Ход подготовки к практическому занятию

Практическое занятие имеет целью познакомить студентов со сложной и слабо представленной в учебной литературе о фольклоре темой: генезис и поэтика народного театра. Народный театр представляется результатом сложных художественных и мировоззренческих процессов, поскольку включил в себя целый конгломерат обрядовых и внеобрядовых форм фольклора, совместивших в себе древний обряд, более позднюю игру, праздничное зрелище и искусство нового времени.

Практическое занятие предполагает знакомство с книгой Н.И.Некрыловой и с рядом фольклорных текстов качестве примеров, их чтение, конспектирование и репродукцию на занятии. В качестве дополнительных сведений по данной теме можно познакомиться с работой В.Е.Гусева, где представлены наиболее древние формы народного театра, и с работой В.П.Даркевича, где можно изучить театральные формы праздничных городских зрелищ.

Практическое занятие № 6 (4 часа).

МИФ КАК АРСЕНАЛ И ПОЧВА ИСКУССТВА

I.Классические мифы и их отражение в фольклоре.

1. Какие общие свойства мифологического мышления отражаются в фольклоре?

2. Функциональная направленность мифа.

3. Определите особенности мифологического времени и его «парадигм».

4. Первопредки – демиурги – культурные герои.

5. Каковы особенности архаических мифов творения?

6. Этиология социума.

7. Хаос и космос. Космическая модель мира.

8. Календарные мифы.

9. Космологические циклы и эсхатологические мифы.

10. Героические мифы и «переходные» обряды.

11. Объясните связь таких явлений, как миф, сказка, эпос.

II. Античный миф в системе мифов народов мира.

1. Почему первобытный человек переносил на природу свои общинно-родовые отношения?

2. Что такое фетишизм, анимизм, хтонизм, героизм?

3. Мифы в их историческом развитии.

4. Художественные комплексы как факт мифологического сознания. (например, бинарные оппозиции в античной мифологии).

5. Как в мифе борются старое и новое?

6. Хтоническая мифология и разложение героического мифа.

ЛИТЕРАТУРА.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа М.: Наука, 1976. С.163-276 (или репринтное издание М.: Восточная литература РАН, 2000. 163-276).

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Мысль, 1995. С. 11- 102.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Практическое занятие ставит целью более глубокое и в несколько другом аспекте, чем на лекции, ознакомление с проблемами мифа и мифологического сознания. Для этого необходимо прочитать, разобраться, законспектировать и репродуцировать на занятии две указанные выше монографии по предложенным вопросам. Это даст возможность соединить в сознании студентов представления об античной мифологии с мифологическими системами других народов мира, в том числе и со славянской мифологией, увидеть типологические закономерности развития культур разных народов, что даст в последствии возможность проследить становление фольклорных (а потом и литературных) сюжетов, тем, мотивов, образов.

Практическое занятие № 7(4 часа).

ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ РИТУАЛЬНОГО СМЕХА В ФОЛЬКЛОРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.

1. Какие представления о смехе людей эпохи первобытнообщинного строя отразились в международном сюжете о царевне, которая не смеются?

2.  Какие формы ритуального смеха В.Я.Пропп выявляет исторического его рассмотрения? Почему он считает необходимым для этого изучение обрядовых и фольклорных материалов народов, живущих на доклассовой ступени развития?

3.  Почему для решения проблемы ритуального смеха необходимо отказаться от современного понимания комического?

4.  Как вы понимаете слова В.Я.Проппа: «Социальные функции сказки уже иные, чем функции мифа и обряда»? Как это связано с проблемой ритуального и комического смеха?

5.  Какие формы смеховой культуры западного средневековья исследует М.Бахтин?

6.  Были ли на Руси явления им соответствующие?

7.  Что такое праздник как социально-художественное явление?

8.  Объясните понятия «праздничное время», «праздничное мироощущение», «праздничная свобода», охарактеризуйте «карнавальный смех». Как они выражаются и что выражают в народной смеховой культуре?

ЛИТЕРАТУРА.

Ст. «Комическое» // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1966.

Пропп В.Я. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) // Пропп В.Я. Фольклор и действительность М.: наука, 1976. С. 174-205 (или Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999. С. 220-256).

Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Прогресс, 1990. Введение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Карасев Л.В. Философия смеха. М.: изд-во РГГУ, 1996.

Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. М.: Наука, 1976.

Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978.

Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999.

Фрейденберг О.М. Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии) // Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. С.491-523.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: