Методология научного исследования. Программа и этапы исследования.
Методы сбора первичной информации в социальной психологии:
Наблюдение и эксперимент.
Метод изучения и анализа документов. Контент-анализ.
Метод опроса.
Тестирование.
Методы обработки первичной информации социально-психологического исследования.
Социально-психологические методы диагностики межличностных отношений в группе:
4.1. Метод групповой оценки личности (ГОЛ).
4.2. Метод фокус-групп.
4.3. Социометрия.
5. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 47-68, 318-359 – вопрос 1.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. – С. 46-53 – вопрос 1.
3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – С. 48-63 – вопрос 1; C. 55-57 – вопрос 2.1.
4. Милграмм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – Вопрос 2.1.
5. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – С. 42-48 – вопрос 1; C. 489-510 – вопрос 2.4.
|
|
6. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск НГАЭ и У, Сибирское соглашение, 2000. – С. 6-7, 25-37 – вопрос 1.
7. Свеницкий С.П. Социальная психология. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. – С. 47-52 – вопрос 2.1.
8. Семечкин Н.И. Социальная психология. – М.- СПб: Изд-во «Питер», 2004. – С. 63-76 – вопрос 1.
9. Соснин В.А., Красников Е.А. Социальная психология. – М.: Форум-ИНФРА-М, 2004. – С. 10-13 – вопрос 2.1; С. 16-19 – вопрос 4.
10. Социальная психология /Под ред. А.Л. Журавлева. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – С. 37-40 – вопрос 1; С. 41-43, 57-59 – вопрос 2.1.
11. Социальная психология. Учебн. пособие /Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – М. – Новосибирск: ИНФРА–М – Сибирское соглашение, 2001. – С. 14-17 – вопрос 1.
12. Социальная психология/ Под ред. А.М. Столяренко. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 24-32 – вопрос 1.
13. Социальная психология/ Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Дергача. – М.: Издат. Центр «Академия», 2001. - С. 355-359 – вопрос 2.1; С. 366-369 – вопрос 2.2; С. 359-366 – вопрос 2.3; С. 370-374-вопрос 2.4; С. 386-401 – вопрос 4; С. 374-384 – вопрос 5.
14. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – М. – СПб: Изд-во «Питер», 2004. – С. 30-50 – вопрос 1.
15. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии. - Ростов – н/Д: Феникс, 2003. – С. 5-14 – вопрос 1; С. 15-34, 171-183 – вопрос 2.1; С. 183-219 – вопрос 2.4.
Практические задания
1. К каким методам можно отнести следующие исследования?
1.1. Измерение межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию. Например: членов компании, учебной группы, производственной бригады, воинского подразделения просят выразить свои симпатии или антипатии, отвечая на вопросы типа: «С кем из Вашей группы Вы хотели бы: жить в одной квартире, вместе работать, проводить свободное время, дружить, вместе учиться?»
|
|
1.2. Групповое интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников «субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности (рекламу, услуг и конкретные товары и т.д.).
1.3. Помощь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые обычно не осознаются и не контролируются.
2. Ученые обнаружили связь между психическим расстройством и положением работника в производственной группе.
Одна группа ученых сказала: симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной, поскольку неадекватное отношение к человеку в группе привело к неуверенности в себе и депрессии.
Другая возразила: люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активной работе, поэтому душевное состояние выступает причиной неадекватного отношения к человеку в группе.
Определите, к исследователям каких наук относятся ученые?
3. Сформулируйте 2 открытых и 2 закрытых вопроса на следующие темы:
а) отношение студентов к преподавателю;
б) отношение преподавателя к студентам;
в) проведение студентами своего досуга;
г) отношение родителей к Вашему досугу.
4. Представьте себе, что Вы – социальный психолог, занимающийся исследованием альтруизма. В частности, Вы хотите выяснить, какие факторы влияют на решение людей оказать помощь нуждающимся.
Какие измерения Вы проведете?
Какие методы используете?
Разработайте программу исследования.
Занятие 3. История развития социальной психологии – 4 часа
1. Становление социальной психологии.
1.1. Психология народов – В. Вундт.
1.2. Психология масс – Г. Лебон, Г. Тард.
1.3. Теория инстинктов социального поведения – В. Макдугалл.
2. Экспериментальные направления в социальной психологии:
2.1. Символический интеракционизм - Дж. Мид.
2.2. Бихевиоризм – Б. Скиннер.
3. Психоаналитическое направление в социальной психологии:
3.1. З. Фрейд о массовом поведении.
3.2. Неофрейдизм – Э. Фромм, Э. Эриксон.
4. Гуманистическое направление в социальной психологии: К. Роджерс, А. Маслоу.
5. Развитие социальной психологии в России.
5.1. Социально-психологические идеи в русской философии и социологии конца ХIХ в. – начала ХХ в.
5.2. Отечественная социальная психология в ХХ в.
Литература
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002. – С.181-193 – вопрос 2.1.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Владос Пресс, 2002. – С. 13-17 – вопрос 1; С. 18-19 – вопрос 2.2; С. 19-20 – вопрос 3; С. 20-21 – вопрос 4.
3. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Владос Пресс, 2002. – С. 42- 46 – вопрос 5.1.; С. 46-49 – вопрос 5.2.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – С. 55-75 – вопрос 1; С. 76-94 – вопрос 5.1; С. 94-125 – вопрос 5.2.
5. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск НГАЭ и У, Сибирское соглашение, 2000. – С. 7-10 – вопрос 1.
6. Семечкин Н.И. Социальная психология. – М. – СПб: Изд-во «Питер», 2004. – С. 12-24 – вопрос1.2.
7. Соснин В.А., Красников Е.А. Социальная психология. – М.: Форум-Инфра-М, 2004. – С. 24-30 – вопрос 5.
8. Социальная психология/ Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 35-38 –вопрос 1.1; С. 38-41 – вопрос 1.2; С. 41-42 – вопрос 1.3.
9. 9. Социальная психология/ Под ред. А.Л. Журавлева. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – С. 10-14 – вопрос 5.1; С. 14-22 – вопрос 5.2.
|
|
10. Фрейд З. Я и оно. – М.: Изд-во «Эксмо»; Харьков: Изд-во «Фолио», 2004. – С. 771-838 – вопрос 3.1.
11. Шихарев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН; КПС+, 1999. – С. 342-354 – вопрос 5.2.
Практические задания
1. Определите, к какому из направлений социальной психологии относятся следующие положения:
а) изучение различных форм поведения людей, понимаемые как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды;
б) объяснение социального поведения с помощью описания процесса познания человека;
в) социально-психологические явления и процессы межличностного взаимодействия как источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих феноменов;
г) массовое сознание и поведение через призму бессознательного.
2. Соотнесите ученого с основными положениями его теории.
а) Г. Лебон а) Поведение, стимул, реакция
б) Б. Скиннер б) Психология народов
в) В.Вундт в) Теория инстинктов социального поведения
г) В. Магдугалл г) Психология масс