Как было сказано ранее я провожу эксперемент по применению балльно-рейтинговой технологии оценивания.
Эксперимент проводился в ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» в группе 231 специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по предмету «Менеджмент». До начала проведения эксперимента мной была подробно изучена школьная документация: классные журналы, работы учащихся по различным предметам.
Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, спортивных соревнованиях, различных школьных вечерах и конкурсах, занимают призовые места на вышеперечисленных мероприятиях. Общий язык с ребятами удалось найти сразу в начале педагогической практики, они охотно шли на контакт.
Разработка эксперимента осуществлялась нами совместно с классным руководителем и учителем менеджмента экспериментальной группы Барановой Татьяной Александровной. На его проведение было решено отвести 8 уроков по следующим темам:
1) Менеджмент: его сущность (2 часа);
|
|
2) Внутренняя и внешняя среда организации. (2 часа);
3) Процесс принятия управленческих решений. (1 час);
4) заключительный урок в рамках эксперимента (1 час).
Уроки по довольно легкой теме «Менеджмент: его сущность» были рассчитаны на то, что ученики не сразу воспримут нововведение в виде новой системы оценивания их знаний и достижений, им понадобится некоторое время привыкнуть. Наш расчет оправдался – учащиеся не сразу восприняли новый метод работы, но уже к третьему уроку класс работал гораздо активнее обычного. На заключительном уроке нами была запланирована итоговая проверочная работа по темам, прошедшим в рамках эксперимента. Список оцениваемых действий был разработан нами и Татьяной Александровной по отдельности, затем совместно проработан и скорректирован в соответствии с уровнем подготовки группы, их интересами и работой на уроках менеджмента. В результате мы получили следующий список основных оцениваемых действий студентов:
1) ответ у доски (устный ответ);
2) полностью выполненное домашнее задание;
3) правило, определение, высказанное с места;
4) помощь отстающим ученикам на уроке;
5) исправление учителя;
6) частичное объяснение новой темы;
7) дополнительные сведения по теме (историческая справка, новые разработки или открытия);
8) использование ПК (презентация, программа);
9) выполнение графиков на ватмане для стендов;
10) итоговая проверочная работа.
Как дополнительные могут учитываться баллы по пунктам 4, 5, 7, 8.
Штрафные баллы начисляются в следующих случаях:
1) прогул без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) (минус 1 балл);
|
|
2) отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);
3) плохое поведение (минус 1 балл);
4) неготовность к уроку (минус 1 балл);
5) опоздание более чем на 10 минут без уважительной причины (минус 1 балл).
Начисляемые баллы также были согласованы нами с Барановой Т.А. в соответствии со значимостью того или иного оцениваемого действия для учащегося, его знаний, умений и навыков (см. таблицу 6). Нами было решено начислять баллы от 1 до 10 в зависимости от правильности, полноты ответа, решения задачи или примера, насколько творчески и глубоко проработан основной и дополнительный материал и т.д.
Таблица 6 Начисление баллов по каждому виду деятельности
Параметр | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Балл | 1÷5 | 2 | 1 | 5 | 5 | 5÷10 | 5÷8 | 5÷10 | 2 | 1÷5 |
Соответственно были установлены следующие правила оценивания:
1) минимальное количество баллов, которые необходимо набрать, – 20;
2) максимальное количество баллов – 40.
3) за особенно высокое качество работы, более быстрое выполнение заданий оценка может быть повышена до 15% от максимальной;
4) дополнительные баллы учитываются, как и основные.
Перевод рейтинга в баллы осуществлялся по формулам:
"3" = 0,5·Рmax,
"4" = 0,6·Рmax,
"5" = 0,75·Рmax,
где Рmax=40 – максимальное количество баллов. Таким образом: "3" – от 20 до 23 баллов, "4" – от 24 до 29 баллов, "5" – от 30 до 40 баллов. Подводить итоги рейтинга по группе с объявлением баллов, набранных каждым из студентов (по просьбе группы), нами было решено после итоговой проверочной работы.
Для того чтобы показать прогресс в работе группы с течением времени, приведем для сравнения 2 урока: в начале и в конце эксперимента по темам "Формулы приведения" и "Периодичность функций y=sinx, y=cosx". Представим для наглядности каждый из уроков в виде таблицы, составленной по основным этапам уроков.
Урок 1. " Менеджмент: его сущность " (второй урок по теме).
Этап урока | Содержание этапа | Возможное кол-во баллов | Результат | ||
проверка д/з | 1) фронтальный опрос ответов д/з; 2) вопрос, вызвавший затруднение у большинства группы, рассказывается одним из студентов: «Состав комплекса менеджмента организации» | 2 (для каждого ученика) | После полной проверки д/з у всего класса лишь 10 человек получают по 2 балла. | ||
актуализация опорных знаний | 1) соотношение менеджмента с экономикой и другими науками.
2) Отличительные черты современного менеджмента.
3) Роль технического прогресса в менеджменте. | 1 (за каждый ответ) 1 (за каждый ответ)
1÷5 (за каждый пример)
| 3 ученика по 1 баллу 2 ученика по 1 баллу 2 балла | ||
решение задач | 1) решение простых задач (6 примеров); 2) решение более сложных задач: Компания А получает выручку в размере 800 тыс.р. в год. Переменные затраты компании составляют 400 тыс.р., а постоянные 250 тыс.р. Ставка налога на прибыль 30%, а чистая прибыль компании растет с темпом 7% ежегодно. Компанией эмитировано 8 тыс. акций, рыночная цена которых составляет в настоящее время 25 р. Сумма активов компании 1000 тыс.р., причем собственный капитал занимает 60% инвестированного капитала. Долг компании привлечен на условиях: одна треть под 10% годовых, а две трети – 12%. Компания в текущем периоде выплатила дивиденды в размере 25% от чистой прибыли. Определить: 1. Порог рентабельности, а также запас финансовой прочности, оценить, достаточна ли его величина. По прогнозу рыночный спрос на продукцию компании должен снизиться на 25%. Останется ли при этом компания в зоне доходности, останется ли приемлемым уровень бизнес-риска? 2. Рассчитать цену собственного капитала компании. Рассчитать средневзвешенную цену капитала. 3. Целесообразно ли реализовать инвестиционный проект, требующий вложений в размере 100 тыс.руб. при условии, что чистый денежный поток в результате его реализации составит в течение трех лет 40 тыс.руб. ежегодно?
4.Дать оценку истинной стоимости акции компании при условии, что темп ее роста увеличится на 2 п.п. по сравнению с достигнутым по условию задания (7%).
3) исправление учителя; 4) помощь отстающим ученикам. | 1 (за каждый пример) 1÷5 (за каждый пример)
5
5 | 4 ученика по 1 баллу 2 ученика по 3 балла 2 ученика по 5 б. 0 баллов 0 баллов |
Как видно из таблицы, работа на уроке проходила не в высоком темпе. Студенты неточно, а иногда и неправильно отвечали с мест, также у доски не на все вопросы давались ответы на высший балл. Штрафные баллы за данный урок не получил ни один из учеников, в то же время общая сумма баллов, набранных учащимися, могла бы быть значительно выше. Также стоит отметить, что работали на уроке практически одни и те же ученики. На примере следующего урока мы увидим, что учащиеся адаптировались к новой системе оценивания, стали набирать гораздо более высокие баллы, и практически весь класс участвовал в работе.
Урок 2. "Процесс принятия управленческих решений»
Этап урока | Содержание этапа | Возможное кол-во баллов | Результат | ||
проверка д/з | 1) Доклады по вопросу «Внешняя среда организации» 2) фронтальный опрос ответов д/з;
3) Дать ответ на ситуацию: На совещании у директора фирмы «Холод» подводили итоги работы за 1 квартал года. Ситуация на рынке изменилась и на складе фирмы скопилось много нереализованных холодильников. Директор всю вину возложил на коммерческого директора Зайцева. Зайцев сказал участникам совещания, что уже в январе у него появилась тревога за реализацию, и он дал устное указание начальнику службы маркетинга Волкову определить и уточнить конъюнктуру рынка на февраль, март. Волков ответил, что впервые об этом слышит. Возник конфликт, кто его виновник? /Ответ кратко пояснить/. 4) презентация «Внутренняя и внешняя среда организации» (как дополнительное задание для отдельных учеников).
| 2 (за экземпляр) 2 (за ответ)
3
5÷10 | Выполнены все доклады. Д/з выполнено у всего класса. Пример решен. Презентации отложе-ны (по уважительной причине). | ||
актуализа-ция опор-ных знаний | 1)Что такое внутренняя среда организхации? 2) В чем отличие внутренней среды организации от внешней | 1 1÷5 | Ответы полные. | ||
объяснение новой темы | 1) объяснение темы проводится студенткой. Она дает определение. Управленческим решениям. Делает выводы по принятию управленческих решений
2) Разбираем ситуацию: Менеджеру нужно дать поручение сотруднику, который, как известно по опыту, будет спорить, доказывать, что дело не входит в его обязанности. Как эффективно поставить вопрос, чтобы преодолеть его сопротивление: 1) Как Вы думаете? 2) Ваши предложения? 3) Вы будете выполнять или нет?
|
5÷10
1÷5 | За каждый вид деятельности учащиеся получают высокие баллы. Объяснение новой темы занимает немного больше времени, чем планировалось. Ученики сами делают вывод. |
Как видно из данной таблицы, результаты работы студентов гораздо выше и эффективнее. Баллы стремятся получить все, поэтому на уроке работает вся группа, а не только "отличники". Необходимо отметить, что на данном уроке осуществлялась помощь отстающим студентов при решении примеров на новую тему со стороны их товарищей.
Таким образом, нами были показаны различия в работе учащихся на уроках менеджмента в начале и конце эксперимента.
Как уже было сказано, первые уроки в рамках эксперимента были рассчитаны на адаптацию учеников экспериментальной группы к новой технологии оценивания их знаний. К третьему уроку учащиеся освоились, и началась их активная работа.
Дальнейшие уроки в рамках эксперимента проходили в высоком темпе, студенты стремились набрать как можно больше баллов и поэтому старались быстро и правильно выполнять задания. Практически все запланированные задания были ими выполнены, лишь компьютерные презентации по теме «Сущность организационной управленческой структуры» вызвали небольшие трудности. Задания выполнялись на высоком уровне, студенты ответственно подходили к их выполнению, часто обращались за помощью. После каждого урока на перемене им объявлялись набранные за урок баллы. Окончательное подведение итогов проводилось после написания проверочной работы в рамках эксперимента. Результаты учащихся учитывались при выставлении семестровых оценок.
По результатам эксперимента 33% учащихся экспериментальной группы повысили свою оценку в среднем на 1 балл, из них – значительное число "троечников".
Цель данного исследования – проверить на практике эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений студентов. Для этого была разработана и апробирована на практике балльно-рейтинговая система оценивания.
Результаты применения данной технологии показали, что студенты экспериментальной группы не только показали более высокие количественные результаты работы, но и на должном уровне усвоили необходимые знания, приобрели умения и навыки самостоятельной работы, работы с источниками литературы и Интернет, научились грамотно помогать своим товарищам, делать необходимые дополнения и исправления.
Прогресс в работе студентов можно, в частности, проследить на примере двух уроков, проведенных в начале и конце эксперимента, которые представлены в виде таблицы по основным этапам урока.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение балльно-рейтинговой технологии оценивания действительно оказалось эффективным и показало хорошие результаты.