Практические задания

 

1. Общение рассматривается как полифункциональный процесс. Перечень функций общения:

1). Эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, самопознание.

2). Установление общности, инструментальная, осознания, самоопределения.

3). Сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения.

4). Контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установление отношений, оказания влияния.

Сгруппируйте вышеперечисленные функции по трем направлениям.

 

2. Критерии удовлетворенности общения:

- потребность в стимуляции

- потребность в событиях

- потребность в узнавании

- потребность в достижениях и признании

- потребность в структурировании времени (ритуалы, процедуры, развлечения, близость, игры).

Подумайте, с кем из знакомых у Вас не сложилось общение. Проанализируйте, какие потребности не удовлетворялись в процессе этого общения?

 

3. Какие изменения, с Вашей точки зрения, произошли в общении студентов в течение ХХ века? Как они будут изменяться в ХХI веке?

 

4. Определите к какому социально-психологическому механизму можно отнести следующие явления:

1). Оратору или проповеднику воочию видно, как сотни, тысячи слушателей принимают его личное настроение или относятся к его образам и картинам, как к чему-то живому, здесь сию минуту присутствующему.

2). … Действует путем непосредственного прививания идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике.

3). Наше поведение должно быть сознательным поведением. Настоящая широкая этическая норма становится действительной только тогда, когда ее «сознательный» период переходит в период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно, поддержанная общественным мнением и общественным вкусом.

4). Всякому случалось испытывать странное и почти неудержимое стремление повторять жесты человека, находящегося в каком-нибудь чрезвычайном положении.

 

Занятие 8. Коммуникативная сторона общения – 2 часа

 

1. Характеристика общения как коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры.

2. Вербальная коммуникация.

3. Невербальная коммуникация.

4. Слухи как особый канал коммуникации.

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 84-88 – вопрос 1; С. 88-93 – вопрос 2; С. 93-100 – вопрос 3.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Владос Пресс, 2002. – С. 234-242, 246- 249 – вопрос 1.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.:ЭКСМО–Пресс, 2001. – С. 89-98 – вопрос 1; С. 98-110 – вопрос 2; С.111-116 – вопрос 3.

4. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология. Ключевые идеи. – СПб.: Изд-во «Питер», 2003. – С. 55-67 – вопрос 3.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – С. 45-67 – вопрос 2; С. 68-84 – вопрос 3.

6. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Владос Пресс, 2002. – С.96-100 – вопрос 1.

7. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – С. 316-343 – вопрос 2.

8. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2003. – С. 87-138 – вопрос 4.

9. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 1999. – С. 59-64, 74-81 – вопрос 1; С. 64-74 – вопрос 2.

10. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 39-46 – вопрос 1; С. 46-64 – вопрос 2; С. 80-115 – вопрос 3.

11. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск НГАЭ и У, Сибирское соглашение, 2000. – С. 44-47, 101-111, 190-198 – вопрос 1; С. 50-51 – вопрос 2; С. 51 – вопрос 3.

12. Семечкин Н.И. Социальная психология. – М. – СПб: Изд-во «Питер», 2004. – С. 157-160, 184-190 – вопрос 1.; С. 161-170 – вопрос 2; С. 171-183 – вопрос3.

13. Соснин В.А., Красников Е.А. Социальная психология. – М.: Форум-Инфра-М, 2004. – С. 228-233 – вопрос 4.

14. Социальная психология. Учеб. пособие / Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – М. – Новосибирск: ИНФРА–М – Сибирское соглашение, 2001. – С. 64-66 – вопрос 1.

15. Социальная психология. Хрестоматия /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 84-111 – вопрос 3.

16. Социальная психология/ Под ред. А.Л. Журавлева. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – С. 130-136 – вопрос 1; С. 136-139 – вопрос 3.

17. Социальная психология личности в вопросах и ответах /Под. ред. В.А. Лабунской. –М.: Гардарики, 1999. – С. 143-177 – вопрос 3.

18. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – М. – СПБ: Изд-во «Питер», 2004. – С. 141-148 – вопрос 3.

19. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов – н/Д: Феникс, 1998. – С. 123-124 – вопрос 1; С. 129-133 – вопрос 2; С. 125-129, 133- 142 – вопрос 3.

Практические задания

1. Семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектами друг друга при взаимодействии.

Как Вы думаете, почему?

 

2. Опишите приемы, которые могут способствовать преодолению коммуникативных барьеров при взаимодействии:

· родителей с детьми,

· преподавателя и студента,

· руководители с подчиненным.

Как могут меняться данные приемы, если субъект меняет позицию коммуникатора на реципиента и наоборот?

 

3. Информация бывает двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она стимулирует к какому-либо действию. Стимуляция подразделяется на активизацию (побуждение), интердикцию (запрет) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение форм поведения). Констатирующая проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Приведите примеры различных типов информации.

 

4. Аргументом, обращенным к большинству, часто доказывается истинность какого-то знания. Как Вы относитесь к следующим аргументам:

1). Большинство народа за реформы.

2). Все богатые люди в наше время неумехи.

3). Этот народ умеет только пить.

 

5. Какой из аргументов к личности коммуникатора, на Ваш взгляд, более убедительный и почему?

1). Это говорила моя тетя.

2). Я узнал это от нашего начальника.

3). Старый сказал.

4). Это говорил немецкий профессор.

5). Да каждый умный человек так говорит.

6). Передавала «Свобода».

7). Было по 1 программе. 

 

Занятие 9. Общение как взаимодействие (интеракция) – 2 часа

 

1. Взаимодействие и общение. Структура взаимодействия.

2. Теории взаимодействия (теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория).

3. Трансакционный анализ процесса общения Э. Берна.

4. Типы социального взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт).

5. Экспериментальное изучение общения как взаимодействия.

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С.100-105 – вопрос 1; С. 112-113 – вопрос 2; С. 105-108 – вопрос 4; С. 108-112 – вопрос 5.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Владос Пресс, 2002. – С. 215-218 – вопрос 1; С. 218-219 – вопрос 3.

3. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М.: Лист-Нью, 1997. – С. 25-33, 44-51, 150-159 – вопрос3.

4. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Издат. Центр «Академия», 2004. – С. 85-142 – вопрос 2; C. 72-289 – вопрос 4.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.. Межличностное общение. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – С. 101-117 – вопрос 1.

6. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Владос Пресс, 2002. – С.65-77 – вопрос 1; C. 67-68 – вопрос 2; C. 77-79 – вопрос 4.

7. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. –   С. 81-84 – вопрос 1; C. 84-89 – вопрос 4.

8. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 140-145, 148-164 – вопрос 1; C. 145-148 – вопрос 2; C. 80-115 – вопрос 3.

9. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск НГАЭ и У, Сибирское соглашение, 2000. – С. 53-55 – вопрос 1.

10. Социальная психология. Учеб. пособие /Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – М. – Новосибирск: ИНФРА–М. – Сибирское соглашение, 2001. – С. 51, 66-69 – вопрос 1.

11. Социальная психология. Хрестоматия /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 111-116 – вопрос 1.

12. Социальная психология/ Под ред. А.Л. Журавлева. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – С. 146-164 – вопрос 1.

13. Социальная психология личности в вопросах и ответах /Под. ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С. 274-287 – вопрос 3; С. 288-307 – вопрос 4.

Практические задания

1. Прокомментируйте высказывание И. Канта: «…Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

 

2. Приведите примеры, иллюстрирующие психологическую совместимость и несовместимость интраверта с экстравертом, мобильного с ригидным, доминантного с недоминантным.

Почему в одном случае субъекты взаимодействия оказались совместимыми, а в другом - нет.

 

3. Приведите примеры на каждый тип трансакции. Как эти типы влияют на межличностное общение?

 

4. Почему в толпе человек чувствует себя уверенно и не сомневается в тех действиях, в которые его вовлекает толпа?

 

5. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социальном плане, чем стратегия сотрудничества?

 

6. Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?

Почему открытый конфликт предпочтительнее латентного?

 

7. Социальная ориентация проявляется в осознании человеком его потребностей и условий их удовлетворения. Формула «мне требуется» или «мне необходимо» - основная рефлексивная формула, в которой осознаются потребности. Какими социальными факторами определяются следующие потребности личности: хорошая работа; красивая и удобная одежда; радостная жизнь; здоровье; верная дружба; острый нож; мешок денег.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: