Занятие 4. Исследование личности в социальной психологии – 4 часа

 

1. Социально-психологические подходы к исследованию личности.

2. Социально-психологическая структура личности.

3. Концепции личности в социальной психологии.

4. Социально-психологические барьеры в жизнедеятельности личности.

5. Особенности поведения личности в зависимости от пола.

6. Влияние индивидуальных психологических особенностей на деятельность в группе.

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 263-274 – вопрос 1.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 7-61 – вопрос 1.

3. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Владос Пресс, 2002. – С. 117-147 – вопрос 2.

4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – С. 227-238 – вопрос 5.

5. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – С. 126-131, 147-153 – вопрос 1; С. 131-147 – вопрос 2; С. 154-179 – вопрос 4.

6. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск НГАЭ и У, Сибирское соглашение, 2000. – С. 72-82 – вопрос 2.

7. Семечкин Н.И. Социальная психология. – М. – СПб: Изд-во «Питер», 2004. – С. 78-85 – вопрос 3.

8. Соснин В.А., Красников Е.А. Социальная психология. – М.: Форум-Инфра-М, 2004. – С. 34-57 – вопрос 3.

9. Социальная психология/ Под ред. А.Л. Журавлева. – М.: ПЕРСЭ, 2002. –     С. 61-87, 94-101 – вопрос 1.

10. Социальная психология/ Под ред. А.М. Столяренко. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 71-86 – вопрос 2.

11. Социальная психология/ Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Дергача. – М.: Издат. Центр «Академия», 2001. – С. 24-25 – вопрос 1; С. 25-39 – вопрос 3.

12. Сухов А.Н. Социальная психология. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002. – С. 26-27 – вопрос 1; С. 27-43 – вопрос 3.

13. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М.: КСП+; 1997. – 360 с.

14. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов – н/Д: Феникс, 1998. – С. 181-211 – вопрос 2.

Практические задания

1. Прокомментируйте повседневные выражения:

«Он – личность с большой буквы»

«Личностью не рождаются, а становятся».

 

2. Представьте себе, что слово личность отсутствует в русском языке. Чем бы Вы его заменили?

 

3.Как в терминах психологии личности Вы объясните выражение «Короля играет свита»?

 

4. Запишите желания, которые приходят Вам в голову. Выберите пять наиболее значимых. Охарактеризуйте такого человека с позиции психологических свойств индивида.

 

5. Вспомните какое-либо событие в Вашей жизни, вызывающее у Вас жгучий стыд.

Как бы Вы рассказали о нем своим родителям? Друзьям? Будущим детям?

Насколько версии близки к истинной картине?

 

6. Определите к какой теории личности относятся следующие положения:

- Если образ благоприятен, наша Я - концепция получает подкрепление, а действия повторяются; если неблагоприятен - наша Я - концепция пересматривается.

- Цивилизация с ее запретами и санкциями, с одной стороны, великое благо и необходимость, иначе человечество, полностью подчинившись сексуальным и летальным инстинктам, не смогло бы выжить, но, с другой стороны, она - бремя и опасность для человечества, поскольку все большее вытеснение влечений ведет к прогрессирующему развитию неврозов...

- Личность рассматривается через паттерны поведения (совокупность поведенческих реакций) на различные ситуации. Позитивные и негативные стимулы регулируют поведение и управляют им.

- Объектом исследования является человек как субъект и его субъективное переживание своего существования. Основным стремлением человека является стремление обрести смысл своего существования. Не человек ставит вопрос о смысле жизни, а сама жизнь ставит этот вопрос перед ним. Человек находится в состоянии постоянного выбора, за который он несет ответственность. Смысл жизни у каждого уникален, человек его может найти и реализовать при любых обстоятельствах. Когда у человека отсутствует смысл жизни, он пытается его достигнуть «в обход».

Занятие 5. Процесс социализации личности – 2 часа

 

1. Теории социализации. Социально-психологическое содержание процесса социализации личности.

2. Основные этапы социализации личности.

3. Институты социализации личности.

4. Психологические механизмы социализации личности.

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 274-280 – вопрос 1; С. 280-284 – вопрос 2; С. 284-287 – вопрос3.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Владос Пресс, 2002. – С. 40-47 – вопрос 1; С. 54-56 – вопрос 3; С. 47-54 – вопрос 4.

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 26-43-вопрос 1.

4. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Владос Пресс, 2002. – С. 148-165 – вопрос 1; С. 166-170 – вопрос 2; С.165-166 – вопрос 3.

5. Свеницкий С.П. Социальная психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 100-109 – вопрос 1; С. 98-100 – вопрос 2; С. 109-115 – вопрос 3.

6. Соснин В.А., Красников Е.А. Социальная психология. – М.: Форум-Инфра-М, 2004. – С. 85-101 – вопрос 2; С. 83-85 – вопрос 4.

7. Социальная психология. Хрестоматия /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 327-349 – вопрос 1; С. 349-364 – вопрос 4.

8. Социальная психология/ Под ред. А.Л. Журавлева. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – С. 102-105 – вопрос 1.

9. Социальная психология. Учеб. пособие / Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – М. – Новосибирск: ИНФРА–М – Сибирское соглашение, 2001. – С. 82-95 – вопрос 1.

10. Социальная психология /Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 59-69 – вопрос 1.

11. Социальная психология/ Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Дергача. – М.: Издат. Центр «Академия», 2001. – С. 40-44 – вопрос 1; С. 44-46-вопрос 2; С. 46-55 – вопрос 4.

12. Социальная психология личности в вопросах и ответах /Под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С. 34-37 – вопрос 1; С. 40-56 – вопрос 3; С. 37-40 – вопрос 4.

13. Сухов А.Н. Социальная психология. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002. – С. 43-50 – вопрос 1; С. 50 – 53 – вопрос 2.

14. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов – н/ Д: Феникс, 1998. - С. 396- 409 – вопрос 1; С. 409-417 – вопрос 2; С. 425-435 – вопрос 4.

Практические задания

1. Что такое социализация и в чем различие социализации взрослого и ребенка?

Определите, к какой концепции социализации относятся следующие положения:

Имитация, идентификация, чувство стыда и вины.

Дотрудовая, трудовая, послетрудовая социализация.

Стадия подражания, игровая стадия, стадия групповых игр.

 

2. Во многих обществах границы между различными возрастами отмечаются особой церемонией - ритуалом перехода. Он является элементом процесса социализации и символизирует перемещение из одного возрастного статуса в другой. Каждый год мы празднуем свой день рождения. Он символизирует переход из одного возраста в другой.

       Можно ли день рождения отнести к ритуалам перехода?

 

3. Переход из одного возраста в другой часто регистрируется при помощи официальных документов. Они могут быть частью ритуала перехода. Выполняют ли подобную функцию следующие документы: свидетельство о рождении, аттестат зрелости, свидетельство о бракосочетании, паспорт, военный билет?

4. Расположите по порядку и покажите на примерах обретенную Вами самостоятельность: политическую, экономическую, социальную.

Является ли это границей между этапами социализации?

5. Согласны ли Вы со следующим положением и почему?

Социализация - совокупность традиций, обычаев социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

 

6. Назовите авторов теорий о стадиях развития личности:

1) Стадии социализации связаны с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека. Первичная стадия включает: 1) оральную (от рождения до двух лет), 2) анальную (от 2 до 3 лет),         3) фаллическую (от 4 до 5 лет).

2) Стадии социализации соответствуют восьми возрастам человека: младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: