Обработка и представление информации

Этот вид учебной деятельности можно реализовать на заданиях по созданию баз данных. Задания не должны быть сложными содержательно, не иметь исследовательского характера (по отношению к знаниям о создании и использовании баз данных).

Примеры III (см. приложение).

Особое место в современных информационных технологиях занимают компьютерные обучающие программы (в том числе - гипертекстовые, мультимедиа, интеллектуальные и др.).

Такие программы обычно предоставляют возможность обучения в двух режимах - информационно-справочном и контрольно-обучающем.

Первый режим (информационно-справочный) в сочетании с печатным материалом, аудио- и видеозаписями активно используется для расширения и упрощения доступа к учебному материалу, для удобной и наглядной структуризации учебного материала.

Контрольно-обучающий режим широко используется как для самотестирования, так и для предварительного или промежуточного тестирования в ходе дистанционного обучения.

Использование специально разработанных инструментальных средств существенно облегчает процесс создания компьютерных обучающих программ.

Проблема разработки обучающих программ достаточно сложна и требует не только высокого уровня владения средствами ИТ, но и методического мастерства, знания педагогических и психологических особенностей восприятия информации.


Приложение

 

I. Примеры заданий на поиск информации

1) Упражнение.

 Какие блюда использовали жители Древнего Египта в своем пищевом рационе?

2) Задача.

Когда и где произошло событие, связанное с «троянским конем»?

В каком современном государстве и где находится это место. Когда произошло это событие? Опишите его.

Какие царства участвуют в этом событии? Кто стоял во главе этих царств в данный период?

3) Описательное задание исследование.

Опишите максимально подробно важнейшие события, которые имели место на Земле на рубеже нашей эры.

Какие государства существовали в это время? Какие исторические личности жили и активно работали? Где шли войны (и какие)? Где располагались различные государства того времени. Опишите развитие хозяйственной деятельности, характер товарообмена. Назовите архитектурные сооружения, достойные упоминания. Какие из них сохранились до сих пор? Какие системы письменности существовали в это время?

4) Сравнительное исследование.

Сравните 1364-47 и 337-320 годы нашей эры.

Какие важные изменения произошли за этот период?

Какие появились государства?

Как развивались мировоззрение, наука, религия?

Где и какие появились новые государства, города, архитектурные сооружения?

Изменились ли семейные отношения, психология людей?

5) Творческая работа.

Соберите сведения об эпохе первых императоров и напишите:

а) статью;

б) художественное произведение.
II. Примеры индуктивных заданий при работе с базами данных.

 

1. Проанализируйте написание (или произношение) группы слов, отобранной по указанному признаку. Сформулируйте правило написания (или произношения) этой группы слов. Проверьте это правило на других словах.

Например, ученику предлагается возможности поиска в электронном словаре, отобрать группу слов, включающих слоги «ча» и «ща», а затем группу слов со слогами «ча» и «ща» пишутся с буквой «а».

2. Соберите информацию об изменениях в скелетах динозавров за время их существования. Сформулируйте общие выводы.

3. Проанализируйте характер ремесленного труда в разных странах в начале первого тысячелетия нашей эры. Свяжите эту информацию с географическим положением стран, их социальным устройством. Сформулируйте найденные закономерности.


III. Пример. Использование базы данных «Кодекс».

 

1. Обучаемому предлагается подготовить справку, используя базу данных по законодательным актам РФ и внесённым за последний год изменениям. Задание может быть сформулировано следующим образом:

«Перечислить все постановления РФ, связанные с изменениями в управлении образованием. Указать все эти изменения и более ранние постановления, к которым они относятся. Указать даты и номера упомянутых постановлений».

2. Используя одну из известных оболочек для построения баз данных и информацию об электронных конференциях, построить базу данных «Электронные конференции». Обеспечить возможность по названию конференции получать информацию об объеме накопленных в ней сообщений, дату последнего сообщения, справку о стоимости участия в ней.

3. Используя возможности электронной связи, составить библиографию по заданной теме (например, «Компьютерные средства для изучения геометрии»).

4. Наладить выпуск электронного бюллетеня по интересующей теме (например, по теме «Школьная полиграфия»).


 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: