Педагогическая подсистема

Интернет-технологии в образовании

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Тамбов

2002 г.

 

 

I. ББК 32.81

II. АВ Печатается по решению редакционно-издательского совета Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.

 

 

Авторы: Абалуев Р.Н., к.п.н., Астафьева Н.Г., д.п.н., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А., к.п.н.

 

Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. с.

 

В данном учебно-методическом пособии представлены теоретические и практико-ориентированные материалы по актуальным проблемам использования интернет-технологий в образовании. Издание предназначено для повышения квалификации работников образования в рамках курсовых мероприятий на базе ИПКРО и Тамбовского Регионального Центра Федерации Интернет-Образования.

 

ã Тамбовский региональный центр Федерации Интернет-Образования

ã Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования

 


Введение

 

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования.

При этом должна быть решена проблема содержания образования на современном этапе, соотношение традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащихся, учителя и образовательной среды.

Развитие новых информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей при сокращении удельных затрат на образование. Именно на достижение этих целей направлено Интернет-образование, которое можно определить как образование широких слоев населения, получаемое с помощью информационных образовательных ресурсов сети Интернет.

Учебно-методическое пособие предназначено для работников образования, стремящихся использовать в своей профессиональной деятельности информационные ресурсы сети Интернет.


Интернет-технологии и развитие образования

  (2 часа)

 

План:

1. Общие представления о процессах информатизации общества и сферы образования.

1.1. Понятие информатизации общества, информатизации образования.

1.2. Понятие информационной культуры.

1.2. Основные направления развития компьютерных технологий обучения.

2. Современные сетевые технологии.

2.1. Классификация современных сетевых технологий.

2.2. Понятия «Интернет-технологии» и «Интернет-ресурсы».

3. Основные направления развития Интернет-образования.

3.1. Понятие «Интернет-образование».

3.2. Перспективы развития Интернет-образования в Тамбовской области.

 

Где та мудрость, которую мы потеряли в знании?

Где то знание, которое мы потеряли в информации?

Т.С. Элиот

Во второй половине XX века человечество вступило в новый этап своего развития - переход от индустриального общества к информационному. Процесс, обеспечивающий этот переход, получил название информатизации.

(Замечание: трактовки данных ниже понятий «информатизация», «информатизация образования», «информационная культура» не надо воспринимать как единственно возможных, у каждой научной школы свое видение данных понятий).

Информатизацию в широком смысле слова можно рассматривать как процесс перестройки жизнедеятельности общества на основе активного и полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественнозначимых видах человеческой деятельности, требующих формирования инфраструктуры средств накопления, хранения, обработки и передачи информации как важнейшего показателя уровня научно-технического развития любой страны. При этом информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

Альтернативы информатизации нет. Это объективный этап социального прогресса во всех областях жизнедеятельности человека. Говоря об информатизации следует понимать, что это не только создание и развитие технической базы, это программируемое изменение информационной основы функционирования различных общественных систем и подсистем, замена в допустимых пределах бумажной информации человеко-машинными диалоговыми системами, создание новых, несравненно более эффективных моделей деятельности людей.

В процессе информатизации возникает ряд проблем, тормозящих ее развитие. В частности, - проблема психологического характера - не готовность населения к переходу в информационное общество.

Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информационными потребностями, а также отсутствием желания их развивать.

Что же мы понимаем под «информационной культурой»?

Информационная культура – это осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде.

Реальная информатизация общества предполагает организацию компьютерного ликбеза населения, подготовку и переподготовку кадров - специалистов по ЭВМ и неспециалистов, т.е. пользователей, компьютеризацию всех звеньев образования от начальной школы до вуза и системы послевузовского образования, создания сети по переквалификации работников, формирование, особенно у молодежи, новой информационной культуры, преодоление барьеров на пути к ПЭВМ и т.д.

Естественно, что в процессе информатизации общества одно из центральных мест должна занимать информатизация образования.

Идею разработки новых технологий обучения на основе широкой компьютеризации и информатизации педагогических систем обусловили такие мировые тенденции, как:

– развитие глобальной производственной инфраструктуры;

– информатизация и автоматизация всех отраслей науки, техники и технологий;

– изменение профессиональной структуры общества и мировоззренческих взглядов человека на труд;

– информационная интеграция образования в мировую систему.

Среди идей и тенденций, присущих сфере образования и оказывающих влияние на информатизацию образования, можно выделить следующие:

– гуманизация и гуманитаризация образования;

– многоуровневая и опережающая подготовка кадров;

– непрерывность образования, необходимость пополнения знаний в течение всей жизни;

– социализация и профессионализация личности.

Таким образом, информатизацию образования будем понимать как процесс, направленный на повышение качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замена традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России.

Глобальная цель информатизации образования заключается в радикальном повышении эффективности качества образования, соответствующего требованиям постиндустриального общества. Глобальная цель является многофакторной, включающей в себя целый ряд подцелей, таких как:

– подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию во всех сферах жизнедеятельности в условиях информационного общества;

– повышение качества образования;

– увеличение степени доступности образования;

– информационная интеграция национальной системы образования в инфраструктуру мирового сообщества.

Каким же образом информатизация может повлиять на изменения в системе образования? Чтобы ответить на этот вопрос, кратко остановимся на состоянии основных подсистем системы образования.

В структуре современного образования, основанной на новых компьютерных и телекоммуникационных технологиях, можно выделить следующие основные подсистемы: экономическая, педагогическая, технологическая, организационная, теоретико-методологическая.

Рассмотрим три первых, для нас наиболее значимых.

Экономическая подсистема (данные о финансировании, обеспеченности материально-технической базы, социальной защите педагогов).


Педагогическая подсистема.

Вспомним основные концепции развития компьютерных технологий обучения и характеризующие их положения.

К первому поколению относится дисциплинарно-ориентированная модель, в которой компьютерная технология обучения рассматривается как целостный учебный процесс, основанный на традиционном содержании, формах и методах обучения. Он поддерживается классическими учебниками, задачниками и методическими пособиями.

Компьютер в этой модели используется для представления готовых знаний и усиления контроля за их усвоением. Важной и характерной чертой традиционной системы образования является ее учебно-дисциплинарная структура. Целостная картина мира у прошедшего через такую образовательную систему человека складывается не через познание реалий окружающего мира, а из достаточно сухих знаний о науках, соответствующих различным учебным дисциплинам. В результате образ мира, возникающий в сознании человека, становится надуманной и искусственной моделью, в большей степени соответствующей разделяющей структуре науки и производства, чем объединяющим их взаимосвязям реального природного мира.

Таким образом, компьютерные технологии первого поколения оказались неустойчивыми системами из-за существующих в них противоречий между требованиями традиционной системы обучения и неиспользованными возможностями компьютера.

Ко второму поколению относится переходная модель, и компьютерная технология обучения представляется как противоречивая образовательная композиция, основанная на традиционном содержании, в которой, однако, используется не систематизированная комбинация из классических и модернизированных форм и методов обучения. Она поддерживается традиционными учебниками, задачниками и методическими пособиями, а также современными компьютерными программами и образовательными средами, в основном сориентированными на процессы всестороннего исследования моделей реального мира. Компьютерная технология обучения второго поколения - неустойчивая система, так как по своему фундаменту она предназначена для дисциплинарно-ориентированной системы, а по своей надстройке тяготеет к междисциплинарной объектно-ориентированной системе обучения. Но в то же время появление таких технологий обучения свидетельствует о том, что происходит естественное "прорастание" новых объектно-ориентированных образовательных моделей, которые закладывают основу для новой системы естественнонаучного образования. В этой системе, вместо изучения отдельных учебных предметов, появляются примеры интерактивной учебной работы с целостными объектами окружающего мира, например, с морями и океанами, солнечной системой и т.д. Но пока выбор этих объектов и соответствующих им моделей остается случайным. Они не могут охватить полной картины окружающего мира, так как создаются отдельными, не связанными между собой группами разработчиков в отсутствии какой-либо объединяющей идеологии, но в то же время являются предпосылками третьего поколения компьютерного обучения.

К третьему поколению относится проектно-ориентированная модель, и технология обучения рассматривается как единый образовательный процесс, основанный на междисциплинарном нетрадиционном содержании, формах, методах и средствах обучения. Он поддерживается учебниками нового типа и специальными проектными образовательными компьютерными средами, включающими базы данных и инструментарий для познания целостного окружающего мира в контексте его компьютерного проектирования, моделирования и конструирования.

Компьютерная технология обучения третьего поколения по своему фундаменту и надстройке предназначена для проектно-ориентированной системы обучения, в процессе которой осуществляется не только контроль за усвоением знаний, но прежде всего активное их использование для созидания в рамках образовательного процесса.

Таким образом, в информационном обществе целью обучения становится не только усвоение готовых знаний, но и овладение способами исследования, обмена, использования информации как основного материала для получения новых знаний, а также создания образа окружающего мира. Данный подход не исключает использование традиционных источников информации, он лишь уравновешивает естественные процессы познания, такие, как анализ (традиционный подход к обучению) или синтез (новый подход). Компьютер в такой модели обучения является одним из важнейших составных элементов, позволяющим не только формировать в человеке образные представления об окружающей его действительности, но и самому активно участвовать в их создании и отвечать за содеянное. Этот вывод имеет принципиальное значение для создания новых образовательных систем в условиях перехода в третье тысячелетие.

Знание специфических особенностей выделенных поколений компьютерных технологий обучения позволяет преподавателям определиться, в рамках какого поколения они работают или предпочитают работать, и именно это является основополагающим как при определении фактического уровня информационной культуры, так и требуемого уровня при подготовке и повышении квалификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: