Факультатива по математике для учащихся 10 класса

Составитель: кандидат педагогических наук, доцент Павлов В.Н.

 

Пояснительная записка

Факультатив рассчитан на старшеклассников, желающих поддержать базовый курс математики и качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз. Факультативный курс представляет собой совокупность основных вопросов математики, подчиненных принципу системности.

Цель факультативного курса – раскрыть программные вопросы на углубленном уровне; предложить для изучения темы, расширяющие рамки школьной программы; способствовать развитию математических способностей, мышления, познавательного интереса учащихся; содействовать профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложений.

Задача факультативного курса – актуализировать полученные учащимися знания, отработать навык практического применения формул, правил, законов математики.

Основные формы организации учебно-познавательной деятельности на факультативе: лекция; практическое занятие; математическое соревнование.

Принципы проведения факультативных занятий: регулярность; опережающая сложность; смена приоритетов и вариативность при решении задач.

Факультативный курс адресован учащимся 10 класса естественно-научного и гуманитарного профилей. Регламентация времени – 2 часа в неделю, всего 34 часа.

 

Учебно-тематический план

Тема Всего часов Лек- ция Практ. занятие Математ. соревнование Примерная дата проведения
1 Тождественные преобразования алгебраических выражений   6       2   4   22 января 29 января 5 февраля
2 Алгебраические уравнения (в том числе содержащие модуль, параметр)   6   2   4   12 февраля 19 февраля 26 февраля  
3 Алгебраические неравенства (в том числе содержащие модуль, параметр)   6   2   4   5 марта 12 марта 19 марта  
4 Алгебраические функции (исследование графиков функций по готовым чертежам, построение эскизов графиков функций)   8   2   4   2 2 апреля 9 апреля 16 апреля 23 апреля  
  5   Текстовые задачи   8   2   4   2 30 апреля 7 мая 14 мая 21 мая
6 Итого 34 10 20 4  

Содержание факультативных занятий

Тема 1. Тождественные преобразования алгебраических выражений (в том числе с использованием подстановок, понятия модуля числа).

Тема 2. Алгебраические уравнения (в том числе содержащие модуль, параметр). Модуль числа, свойства модуля. Методы решения уравнений с модулем. Решение комбинированных уравнений, содержащих переменную и под знаком модуля. Понятие уравнения с параметром, примеры. Контрольные значения параметра. Основные методы решения уравнений с параметрами. Решение систем уравнений с параметрами.

Тема 3. Алгебраические неравенства (в том числе содержащие модуль, параметр). Теорема о равносильности неравенства с модулем и рационального неравенства. Основные методы решения неравенств с модулем. Понятие неравенства с параметром, примеры. Основные методы решения неравенств с параметрами. Задачи с параметрами.

Тема 4. Алгебраические функции (исследование графиков функций по готовым чертежам, построение эскизов графиков функций).

Тема 5. Текстовые задачи. Понятие текстовой и сюжетной задач. Основные типы сюжетных задач. Решение сюжетных задач на прогрессии, движение, работу, проценты, смеси, сплавы. Олимпиадные задачи.

Основные знания и умения, которыми должны овладеть

 учащиеся  в результате изучения курса

В результате изучения факультативного курса учащиеся:

должны знать – тождественные преобразования алгебраических выражений (в том числе с использованием подстановок, понятия модуля числа); основные методы решения уравнений и неравенств с модулем, с параметром; алгебраические функции (исследование графиков функций по готовым чертежам, построение эскизов графиков функций); основные типы сюжетных задач и приемы их решения;

должны уметь – применять изученные методы и приемы при решении текстовых задач, уравнений и неравенств с модулем, с параметром; при исследовании и построении графиков функций; при проведении тождественных преобразований алгебраических выражений.

Литература

1. Калнин, Р.А. Алгебра и элементарные функции. – М.: Наука, 1975.

2. Крамор, В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – М.: Просвещение, 1990.

3. Литвиненко, В.Н., Мордкович, А.Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия. – М.: Просвещение, 1991.

4. Шарыгин, И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1989.

5. Ястребинецкий, Г.А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры. – М.: Просвещение, 1972.

Организация работы, основные формы, методы, средства обучения учащихся на факультативных занятиях по математике.

Факультативные занятия могут организовываться как для учащихся одного класса, так и для одновозрастных учащихся нескольких школ одного города. Минимальное число учащихся для факультативных занятий – 10 человек. Факультативы проводятся по расписанию, с постоянным составом учащихся, по утвержденной программе. Отметки на факультативах, как правило, не ставятся.

Основные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях: лекция; практическое занятие; математическое соревнование; самостоятельная работа и т.д.

Методы обучения: лекция; практическая работа; доклады; экскурсии; подготовка и заслушивание рефератов и т.д.

Средства обучения: учебная книга по математике; электронные образовательные ресурсы и т.д.

Задания

1. Разработайте авторскую программу факультативных занятий по математике с учетом возрастных особенностей учащихся. Составьте план-конспект одного факультативного занятия. Изготовьте необходимые наглядные пособия и дидактические материалы.

2. Ознакомьтесь с опытом факультативной работы одного из организаторов дополнительного математического образования школьников вашего региона. Обобщите изученный опыт в форме краткого отчета.

3. Разработайте авторскую программу спецкурса по математике. Составьте план-конспект одного занятия спецкурса. Изготовьте необходимые наглядные пособия и дидактические материалы.

4. Ознакомьтесь с опытом работы одного из вузов вашего региона по организации дополнительного математического образования школьников в форме спецкурсов (спецсеминаров). Обобщите изученный опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: