Структура школьного математического клуба

(В.Л. Морозова, Р.В. Дронина)

 

Обобщение опыта работы отечественных математических клубов.

Смоленская область. Математический клуб «Пифагор». Руководитель – Л.Г. Харитонова. Клуб «Пифагор» – добровольное объединение школьников, увлекающихся математикой и имеющих способности к исследовательской и творческой деятельности. Структурные подразделения клуба: секция «Малышок» (3–7 классы); секция «Математика после уроков» (8–11 классы); секция «Юный программист» (5–9 классы); секция «Научное исследование» (8–11 классы); секция «Информационно-редакционная» (8–11 классы).

Пермский край. Клубы: «Математический огонек»; «Математический теремок». В 1964 г. в г. Перми был организован воскресный клуб «Математический огонек» для учащихся 4–6 классов. В 1970 г. появился «Математический теремок» для учащихся 1–3 классов. Названия секций: «Буратино» (1 класс), «Дважды два» (2 класс), «Золотой ключик» (3 класс), «Веселые математики» (4 класс), «Юные математики» (5 класс), «Серьезные математики» (6 класс). Руководили работой клубов преподаватели и студенты старших курсов Пермского государственного педагогического института. Занятия в секциях проводились два раза в месяц продолжительностью 1–2,5 часа по следующей структуре: математический час, решение типовых задач, проведение массовых математических игр, конкурсов, математических боев.

Клуб «Математический теремок» для учащихся 1–3 классов           (В.Л. Морозова, И.Н. Власова).Основная цель работы «Теремка»: развитие интереса к математике с первых дней учебы в школе. Особенности занятий: занимательность, игровой замысел, познавательное содержание, эмоциональность (удивление, восхищение, удовольствие). Само название секций позволяет судить о действующих лицах (Буратино дает задания, проводит игры и т.д.) Начало работы клуба для разных классов различно. Первая секция начинала свою работу с января. Занятия в первых классах длились 45 мин.–1 час. Другие секции начинали свою работу с октября, продолжительность занятий составляла 1,5–2 часа. План работы секций.

Секция «Буратино»

1 занятие: беседа «Число и цифра»; конкурс пословиц, поговорок, названий фильмов о числах.

2 занятие: математические закономерности; игра «Суматоха».

3 занятие: знакомство с геометрическими фигурами; игра «Танграм».

4 занятие: занимательные задачи; игра «Путаница».

5 занятие: логические задачи; игра «Чем дальше в лес, тем больше дров».

6 занятие: день игр и развлечений.

Секция «Дважды-два»

1 занятие: беседа «Как люди научились считать»; римская нумерация; игра «Лото»; викторина «В мире занимательных фактов».

2 занятие: египетская нумерация; игра «Лото»; математические закономерности.

3 занятие: математические ребусы; игра «Тяжеловесы».

4 занятие: решение задач по готовым моделям; игра «Математическое решето».

5 занятие: увлекательный мир умножения и деления; игра «Давайте посчитаем».

6 занятие: логические упражнения и задачи; игра «Числовое решето».

7 занятие: математическая библиотечка; чтение математических стихотворений; ярмарка мини-книжек.

8 занятие: день игр и развлечений; подведение итогов работы секции.

Секция «Золотой ключик»

1 занятие: задачи в стихах; лабиринты чисел.

2 занятие: путешествие Единички; игра «Семеро одного не ждут».

3 занятие: путешествие в Геометрию; конкурс геометрических фигур.

4 занятие: путешествие в мир треугольников; киоск математических развлечений (задание на разрезание и складывание).

5 занятие: учитесь правильно рассуждать; игра «Математические художники».

6 занятие: «Неизвестные в математике» (история введения буквенных выражений и уравнений); математическая эстафета.

7 занятие: загадочные множества; учимся читать диаграммы.

8 занятие: решение задач повышенной трудности; игра «Математическая рыбалка».

9 занятие (проводится совместно с секцией «Дважды-два»): итоги работы клуба; игра «Математический поезд».

План работы воскресного клуба «Математический огонек» для учащихся 5–7 классов (Р.В. Дронина, Е.А.  Дышинский).

План первого заседания: беседа «Математика в жизни человека»; сообщение о работе секций клуба в текущем году (5-6 классы «Математический утренник»; 7-е классы «Поиск математических закономерностей»); игра «Математическая рыбалка».

Секция «Веселые математики» (5 класс)

2 заседание: беседа «Как люди научились считать»; египетская и вавилонская нумерации; игра «Лото»; решение задач по макету весов; веселая десятиминутка; игра «Кто быстрее?»

3 заседание: римская и славянская нумерации; математическая игра «Лото»; решение задач с помощью диаграмм; веселая десятиминутка (игра «Математическая суматоха»).

4 заседание: математические ребусы; игра «Математические барьеры.

5 заседание: в мире больших чисел; задачи на движение; игра «Тише едешь – дальше будешь»; веселая десятиминутка.

6 заседание: игра «Математические следопыты».

7 заседание: день математических игр и развлечений; настольные и подвижные игры.

8 заседание: математическая библиотечка; игра «Математическое решето»; чтение математических стихотворений.

9 заседание: путешествие точки; экскурсия в зоопарк.

10 заседание: математические закономерности (вводная беседа); поиск закономерностей (разминка); игра «10 подножек»; веселая десятиминутка (игра «Быстрый счет»).

11 заседание: подготовка к игре «Математический поезд»;  «Математические цепочки».

12 заседание (проводится вместе с секцией «Серьёзные математики»): итоги работы клуба; игра «Математический поезд».

Секция «Серьёзные математики» (6 класс)

2 заседание: путешествие Единички или некоторое свойства чисел натурального ряда; лабиринт чисел; чтение математического стихотворения о числах.

3 заседание: задачи на делимость; игра «Математическая рыбалка»; математические игры (10 минут).

4 заседание: «Трое неизвестных» в математике (из истории введения буквенных обозначений неизвестного); эстафета «Огонек»; математические фокусы.

5 заседание: Учись правильно рассуждать! (решение логических задач на взвешивание, перебор предметов, переправы, переливание; решение логических задач и упражнений на нахождение последних цифр произведения); игра «Математические художники»; десятиминутка «У нас в гостях журнал «Квант».

6 заседание: решение задач повышенной трудности; игра «Математики рисуют»; киоск математических развлечений (на разрезание и складывание).

7 заседание: день математических игр и развлечений; настольные и подвижные игры.

8 заседание: история возникновения дробей; знакомство с решением исторических задач; игра «Математические тяжеловесы»; десятиминутка «У нас в гостях журнал «Квант».

9 заседание: Учись применять формулы (вычисление длины окружности и площади круга; решение различных «задач с ниткой», шуточных «задач с козой»); конкурс на выделение фигур из геометрического узора; экскурсия на выставку «Окружность и круг в нашей жизни».

10 заседание: равновеликость и равносоставленность фигур (практическое решение геометрических задач на разрезание и складывание методом дополнения или разбиения; учащиеся изготавливают игру-головоломку «Танграм» для домашней игротеки); конкурс фигур (основан на использовании головоломки Громова (журнал «Квант», № 2, 1977).

11 заседание: подготовка к игре «Математический поезд»; «Математическая ярмарка» (продаются» книжки-малютки; чтобы купить книжку, нужно решить задачу, аналогичную разобранным на предыдущих занятиях).

12 заседание: итоги работы клуба; игра «Математический поезд».

Секция «Юные математики» (7 класс)

2 заседание: математика на страницах журнала «Квант»; поиск математических закономерностей; игра «Математические дорожки».

3 заседание: различные системы счисления; игра «Математические художники».

4 заседание: различные системы счисления; игра «Математические барьеры».

5 заседание: из истории алгебры; математическая эстафета «Огонек»; веселая десятиминутка.

6 заседание: в царстве формул; математический лабиринт «Смекалка»; математические стихотворения.

7 заседание: день математических игр и развлечений; подвижные и настольные игры.

8 заседание: графики в жизни (практическое применение графиков; знакомство с книгой А.И. Островского и Б.А. Кордемского «Как геометрия помогает арифметике»); лабиринт графиков.

9 заседание: геометрия на клетчатой бумаге; математическая игра «Глазомерный базар»; пятиминутный конкурс (откладывание абстрактных картинок, глазомерная викторина).

10 заседание: занимательные задачи на проценты; геометрия паркета; игра «Лучший паркетоукладчик»; десятиминутная веселая викторина «Сосчитай-ка!»

11 заседание: решение задач повышенной трудности по алгебре; подготовка к конкурсу смекалистых.

12 заседание: итоги работы клуба; конкурс смекалистых.

Научно-практическая конференция школьников. Для подведения итогов деятельности и поиска основных направлений и перспектив работы научного общества учащихся широко используется такая форма работы, как научно-практическая конференция. Основная цель ее организации – обсуждение какой-либо конкретной (теоретической, практической) проблемы.

Организационным признаком конференции является наличие докладов по выбранной тематике. Выбор тематики конференции определяется спецификой коллектива, уровнем математической подготовки учащихся, их возрастными особенностями, действующей школьной программой по математике, а также целями и задачами конференции. 

Например, углубить и расширить программу школьного курса математики помогут конференции: «Развитие методов решения алгебраических уравнений и их систем», «Инфинитезимальные методы Архимеда – фундамент дифференциального и интегрального исчисления Лейбница и Ньютона» и т.п. К конференциям, знакомящим учащихся с историей математики, относятся: «Развитие математики в эпоху Возрождения», «Математика в Древней Греции», «Развитие математики в России» и т.д.

Оценить вклад, внесенный в развитие науки различными школами и академическими центрами, отдельными учеными помогут конференции «Петербургская Академия наук и ее влияние на развитие науки и техники», «О жизни и деятельности Архимеда», «Лобачевский – Коперник геометрии», «Леонард Эйлер», «Женщины-математики» и другие.

О своеобразных путях формирования различных дисциплин учащиеся узнают, например, на конференциях «От Евклида до Лобачевского», «Возникновение математических символов», «У истоков алгебры», «Как люди научились считать», «Знаменитые задачи древности», «История логарифмов», «Развитие понятия о числе», «Становление тригонометрии как науки» и т.п.

Раскрыть роль математики в современную эпоху, установить ее многочисленные связи, различные приложения помогут конференции: «Математика вокруг нас», «Математика и производство», «Математика и сельское хозяйство», «Математика – язык современной науки» и т.д.

Виды конференций: теоретические; юбилейные; исторические; прикладной направленности. Конференции могут проводиться как в традиционной, так и нестандартной форме (например, стендовые).

Задания

1. Предложите набор тем для учебных исследований разных видов.

2. Познакомьтесь с критериями оценки образовательных результатов учеников по исследованию фундаментальных образовательных объектов, предложенных в книге А.В. Хуторского «Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения» (приложение 5). Продумайте собственную систему оценивания учебно-исследовательской деятельности школьников.

3. Разработайте годовой план работы одной секции математического отделения школьного научного общества учащихся.

4. Составьте план работы математического клуба на 3 месяца по теме «Старинные математические задачи».

5. Ознакомьтесь с опытом работы вашего региона по изучаемой теме. Каковы основные тенденции, динамика и перспективы развития учебно-исследовательской деятельности школьников в вашем регионе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: