории представители исторической школы и те, кто придерживается сравнительно-типологического подхода?

8.  Поэтика и генезис сюжета о змееборстве – былина «Добрыня и Змей»: трактовка исторической школы (работы В.Ф.Миллера, М.М.Плисецкого) и сравнительно-типологического метода (работа Б.Н.Путилова).

9.  Поэтика и генезис былины о героическом сватовстве – былина «Дунай-сват»: трактовка исторической школы (работы В.Ф.Миллера, М.М.Плисецкого) и сравнительно-типологического метода (работа Б.Н.Путилова).

10.  Интерпретация исторической и сравнительно-типологической школами сюжета былины о мудрой деве и деве-воительнице – былина «Ставр Годинович».

11.  Образ Змея Тугарина (былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич») в исследованиях исторической и сравнительно-исторической школ.

12.  Как А.П.Скафтымов ставит и разрешает проблему историзма былин? Считает ли он возможным связь эпического героя с историческими прототипами?

13.  Как в композиции былины достигается эффект неожиданности: мотив предварительной недооценки героя; мотив предсказания, «беды неминучей»; архаическая природа мотива преувеличения силы противника?

14.  Каковы особенности описания боя в героическом эпосе?

15.  Как в былине проявляется тенденция наибольшего выделения героя, являющаяся общеэпической традицией? Чем можно объяснить, что в былине почти полностью исключена возможность гибели героя? Какова роль и генезис последовательной идеализации героя и его мира в эпосе.

16.  Как А.П.Скафтымов объясняет отсутствие описательного элемента в богатырских былинах?

17.  Отличается ли замкнутое время сказки от замкнутого времени былины?

18.  Как вы понимаете двойную замкнутость в завершенность «эпического времени»?

19.  Как можно определить основные черты «эпической эпохи»?

20.  Как можно объяснить однонраправленность, однолинейность «эпического времени»? Какими фольклорными представлениями объясняется согласование времени с характером и плотностью событий?

21.  Почему в былине есть природа (леса, горы, степи, дороги), но отсутствует пейзаж в современном понимании?

22.  Как особенности времени былины соотносятся с отсутствием в ней автора?

ЛИТЕРАТУРА

Былины. / Сост., вступ. ст., подготов. Текстов и коммент. Ф.М.Селифанов. М.: Советская Россия, 1988 (серия «Библиотека русского фольклора»; т. 1).

Пропп В.Я. «Калевала» в свете фольклора // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Л.: Наука, 1986. С. 303-317 (или Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. М.: Лабиринт, 2002. С.120-137).

Пропп В.Я. Русский героический эпос М.: Лабиринт, 1999. С. 12-14, 27-28 («Некоторые вопросы методологии»), С. 29-58 («Эпос в период разложения первобытно-общинного строя»)

Миллер В.Ф. Очерк истории русского былинного эпоса; Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин // Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. М., 1971. С.139-154, 256-274.

Плисецкий М.М. Историзм русских былин. М.: Наука, 1962. С.218-239.

Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование. М.: Наука, 1971. С. 31-46, 54-62, 125-157, 244-250.

Лихачев Д.С.Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С. 209-247 (или Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб.: Алетейя, 1999. С. 5-42).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Жирмунский В.М. Эпическое сказание об Алпамыше и «Одиссея» Гомера // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Л.: Наука, 1979. С. 314-336.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: